Отношения Ватикана и Пекина сдвинулись с мертвой точки
Об этом понтифик сказал, комментируя результаты деятельности китайско-ватиканской рабочей группы, созданной весной для урегулирования отношений, пишет газета «Коммерсантъ». «Переговоры идут медленно, но медленно — значит хорошо. Быстро достигнутые договоренности плохи», — сказал Папа Римский.
В августе, напомним, стало известно о том, что Святой престол отныне имеет право выбирать епископов из списка рекомендованных властями Китая лиц.
Проблемам в отношениях Ватикана и Пекина — более 60 лет. Одна из самых болезненных тем — назначение епископов. Власти Китая рассматривали утверждение епископов на территории страны как вмешательство иностранной державы в свои внутренние дела. Кроме того, Пекин настораживает то, что Святой престол и отдельные епископы выступают с критикой китайских властей за преследования в Китае христиан. Китайские чиновники говорили, что «враждебные иностранные силы полны решимости» изменить китайскую политическую систему через воздействие на религиозные группы.
Накауне Папа римский Франциск заявил, что недавно получил от лидера КНР Си Цзиньпина некий подарок, и охарактеризовал двусторонние отношения как «хорошие». По данным СМИ, ожидается, что в результате достижения компромисса Пекин признает 30 подпольных епископов, а Ватикан — восемь рукоположенных под контролем китайских властей.
Издание напоминает, что политика Франциска, с 2013 года ведущего целенаправленную работу по нормализации отношений с Китаем, вызывает нарекания среди некоторых католиков, называющих ее «подобострастной». Главный ее критик — бывший кардинал Гонконга Иосиф Чэнь Чжицзюнь, поддержавший в 2014-2015 годах гонконгскую «революцию зонтиков». Его же называют негласным пресс-секретарем подпольных китайских католиков, численность которых различные источники оценивают в 7-9 млн человек.
Он уже высказался по поводу соглашения о назначении епископов: «Мои возражения против этого соглашения базируются на том, что главным фактором назначения все еще выступает членство в Католической патриотической ассоциации, которую и Бенедикт XVI, и папа Франциск считали несовместимой с католической доктриной».