Пришел бы я к вере, если бы христиане демонстрировали ненависть к другим?
Что бы было, если встреченные ранее мною христиане демонстрировали бы ненависть и неприязнь к неверующим, спорящим – а я тогда именно таковым и был? Не знаю. Думаю, что это вдохновило бы меня – тогдашнего – скорее на противодействие такой Церкви, чем на желание быть крещеным и причисленным к числу христиан

Почему человек приходит от атеизма к вере? Конечно же, путей-дорог много, но я могу ответить, опираясь только на свой опыт. В школьной и раннеинститутской юности я понимал мир атеистически, а к Церкви относился как к дремучему обману. Что для меня самого было решающим в полном переосмыслении ценностей и ориентиров? Сейчас, когда с того времени прошло 26 лет, могу сказать явно – три основных события, дела, явления:

Виктор Судариков

Виктор Судариков

Первое – интерес к древнерусской архитектуре и иконописи. Было никак невозможно совместить глубину и красоту древнерусских храмов и икон с атеистическим представлением о Церкви как о сборище вороватых попов, обманывающих всех остальных людей, желающих держать народ непросвещённым и темным.

Второе – это встреча с христианами, отношение которых – друг к другу, к окружающим, кардинально отличалось от того, что я видел в окружающем меня мире. Отношения душевного тепла, бережности, чувство святыни и совместное благоговейное служение: и друг другу, и всем окружающим, и главное – Тому, что (Кто?) выше их.

И, наконец, третье – это проповеди митрополита Антония Сурожского – в текстах и в записях, которыми мои друзья меня снабдили. В этих словах была невиданная до этого внутренняя сила, уверенность в духовной реальности и мудрая, радостная любовь ко всему мирозданию. И особенно поразила бережность и уважительность Бога, о Котором говорил митрополит Антоний, к человеку – такому, каков он есть – и возможность для человека вырасти в самую высокую меру. И это третье – полностью соответствовало первым двум.

И каждый раз, когда у меня возникало сознательное движение к Богу, – Он отвечал Сам. Думаю, так всегда бывает – делает человек шаг навстречу – Бог не медлит с ответом.

К чему я все это пишу? Сейчас во многих словах и текстах христиан звучит отношение к тем, кто их не понимает, кто в чем-то им противодействует, как к врагам, вредителям, «пятой колонне» и т.д. А когда говоришь о евангельском отношении к людям – отвечают, что «это все проповедь гуманизма».

И здесь, мне думается, есть некое очень глубокое заблуждение. Люди Церкви забывают о том, что Церковь – не некое человеческое сообщество со своими ценностями и приоритетами, не исторический клуб по интересам и не ролевая игра, но (простите за высокие слова) богочеловеческий организм, оставленный Самим Спасителем на Земле для того, чтобы творить Его дело по спасению мира.

Каждое, самое маленькое действие Церкви – миссионерское. Можно даже не учреждать специальных отделов и не назначать официальных ответственных, но только жить и относиться к другим в перспективе вечности, перед лицом Христа – и миссия будет совершаться.

Это совсем не значит, что преступников или отступников или просто ставящих палки в колеса надо поощрять, преступления не надо пресекать, а самим запереться в существующих храмах, чтобы никого не раздражать. Совсем нет.

Это значит, что требуется разделение грехов и грешника, поступков и человека, по каким-то причинам их совершающего.

Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский

Значит, выступая против бессовестного и злого поступка, даже пресекая его по возможности, надо понимать, что совершивший его – не враг, которого надо ненавидеть, а человек, ради которого пришел, был распят и воскрес Христос – и тогда мы сделаем все, чтобы «приобрести брата своего», сделать нашего врага другом Божиим. Это и есть то отношение к человеку, которое было показано Христом – готовым увидеть и исцелить даже того, кто желает ему зла. Христом, который говорит с теми, кого все презирают, и молится даже за Своих мучителей.

И это необходимо не только тому человеку, который может увидеть в нас братьев, а может – противников. Это необходимо и нам, для нашей вечной участи: «Если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней» (митрополит Антоний Сурожский).

Возвращаясь к воспоминаниям, с которых я начал. Что бы было, если встреченные тогда мною христиане демонстрировали бы ненависть и неприязнь к неверующим, спорящим – а я тогда именно таковым и был? Не знаю. Думаю, что это вдохновило бы меня – тогдашнего – скорее на противодействие такой Церкви, чем на желание быть крещеным и причисленным к числу христиан. В лучшем случае занимался бы разве что защитой древних памятников от «церковников»…

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.