Отец Сергий был большим человеком, и его уход из нашей земной Церкви, конечно, заметен. Таких людей вообще мало. Я не могу сказать, что был его близким другом, но тем не менее мне приходилось вместе с ним бывать, служить вместе с ним.
Когда отец Сергий приезжал в Москву в последний раз на осеннюю конференцию памяти владыки Антония, он служил у меня в храме, мы с ним вместе причащались. Потом он остался на общую трапезу и беседовал с нашими прихожанами. Он настоящий наследник владыки Антония Сурожского. Само священство отец Сергий воспринял как продолжение дела святителя Сурожского и сознательно старался ему во многом подражать.
Удивителен и Свято-Николаевский приход, который он устроил в Амстердаме. Отец Сергий сумел сделать настоящий вселенский приход. К нему приходили люди разных национальностей, традиций: русские, украинцы, сербы, румыны, эфиопы, было огромное количество обратившихся в православие голландцев. Отец Сергий легко служил литургию на фламандском языке и так же с любовью служил на церковнославянском, старался всех прихожан привлечь к пониманию литургии, к сослужению литургии.
Он окружил себя замечательными священниками: отец Хильдо, урожденный голландец, англичанин отец Милетий. Это люди разных культурных традиций, но при этом принявшие русское православие, старавшиеся пронести его через свою родную культуру. Удивительно было находиться на богослужении в этом бывшем католическом монастыре, отражавшем западную традицию и наполненным светом православия.
Мне довелось беседовать с прихожанами отца Сергия, и я видел их неподдельный интерес к духовной жизни. Паства была воспитана отцом Сергием в таком напряженном искании Царствия Небесного, в замечательной жажде слова о духовной жизни. При этом он был по-настоящему открытым человеком. Прекрасно знал Амстердам.
Помню, мы гостили у него вместе с моим другом отцом Леонидом Грилихесом, который сейчас служит в Брюсселе. Мы гуляли по городу, ходили во всем музеи, отец Сергий много рассказывал о Ван Гоге. Он прекрасно знал культуру этой страны и даже написал о Голландии книгу. Оставаясь человеком совершенно русской, петербургской культуры, он воспринимал страну, в которой ему Господь благословил служить в течение 25 лет, как родную и людей, которые там живут, от себя не отделял. Это видно уже потому, что половина его прихода составляли голландцы.
Он был настоящим апостолом, миссионером в своей стране благодаря тому, что сумел воспринять голландскую национальную культуру. Мне очень горько от его ухода. Я полюбил этого человека, мы хорошо друг друга понимали. Он написал для одной из моих книг предисловие, и для меня это огромная радость. Я знаю, что сейчас ко мне должна прийти его последняя книга о свободе, которую он буквально за несколько дней до смерти подписал специально для меня.
Протоиерей Сергий Овсянников родился в 1952 году в Ленинграде. Oкончил физический факультет Ленинградского государственного университета, затем Ленинградскую духовную семинарию (1982) и Ленинградскую духовную академию (1986). Кандидат богословия. На протяжении многих лет работал консультантом по библейским переводам в Объединенных библейских обществах. Женился на Е. А. Фоогд. Рукоположен во диаконы в 1987 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером) (впоследствии Патриарх Алексий II). Переехал в Голландию. Во священники рукоположен в Лондоне в 1990 г. митрополитом Сурожским Антонием (Блумом). Настоятель Свято-Николаевского прихода в г. Амстердам (Голландия) после ухода на покой протоиерея Алексия Фоогда. Проживал в Амстердаме.