Отойди от зла и – сотвори благо!
Часто бывает, когда человек не до конца верующий, но близкие уговаривают его креститься. Или некоторые просто придерживаются традиции – все крещеные, дай и я покрещусь, хотя веры особой не имеют и не отводят Богу в своей жизни достойного места. Как быть, креститься или не креститься?
Относительно принятия Святого Крещения есть два подхода, прослеживающихся с древности.
Одна часть христиан стоит на позиции: сначала поверь, потом пройди обучение, так называемое „оглашение“, ознакомься со Священным Писанием, познакомься с Церковью, с богослужениями и, если все это найдет в тебе отклик, если это все близкое и родное, тогда принимай Крещение.
Мнение других исходило из личного опыта и часто оправдывалось самой жизнью. Один из наших зарубежных иерархов говорил о себе, что сам бы он никогда не пришел к вере, не стал бы священнослужителем, если бы медлил с Крещением, если бы властной рукой близкие друзья не подтолкнули его к этому.
Есть у кого-то из наших преподобных такая мысль: чтобы серьезно обратиться к Богу, принять на себя иноческий постриг или священство, нужен второй Моисей, который, как из плена египетского, вырвет человека из неверия, из плена страстей и соблазнов.
Душа на протяжении всей жизни человека зреет для вечности. Как в природе – нужно время, чтобы вызреть. Один плод ранний, в юности совершает обращение к Богу, другому нужно висеть до морозов, чтобы вызреть. Бог щадит наши души, дает им время напитаться соками, раскрыться для духовной жизни.
Но оба эти пути в равной мере поведут вставших на них ко спасению, лишь бы не свернули с них. Господь всех призывает к Себе, но, как сказано в Евангелии: много званых, а мало избранных. Сколько таких случаев, когда отец и мать – неверующие, атеисты, а дети церковные. Это отличительная черта нашего времени. В XIX веке в основном от родителей зависело, каким вырастет человек. Они закладывали религиозные, моральные основы в душу ребенка, открывали и развивали в нем склонность избрать духовный путь. А в наше время часто дети приводят родителей к вере и Церкви.
Например, конкретная ситуация. Парень и девушка решили пожениться, любят друг друга. Но он некрещеный, а она из верующей семьи, и ему ставят условие, чтобы он крестился, чтобы они обязательно венчались. А он говорит – как же я буду креститься, если я не верю? Но, может быть, то, что парень выбирает верующую девушку, уже есть его внутреннее движение к собственной вере?
Спаситель сказал: „Кто не против вас, тот за вас“. Если человек, далекий от религиозности, питает симпатию к человеку верующему, хочет общаться, несмотря на то, что сам он далек от веры, но проявляет уважение, доброе отношение, внимание, – все это дает основание, чтобы им не пренебрегать. Тайна человеческой души, тайна внутренней свободы совершенно сокрыта от нас.
Сейчас много людей называют себя верующими, ходят в храм на Пасху, на Рождество, но при этом считают, что чаше ходить туда не надо, что Бог у них в душе и посредники им не нужны. Нужна ли человеку Церковь?
Это недуховное отношение к той огромной области духа, которую представляют вера в Бога, заповеди Божий, церковные Таинства, да и сама жизнь. Некоторые не понимают, что такое Бог.
Бог – это не административная единица, это не начальник, который отдает распоряжения – так делай, а так не делай. Он ищет не каких-то внешних наших дел, Он ищет нас самих. Бог нас создал для Себя, и, как говорит блаженный Августин, „наша душа никогда не успокоится, пока она не познает Господа, не соединится с Ним“. Религиозная форма может быть ближе к какому-то языческому исповеданию – люди относятся к Богу как к идолу, которому надо сказать: „Я в тебя верю, не отрицаю тебя, хожу куличи освящать“. А сердце человека при этом закрыто. Об этом еще пророк Исайя говорит – о внешнем почитании при отсутствии желания познать Истину.
В наше время надо всем царит принцип индивидуализма, самодостаточности, я бы даже сказал, скрытого эгоизма, нежелания походить на кого-то, Церковь – это не организация, а организм. Если человек входит в какую-то организацию, он сразу принимает на себя те или иные обязательства. Членство предполагает участие в собраниях, взносы. А в организм надо вжиться, сродниться с ним. В себе, в своем сознании нужно развивать живое отношение к Церкви именно как к организму, частичкой которого может стать каждый. За верой стоит огромный мир, духовный, который требует от человека раскрытия его духовных сил, реализации заложенного в каждом потенциала, работы над собой, усилия. Ведь подобное стремится к подобному, и человек должен уподоблять себя Церкви, духовно перестраиваться, если он хочет неголословно именоваться верующим, христианином, быть духовно живым.
Многие сегодня не понимают: зачем нужны батюшки?
