Эта заметка родилась как размышления над дискуссией, в которой пришлось поучаствовать и мне самому. Это не официальная позиция Церкви, но лишь заметки священника, много лет связанного с изучением подвига «новых» святых.
С чем стоит безусловно согласиться, так это со словами о. Андрея Кураева о вкусе и мере. Но эти же слова, причем едва ли не в большей степени, относятся и к почитанию других наших святынь, и к почитанию самих святых.
Ведь тот, для кого «облако свидетелей» (Евр. 12:1) заслонило Солнце Правды — идолопоклонник. И вполне понятно стремление оградить практику православного благочестия от сползания в язычество.
Но с чем согласиться, на мой взгляд, нельзя, так это с обвинениями всех почитателей святого в магизме и идолопоклонстве.
И для начала стоит определиться с понятиями — что мы имеем в виду, говоря о реликвиях. Для западноевропейских христиан всё однозначно: relics обозначает мощи и только мощи.
В нашем языке слово стало гораздо более многозначным: сюда входят и фрагменты собственно мощей, и фрагменты одежд, облачений святых, вещи из их погребений, и то, что связано с почитанием уже обретённых мощей — фрагменты облачений, которые надевались на мощи, иконы, которые прикладывались к мощам. И разные реликвии, разумеется, окружены разным почитанием.
Тут можно вспомнить и выпускаемые массовым тиражом иконки святых, к которым прикреплены «частицы покровов, освященных на мощах», и всеобщий обычай паломников прикладывать к мощам святых иконки святого. Что это? Рудименты язычества? Отчасти с этим можно согласиться. Но только ли?
Сколько примеров, когда вот такая, привезенная из паломничества, иконка становилась и свидетелем жаркой молитвы человека, и источником чудесной помощи, да и просто памятью о пребывании в святом месте, о зримом соприкосновении со святыней.
Разгоревшаяся полемика вокруг кресла святителя Иоанна нова лишь на первый взгляд. Многие, делающие сегодня перепосты «креслопоклонства», напрочь забывают, что традиция почитания мест, связанных с местом смерти или упокоения святого, древнейшая.
Можно даже оставить за кадром тот факт, что молебен служился, как неоднократно говорилось, не перед креслом, а перед иконой с частицей св. мощей святого. Это кресло — смертный одр святителя, место его последней молитвы перед «Одигитрией русского рассеяния» — Курской Коренной иконой Божией Матери.
Может, кому-то аналогия и покажется некорректной, но можно вспомнить гроб Преподобного Сергия, находящийся в Троице-Сергиевой Лавре. В XIX веке его даже пришлось убрать в специальный футляр, поскольку паломники то и дело норовили отломить от домовины щепочку-другую. Хватит ли нам духа обвинить всех приходивших к Преподобному в «гробопоклонстве»?
Да и не единственный это был случай, когда гроб, в котором почивали мощи святого, выставлялся рядом с мощами для поклонения. В Сарове точно также рядом с мощами был выставлен гроб, в котором почивали мощи преподобного Серафима, а над его келлией, в которой он и отошел ко Господу, была выстроена особая часовня, впоследствии, после строительства нового храма в монастыре, оказавшаяся внутри храмового периметра.
В Тамбове в Вознесенском женском монастыре рядом с мощами преп. Марфы Тамбовской в отдельной витрине выставлены личные вещи святой, найденные в гробу вместе с мощами — медный крест, лестовка, вериги. На гробнице преподобного Иринарха Затворника были положены его вериги, и приходившие в обитель паломники возлагали на себя вериги святого, и бывали от них многие исцеления.
Исцеления бывали и в Переяславле от металлической «шапки» преподобного Никиты Столпника. В Киево-Печерской Лавре паломники надевают на себя шапочку преподобного Марка Гробокопателя, а в Почаеве — скуфью преподобного Иова, копии которой раздаются паломникам.
Надеюсь, читатели будут далеки от мысли, что чудотворят именно вериги, шапка или гроб святого. Православное учение таково, что единственный Источник чудес — лишь Сам Господь.
