Наше отношение к ним противоестественно. Оно имеет элемент ложной жалости, которую больной легко распознает, и, если не сказать больше, скрытое чувство чванливости своим здоровьем, ощущение некоего превосходства, силы и авторитета, которые неизвестно, имеем ли мы в самом деле, а если имеем, то сколько это продлится. Раковый больной часто страдает и от серьезных психологических осложнений, влияющий – что естественно – и на ход его телесной болезни, в особенности, на ее конечной стадии, а также на восприятие смерти. Согласно статистическим данным, практически все люди, узнающие о том, что больны раком, впадают в волнение и страх [4].
В ходе болезни развиваются некоторые защитные механизмы, и больные определенным образом приспосабливаются к новому положению вещей. Однако часто наблюдаются серьезные психические расстройства, такие как депрессия, стресс, чувство вины, бессонница, страхи, фантазии, а порой и амнезия, паранойя и жажда смерти. В этих тяжелых случаях терминальной стадии может появиться враждебность к окружающим, меланхолия, подозрительность, отчужденность, суицидальные наклонности. Я думаю, что это является огромной ошибкой и больного, и врача – всегда отождествлять рак со смертью. Все мы призваны проанализировать и выработать новый подход к больным, отвечая их глубочайшим духовным и эмоциональным потребностям. Не будем ограничивать свой интерес лишь правильной дозировкой лекарств. Следует наладить сотрудничество с психиатром, психологом, социальным работником, хорошим медбратом, терпеливым родственником, духовным отцом, равно как и с самим больным. Понимание со стороны окружающих и должная поддержка существенно облегчают восприятие боли, несение своего креста и страх смерти.
Вуаль смерти расстилается повсюду. Смерть, как естественная, так и противоестественная, наводняет ежедневные новости: войны, дорожно-транспортные происшествия, загрязнение окружающей среды, насилие, разбой, преступления, эпидемии и неизлечимые заболевания. Каждый день приближает нас к смерти. Это единственное, в чем мы можем быть уверены, но, тем не менее, не думаем об этом, а если и думаем, то не должным образом. Все мы восклицаем: “Не говорите о смерти!”. Современный человек из-за страха смерти умирает еще до наступления естественной смерти. Лишь крепкая вера может умерить ужасный страх смерти, мучающий человека. Телесная смерть – это отделение души от тела. И если эта неизбежная смерть предваряется смертью духовной – уступкой греху – то и телесная смерть становится еще более трагичной, безысходной и безнадежной.
Если человек не верит в загробную жизнь, его трудно утешить. Бессовестная, недостойная и бессознательная жизнь усугубляет и страх смерти. Для монаха память о смерти является душеполезной. Каждое утро он просыпается, словно в первый раз в жизни, и каждый вечер ложиться спать, как в последний. В результате, он не устает от однообразной действительности и не живет в постоянных мечтах и неосуществимых планах, будто он бессмертный уже на земле. На Святой Горе говорят: “Если не умрешь, прежде чем умереть, не умрешь, когда умрешь”, имея в виду умерщвление страстей до гроба. “Христос умер по-настоящему, однако сделал это, чтобы встретить человека в его привычной среде – тлении, смерти, скорби, разочаровании и бессмысленности – и воскресить его” [5]. Своей смертью Он победил смерть: “Смертию смерть поправ и сущих во гробех живот даровав”.
Ссылки:
4. И. Вакаликос “Больные на терминальной стадии”. Материалы Шестой общегреческой онкологической конференции . Салоники, 1991. С. 55-58.
5. П. Г. Кунавис “Боль”. Афины, 1994. С. 128.