В любой религиозной системе есть наставники, учителя, передающие свой опыт из поколения в поколение. Учительство, духовное руководство – это один из принципов жизни Церкви. Редко, когда Сам Бог указывает, каким путем идти. А для того, чтобы не ошибиться, и нужны наставники. Все святые отцы говорят о том, что человеку самому по себе невозможно спастись, легко заблудится в лабиринтах своей души, в своей самости, войти в прелесть. Если нет рядом наставника, то нужно чаше обращаться к Священному Писанию, к творениям святых. Если человек хочет стать музыкантом – он ищет учителя, который сам уже достиг высокого уровня, занимается с ним, оттачивает технику. А чтобы струны души зазвучали в лад, им тоже нужна настройка. И редко кто сам в состоянии справиться с этим. Духовное совершенство – это искусство из искусств. Для этого нужны духовные наставники – пастыри.
Отец Георгий, как Вы считаете – правильно ли то, что в Православной Церкви женщины не становятся священниками? Женщины не заходят в алтарь, в Греции их не пускают даже на клирос – поют только мужчины, пускай даже один. Со стороны, особенно в свете современных феминистических тенденций, может показаться, что в Церкви присутствует некая дискриминация женщин.
Вопрос этот довольно острый, непростой. Мы привыкли условно делить неделимое – таков процесс нашего дискуссионного познания. Никогда не нужно женщину отделять от целого – женщина это половина сущности мужчины, так же, как и мужчина, – половина сущности женщины. Бог, создав мужа и жену, повелел им быть единым. Так и во время Таинства Венчания священник говорит: „Что Бог соединил, то человек да не разлучает“, или: „Да будут два плоть едина“.
Апостол Павел говорит: нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Разными путями, разным служением, но все мы идем в одном направлении, к одной цели, идем в соединении – женщина и мужчина рука об руку.
Часто в семье возникает вопрос – кто главнее, кто важнее. А у каждого свой крест, своя роль. И женшина должна почувствовать своим сердцем, в каких вопросах главенство принадлежит супругу, а в каких она сама вольна принимать решения. Так же и мужчина, должен сознавать, что супруге виднее – как женщине, матери. Должно быть взаимное проникновение между супругами, тогда все встанет на место.
И ни один из супругов не должен ощущать себя ущербным, ненужным.
А по поводу священства отвечу так. Не допуская возможности женщинам становиться священнослужителями, Бог щадит их. Ведь это не только царское предстояние перед Престолом, но и огромнейший каждодневный труд, которого женщине не вынести ни эмоционально, ни физически – она затрещит. В советское время атеисты говорили: „Не хочешь работать, иди в священники“. А когда те же люди после перестройки стали приходить в храм, они изменили свое прежнее представление и теперь говорят: „Какой же, батюшка, у вас труд!“
Бог устроил женскую природу для чадородия, которым она и спасется. Преподобный Нектарий Оптинский говорит, что женщина рождением детей, воспитанием их служит Святой Троице. Ведь откуда у всех наших святых истоки святости? От матерей, вскормивших их, выпестовавших. Блаженный Августин, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов – читая жития этих великих святых, мы видим, насколько благочестивы были их матери. Родители преподобного Сергия, Кирилл и Мария, вместе с сыном причислены к лику святых.
«Женщина весьма многоглаголива, и если позволить ей говорить в Церкви, то поднимется такой шум, какого и на торжище не встретить. Вот посему апостол Павел и ревнует, чтобы женщина в Церкви не учила» (Святитель Иоанн Златоуст).
Да и чисто физиологически – у женщин период очищения порой длится до 10 дней. То есть треть месяца она не сможет заходить в алтарь. А принимать исповедь? Женщина, как существо более эмоциональное, чем мужчина, вообще с ума сойдет! Женское целомудрие очень ранимо – а на исповеди порой человек открывает такие гнойники своей души, что надо обладать мужеством, чтобы выслушать, напутствовать. Здесь символично даже само слово „мужество“. Женственность тут ни к чему. Женское священство противоестественно, кощунственно.
У женщины великое призвание, и не нужно его игнорировать, искать чего-то, что тебе не дано. Мать – корни человека, питающие, дающие силы. Не будет корней, не будет и дерева. Мать, как никто, близка к своему ребенку. И если в женщине сильна вера, она ее обязательно передаст своим чадам. Матери, бабушки закладывают в детское сердечко зернышко веры, лелеют его, взращивают. Бывает, с детства живут в сердце смутные воспоминания о том, как бабушка водила в храм, говорила о Боге. Они как бы дремлют – и вдруг раскрываются в чувствах искренней веры.
В лице Богородицы женщина, женский пол так вознесен, что говорить о каком-то умалении просто абсурдно. Ни один мужчина не почитается так, как почитается Богородица. В Первоевангелии сказано, что семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15). Еще Спаситель не пришел в мир, еще не было пророков, еще не служили патриархи, а слова эти уже были сказаны. Призвание женщины, еще раз повторю, в чадородии, в воспитании, в целомудрии. В этом счастье, в этом радость, в этом оправдание женщины.
