Отлучать от причастия – это самая тяжелая и неприятная обязанность, которая возлагается на священника. Потому что Господь призывает со страхом Божьим приступить ко Святой Чаше, а священник говорит конкретному человеку: «А ты не приступай». Но на самом деле не священник, а грех отлучает такого человека от причастия. Грех – это беззаконие. Есть такая священническая присказка: «Не предай Христа в беззаконные уста». Значит, речь идет именно о духовном беззаконии.
Возможно не продолжительное отлучение, а разовое недопущение до причастия. Например, человек забылся и утром попил воды. Здесь надо разобраться. Если речь о разгильдяйстве, – здоровый мужик проснулся и ему, видите ли, воды захотелось попить, – это просто распущенность, невнимательность. Распущенность – это грех, такое же беззаконие. Вот он за свой грех и лишается причастия сегодня.
Другое дело, когда больной или пожилой человек, или младенец. Нельзя же его лишать главного только потому, что ему нужно лекарство принять или воды глотнуть, иначе он будет плохо себя чувствовать. Что мы, больных причащать совсем не должны? Человек страждет, ему и так плохо, а мы еще скажем: «Ах, ты не можешь потерпеть, и мы тебя за это отлучаем от причастия». Это же смешно.
Если поругались
Священник может не допустить к причастию, например, если человек поругался с кем-то и пришел к причастию вопреки заповеди Христовой, не примирившись. Например, подходит ребенок исповедоваться и говорит: «Я мамочку рассердил». – «А ты прощения попросил?» – «Нет, не попросил». Тогда ты ему скажешь: «Иди к мамочке, попроси прощения. Она тебя простит, и я тебя допущу к причастию».
А если взрослые поругались так, что не хотят примиряться, тогда пусть подождут с причастием. Раз ругаться могут, а прощения просить не могут, тогда пусть какое-то время не причащаются, пока не помирятся.
Если человек действительно кается в том, что обидел кого-то, или же если попросить прощения невозможно – тот, с кем ссорились, уехал далеко или скончался, тогда, конечно, пусть с раскаянием подходит к причастию.
Когда страдают слабые
Если же человек живет в смертном грехе, что бывает достаточно часто в наше дикое время, то к причастию его допускать нельзя до того времени, пока он этот грех не оставит. Блудный грех – самый типичный и наиболее распространенный. Если человек так грешит, то он должен набраться решимости и прекратить этот грех. Не всегда это просто. Как правило, есть такая духовная закономерность: грешат сильные, а страдают слабые. Грешат мужчины, а страдают женщины. Грешат женщины, страдают дети. То есть, так сказать, грешат паны, а у холопов чубы трещат.
Как правило, приходят с таким вопросом женщины. Женщина ищет способа создать семью. А мужская психология несколько иная. Он в этих отношениях ищет женщину. Зачем ему семья, ему и так хорошо. Накормят, напоят, спать уложат, ублажат, всё, что хочет, он получит. Зачем тогда на себя ответственность брать? В итоге и та, и другая сторона виноваты. Казалось бы, женщина – страдающая сторона, но значительная доля и ее вины есть: зачем же оказалась такой доступной?
В таких трудных случаях нужно дождаться момента, когда человек решится расстаться со своей искаженной надеждой: «Ах, вдруг он всё-таки на мне женится». Когда сможет набраться сил и сказать: «Знаешь, дорогой, я готова создать с тобой семью, но продолжать этих отношений не могу. Давай, если ты решишься, то семью создаем. А если нет, значит, нет». Вот если женщина так поступит, прекратит этот грех, тогда можно ей и причащаться. А если она не знает и колеблется, и тянет резину, то причащение надо отложить до тех пор, пока не решит твердо и твердо засвидетельствует, целуя крест и Евангелие, пообещает Господу так больше не грешить.
Всё это обсуждается на исповеди.