Но в ответ на молитву верующих Он может совершить чудо (в том числе и чудо исцеления) после молитвы и у мощей святого, и у вещи, связанной с его именем, и это чудо мы приписываем молитвенному заступничеству святого, присоединяющего к нашим молитвам свои, возносимые о нас перед Царём над царями.
А может чудо совершить и вовсе без какого-либо материального напоминания о святом, лишь в ответ на горячее молитвенное чувство. Дух дышит, где хочет (Иоан. 3:8), и, хочется добавить, действует теми путями, которыми посчитает нужными Он Сам.
И уж совершенно особая ситуация складывается, если мощей святого нет. Я сам прикладывался в Никольском храме на Маросейке к рубашке священномученика Сергия Мечёва, погребённого в безвестной могиле, и надеюсь, что сам святой не осудит чувства, знаком которого было моё почтение к одному из немногих материальных предметов, оставшихся от него.
Если «платки и опоясания с тела» апостола Павла прекращали болезни, и духи нечистые выходили из одержимых (Деян. 19:12), то и через предмет, связанный с наследником апостольским по духу и благодати, Господь может показать Свою силу.
И закончить эти заметки хотелось бы чудесным случаем, описанным в книге о. Серафима (Роуза) и о. Глеба (Подмошенского) «Блаженный Иоанн Чудотворец»:
[Чудо, совершенное блаженным владыкой Иоанном,] было связано с Адамом Расселом, моим сыном ирландско-англо-французско-русского происхождения, и свершился он 7 января 1970 года – на православное Рождество. Я была тогда новообращенная православная, беременная первым ребенком, мне было 23 года.
Как и многие другие обращенные, никогда не знавшие владыку Иоанна, я, после чтения его жития, – об исцелениях, совершенных им при жизни, о спасенных им сиротах, о страждущих, которым он помог, о православных общинах, которые он основал из французов, голландцев, китайцев, ирландцев, филиппинцев, японцев и т.д., – почувствовала великую любовь и преданность ему.
Поэтому, когда я молилась Богу, Его Пречистой Матери и святым, чтобы они меня направили, я всегда включала в свои молитвы и блаженного Иоанна.
Живя на другой стороне улицы от дома священника при храме святого Николая в Сиэтле, где умер блаженный Иоанн, я испытывала гордость от того, что знаю современного святого и имею возможность каждый четверг участвовать в панихиде по нему в той маленькой комнатке, где он предал душу Господу.
С почтением я целовала стул, на котором он скончался, его камилавку, епископские ризы и четки. Один из его духовных чад, Георгий Калфов, был обычно там и пел со старым священником Андреем.
Я верила в Православную Церковь, но не понимала значения старого календаря. Ожидая ребенка и зная, что он родится где-то около Рождества, я молилась Божией Матери и святому Иоанну, чтобы мой ребенок родился в настоящее Рождество. 25 декабря пришло и ушло, а 7 января приближалось. Я стала волноваться, но никогда и не мечтала испытать то, что мне довелось.
Мне было уже тяжело взбираться по ступеням, так как шел последний месяц, но я еще пламеннее молилась Владыке. За несколько дней до 7 января я проснулась из-за необычного явления (мой муж Мелхиседек спал рядом). Моя комната была озарена прекрасным, удивительным белым сиянием. Я думала, что бодрствую. Но все же ощущала себя, будто была в раю.
Монахиня в белом склонилась на коленях перед моей кроватью, рядом с детской ванночкой, но я не видела ее лица, ибо она простерлась в поклоне. А потом я увидела и его – Владыку – в сверкающих белых ризах, стоящего у меня в дверях. Я знала, что это он, ибо думала о нем. Маленького роста, с сияющим лицом, он благословлял меня. Это видение длилось лишь мгновение. Убеждена, что монахиней в белом была святая Елизавета Федоровна, так как я думала и о ней.
7 января 1970 года, в 3.00 у меня начались схватки и, к моей радости, к 4.00 родился наш сын Адам. Я восславила Бога, Божию Матерь и, конечно, святых Иоанна и Елизавету!
Читайте также:
Кресло святителя Иоанна Шанхайского (ФОТО)
Кресло святителя Иоанна Шанхайского: Идолопоклонство или необычная форма почитания святого?