Отлучили от причастия? И кому от этого стало лучше?
Разговор об отлучении от причастия продолжает протоиерей Павел Великанов.
Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов

Вопрос отлучения от участия в Таинстве Причащения — очень деликатный. Конечно, есть целый свод канонических правил по этому вопросу — однако он в современных реалиях — скорее ориентир, помогающий осознать тяжесть того или иного согрешения, нежели чем работающее руководство к действию.

Однажды я был свидетелем очень драматической ситуации. Один священник, недавно рукоположенный — будучи уже в преклонных летах — запретил пожилой женщине причащаться до самой смерти. Причина столь жесткого наказания — то, что она состояла в невенчанном браке. Возраст, наличие внуков, десятилетия законной супружеской жизни — для него все эти факторы оказались ничего не значащими. Раз не венчана — значит, живёт в блуде. А по канонам — епитимья. Всё это оказалось таким неожиданным и я бы не побоялся сказать, подлым ударом по её зреющей вере — что на протяжение очень долгого периода она вообще не ходила в храм, пребывая в сильнейшей депрессии. Одним словом, чего добились? Отлучили от причастия? И кому от этого стало лучше? Кого это подвигло ко Христу? Никого!

Неспроста одной из важных тем, которые стоят на повестке обсуждения Межсоборным Присутствием, является эпитимийная практика: как научиться правильно и целесообразно руководствоваться церковными канонами при определении различных форм церковного прещения. Само наличие такой темы однозначно свидетельствует: на сегодня нет выверенного и единообразного понимания, каким образом применять каноны в области духовного руководства.

Если говорить по сути, то прежде чем отлучать от причастия, надо… приучить человека регулярно причащаться. Какой смысл накладывать отлучение, когда человек и так подходит к Чаше один раз в год — а то и ещё реже? Он и так сам себя отлучил; зачем здесь ещё какое-то формальное отлучение? Пока участие в Таинстве Божественных Тела и Крови не станет для верующего самым главным, самым желанным событием жизни, самой значимой ценностью — на мой взгляд, об отлучении не может быть и речи. Безумно пытаться лечить голоданием истощённого человека.

Немалое значение имеет и то, что в сознании даже глубоко церковных людей причастие нередко воспринимается как «награда», или «пропуск» в Царство Небесное. Своего рода «духовная печать», подтверждающая, что ты — в числе спасающихся. И эту «награду», естественно, надо заслужить — а потом ходить с высоко поднятой головой: я великий, я сегодня причащался, смотрите все и завидуйте!.. Но чаще всего такие люди не подпадают под действие существующих церковных канонов — хотя пребывая в таком самодостаточном горделивом состоянии, они куда дальше от живого и спасительного покаяния, нежели чем многие на самом деле грешники.

То, что причащение — не награда, а путь, инструмент возделывания души, способ очищения от грехов, преодоления страстей — который не работает механически, но только в согласии, в соработничестве со свободной волей человека — про это зачастую забывается. Представьте себе такую ситуацию: стоит в гараже шикарный, дорогой автомобиль; его хозяин каждый день чистит, убирает, натирает воском кузов, моет стёкла, заправляет до горлышка бензином — садится за руль, гладит нежный кожаный руль — но никуда на нём не едет. Даже не заводит! И такая ситуация продолжается годами. Пока этот дорогой автомобиль не выедет за пределы гаража — его хозяин никогда не узнает, какие у машины проблемы, может ли вообще она ездить — не сгнила ли ходовая, не потек ли аккумулятор — и так далее. А рядом туда-сюда ездит какая-нибудь полуразвалившаяся «шестёрка» — но ведь ездит! Точно так же порой представляется, что частое причащение «себя ради», а не ради исполнения Христовых заповедей — такая же заправка без дальнейшего использования. И вот здесь-то надо порой помочь человеку осознать — а зачем ты причащаешься? что реально в твоей жизни меняется от участия в Евхаристии? возрастает самомнение? увеличивается градус ненависти к окружающим безбожникам и нехристям? укрепляется сознание собственной исключительности и непогрешимости? Вот в каком состоянии действительно надо отлучать от причастия — хотя бы на какой-то срок — но здесь невозможно применить ни один канон — а не совершает человек никаких тяжких, смертных грехов!

Мне приходилось встречаться с ситуацией, когда отлучение от причастия становилось мощным инструментом манипулирования со стороны авторитарных духовников. Не послушалось духовное чадо в чем-то — теперь нельзя причащаться. Конечно, всё это кого-то отталкивало навсегда, а кого-то, напротив, вводило в патологическую и очень эмоционально заряжённую зависимость от «батюшки».

Но для церковной общины отлучение любого члена от участия в причащении — это огромная трагедия, это просто беда! Это отнюдь не «частная проблема отдельного человека». Значит, проблемы в самой общине, в ней катастрофически недостаёт любви, открытости, понимания, поддержки друг друга — если возможна ситуация, когда кто-то выбрасывается за её пределы. Отлучение — это же не «духовная гаупвахта», а свидетельство неспособности человека к участию в Божественной благодати, утверждение, что тональность его жизни настолько резко отличается от правильной жизни во Христе, что неизбежен конфликт, неизбежно острое противостояние между человеком и Богом! Нет и не может быть в таком состоянии никакого взаимопроникновения, соработничества между Богом и человеком, человек — откровенный враг Богу! И не по какой-то немощи, случайной ошибке — а именно сознательно и ответственно, в полном разуме и при понимании всего происходящего. Но если мы внимательно всмотримся в тех, кого порой подвергают отлучению — таких людей мы там практически не встретим. Да, будут люди с порой очень тяжкими грехами, даже смертными — но для самого человека — это будет боль сердца, тяжкий камень, сдавливающий, не дающий подняться. Ему и так плохо, он и так ищет Того, Кто Один-то и может снять этот удушающий груз греха — а мы ему как врежем каноном — чтобы знал, негодяй, как грешить!..

Поэтому отношение к отлучению от Божественного Причащения должно быть очень вдумчивым и ответственным, надо всегда понимать, ради чего и зачем существует такая духовная практика, ни в коем случае нельзя подобные решения принимать «на потоке», слёту, без подробного объяснения, почему принимается такое решение. И совершенно другое дело — когда мы не допускаем к причастию человека неготового, без покаяния, без понимания сути Евхаристии, никогда не исповедовавшегося — или живущего «по стихиям мира сего, а не по Христу». Но это вовсе не «отлучение от Причастия» — это не более чем отказ от профанации Таинства. Когда пациенту предстоит операция на внутренних органах — а он перед этим покушал и операция поэтому переносится — это же не «отлучение»! И если к вопросам телесного здоровья требуется порой продолжительная подготовка — то тем более к вопросу здоровья души и подготовки к Царству Небесному!

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.