Есть такая закономерность, что человек часто страдает за свои прошлые грехи. Например, женщина сожительствует с мужчиной, и у них есть дети. Теперь она и рада бы изменить ситуацию, да не может. Вот это и есть страдание за свои прошлые грехи. Надо было набраться сил и прервать эти отношения раньше, когда увидела, что перспективы весьма туманные. Но, если пока не можешь, давай будем ждать, когда ты станешь сильнее этой ситуации и сможешь принять правильное решение. А так – молись и кайся, и к исповеди можешь подходить, и просить Господа о помощи, но причащаться тебе нельзя. Потому что это смертный грех, а смертный грех – это не раскаянный грех. Раскаяние – это исправление.
Про сроки
Сейчас сроки отлучения от причастия за тот или иной грех, которые указываются в канонах, не выполняются. И сами великие святые далеко не всегда их выполняли. Указано, что если человек кается и исполняет что-то – постится, другие благочестивые усилия прикладывает, то ему сроки епитимьи сокращаются.
Сейчас они еще более резко сокращаются, потому что мы живем в XXI веке – это век грешный и к тому же расслабленный. Нельзя требовать от человека чего-то сверх сил. Поэтому на много лет отлучать человека от причастия – неправильно. Но какую-то епитимию человек должен понести, чтобы почувствовал – он совершал тяжелый грех и должен его вот таким образом искупить.
Объяснить, чего человек лишается
Бывает, что человек первый раз в церкви и не понимает, что такое причастие, особо к нему и не стремится. Потому и отлучение без объяснения будет бессмысленно. Ему надо объяснить, что причастие – это величайшее таинство, величайший дар Божий, который мы и уразуметь-то не можем: он сверхъестественный. Это Божественный дар, Сам Господь хочет с тобой соединиться, чтобы в тебе – грешном человеке – засияла божественная жизнь.
Если ты этого хочешь и понимаешь, к этому стремишься, значит, ты приложишь усилия и начнешь каяться. Если же человеку безразлично, то здесь задача священника поговорить так, чтобы стало не безразлично. Очевидно, что положительного эффекта трудно достичь за одну встречу. Если человек почувствует, что к нему относятся спокойно, доброжелательно, с любовью, сострадательно, он, скорее всего, придет еще. Задача священника – донести до кающегося и не понимающего, что такое покаяние, объяснить и донести до него свет любви Божией.
Опять сорвался?
На человека была наложена епитимья за конкретный грех на конкретное время. Он какое-то время держался, а потом – «сорвался». Тогда – отлучают от причастия дальше. Мы очень расслабленные, жалеем себя: «Ах, я бедный, ах, опять не получилось. Ах, я такой грешный, я такой слабый». А почему ты позволяешь себе жить беззаконно? Когда человек прикладывает усилия, Господь укрепляет и вознаграждает. А беззаконное сожительство, блуд или прелюбодеяние – это же касается не одного человека. Если ты вовлекаешь по своей слабости еще и другого человека в смертный грех, то какой с тобой разговор? Как тебя можно допускать до причастия, если ты такой разгильдяй? Борись со своим разгильдяйством, преодолевай его, и Господь тебя укрепит, всё будет хорошо.
Повторяю, самый распространенный грех, отлучающий человека от причастия – именно блудный грех. Бывают и другие смертные грехи, допустим, уныние. Но представьте себе, что приходит в храм унывающий человек, которому и так весь мир кажется серым, бесцветным, безрадостным, а мы его еще от причастия отлучим, разве это пойдет ему на пользу?
Хотя и с унынием нужно бороться. Конечно, такому человеку необходимы сочувствие, сострадание. Но, возможно, необходима и какая-то медицинская помощь. А если человек просто блудник такой, что свой грех оставлять не хочет, то с какой стати его причащать? Почему он хочет причащаться, а греха прекратить не хочет? Если такой слабый, надо подождать, пока с Божией помощью станет сильнее своих слабостей…
Подготовила Оксана Головко
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.