Открытие музыкального фестиваля
Центра Москвы в воскресенье вечером как–то особенно печален – непривычно мало людей и непривычно мало трезвых. Оглядываешься вокруг – один едва держится на ногах, бутылка в руке, кто–то ругается, вокруг ленинской библиотеки – пристанище бомжей…
Но подходя к консерватории, как будто переносишься в совершенно другую эпоху, в другое время, лет на 30 назад или, хочется надеяться, вперед. Пожилые почтенные супружеские пары, родители с детьми, а вот, наверное, и завсегдатаи консерватории: как будто сошедшие со страниц чеховских рассказов. У самого входа оживленно беседует с молодыми людьми отец Всеволод Чаплин.
Сегодня в Большом зале консерватории состоялось открытие музыкального фестиваля в рамках всероссийской выставки–форума «Православная Русь», проводящегося по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве.
По мысли организаторов фестиваля, он должен объединить столь несхожие жанры, как духовный стих, знаменный распев, классические мелодии, религиозную балладу и рок-проповедь, раскрыть возможности диалога и взаимного обогащения духовной, светской и рок культур.
Духовная музыка звучала в стенах консерватории даже в самые безбожные годы, через любовь к духовной музыке многие и многие приходили к Богу.
Второй звонок. По залу проходит протоиерей Николай Соколов – настоятель храма свт. Николая при Третьяковской галерее. Это хор его храма будет петь сегодня вместе с хором Мариинского театра. о.Николай сам закончил консерваторию, и такой прекрасный хор собран его трудами.
Открывается концерт так, как, наверное, редко начинаются концерты. На сцену выходит прот. Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и громко приветствует собравшихся радостным «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» единодушно отвечает зал.
Отец Всеволод говорит в своем вступительном слове о том, что идея подобного фестиваля родилась недавно. Основная его задача – рассказать миру о той традиции, которую Русская Православная Церковь оставила в музыке, искусстве, показать, что и сегодня в России пишутся произведения, проникнутые духовным поиском. Традиция, – подчеркнул о.Всеволод, – это не нечто мертвое, традиция – это живое объединение прошлого, настоящего и будущего, она передает ценности от старшего поколения новому. «Пусть эта традиция всегда будет живой, созидающей будущее народа!» – пожелал о.Всеволод в завершение.
В начале первого отделения концерта Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи под руководством дирижера Алексея Пузакова исполнил «Песнопения Великой вечерни» А.Вискова. Кажется, почти невозможно не перекреститься… Наверное, в такие минуты православный человек, привыкший к богослужению Русской Православной Церкви, особенно отчетливо понимает, что богослужение, молитва требуют именно предстояния…
Далее хор исполняет «Благослови душе моя» архиеп. Ионафана (Елецких), «Ныне силы небесные» еп. Иллариона Алфеева, «Совет превечный» П.Чеснокова. Солирует Даниил Штода. Зал еще долго не отпускает хор и солистов, не смолкают аплодисменты, все новые букеты несут благодарные слушатели.
Во втором отделении звучит «Братское поминовение» А.Кастальского в исполнении хора Мариинского театра, дирижер – Андрей Петренко. «Господи помилуй», «Глубиною мудрости» «Вечная память» – сменяют друг друга песнопения. Закончилось произведение и за ним исполняется «Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века!», солирует Юрий Лаптев. В этот момент кажется, что весь зал объединяется в этом молитвенном прошении: Господи, утверди нашу веру, веру православную, во век века!
И вот – кульминация – на сцену выходят сразу два хора: «С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» – гремит хор. И долго не смолкают апплодисменты.