Самое высокое, самое святое для женщины – это материнство. Посмотрите на иконографию Богородицы – редко, два-три канона, где Она без Младенца. Материнство воплощено в самой иконографии Пречистой Девы. Посмотрите на Владимирскую – и вам открывается красота материнской любви, умиление. Каких бы высот в своей карьере не достигла женщина, всегда, в конце жизни, если у нее не было детей, она будет ощущать себя несчастной.
В последнее время само понятие материнства очень ущемлено. Современные женщины на первое место ставят карьеру, благополучие, прикрываясь новомодным термином „планирование семьи“: я сначала выучусь, заработаю себе на квартиру. Зачем плодить нишету?
Хорошо. Выучился? Заработал? Рожай.
– А мне уже тридцать!
Ну и что, что тридцать? До сорока еще можно пятерых успеть родить. А если нет желания – то это уже никакое не планирование семьи. Ведь семья – это не муж и жена, живущие в свое удовольствие, а это отец, мать и дети, разделяющие радости и тяготы друг друга.
Карьера, стремление к цели – это хорошо. Но если не забыто истинное предназначение. Как человек сам получил бесценный дар жизни от своих родителей, так он должен его передать и своим потомкам.
А как смотреть на современную ситуацию „гражданских браков“, когда молодые люди, живя вместе, не имеют никакого желания ни расписываться, ни венчаться?
Подобные отношения нельзя называть даже какой-то формой брака – никакого брака здесь нет. Будем называть вещи своими именами – это блуд, прикрывающийся фиговым листом. Так же, как наши согрешившие прародители хотели от Бога укрыться фиговым листом, как их рисуют наши иконописцы.
Брак – это событие, которое никогда в истории человечества не совершалось в тайне от всех. Это торжественное объявление о соединении двух судеб, двух сердец, двух родов, принятие ответственности не только друг перед другом, но и перед родными и близкими, перед обществом. С древних времен не было такого: захотели – будем жить вместе как муж и жена, расхотели – разбежались, и никто никому ничего не должен.
Чтобы узнать друг друга, существует период жениховства. Пожалуйста, встречайтесь, общайтесь. Раньше девушки ждали своих женихов из армии по несколько лет, в царской России срок рекрутства доходил и до 15, и до 20 лет… На мой взгляд, это просто недомыслие, что родилось такое понятие – „гражданский брак“. Гражданский брак – через регистрацию отношений в государственном учреждении – признается обществом и Церковью.
Дух нашего времени покрывает распутство, называя браком то, что, по сути, является блудом. О том, что это неправильно, можно судить по плодам. Брак предполагает рождение детей, а так называемые гражданские браки нередко приводят к безотцовщине или уничтожению зарождающихся детских жизней. Сколько искалеченных судеб, брошенных на произвол детей. Это дает ложное представление о том, что по сути является не браком, а беззаконием.
Нередки случаи, когда молодые люди решают создать семью, но им негде жить, негде создать свое семейное гнездышко, чтобы не быть обузой родителям. Насколько нужно не бояться трудностей? Может быть, лучше повременить с созданием семьи?
Главное, чтобы человек нашел того, кого чаяла его душа. А если условия не благоприятствуют, то следует набраться терпения, оказывать друг другу поддержку.
Раньше существовала хорошая практика обручения. Период от обручения до брака мог продлиться годы, при этом два существа уже принадлежали друг другу. Они жили с мыслью, что их судьба определена, но необходимо немного подождать того момента, когда будет возможно зажить своим домом. Иаков 14 лет ждал, пока Рахиль станет его женой. Он работал на ее отца, выполнял трудную работу, был обманут, но дождался, чтобы любимая стала его женой.
В момент обручения брак уже состоялся, слово верности дано друг другу – но должно пройти время, пока брак этот вступит в свою полную силу. Душа свой выбор уже сделала, а обстоятельства переменятся, Бог даст, настанут благоприятные времена. Лучше конечно, потерпеть, лишний раз убедиться в правильности своего выбора.
В нашей стране продолжает расти количество разводов. Причем нередки они и в православной среде. Очень много примеров, когда разводятся люди, прожившие много-много лет. Как избежать подобного финала тем, кто только начинает строить свои отношения?
Основополагающая сила в браке – это любовь. Ведь сказано: когда охладевает любовь, рождается беззаконие. Сегодня – люблю, завтра – не люблю. Значит, за годы, проведенные вместе, людей соединяла какая-то естественная потребность, а не любовь. Люди не понимают истинного смысла любви, потому что никто им его не раскрыл.
Любовь – это дар благодати, одно из Божественных свойств. Это – способность принимать человека таким, каков он есть, впустить его и к себе в душу, стать с ним неразлучным. Иоанн Богослов хорошо раскрыл суть любви, сказав во всеуслышание, что, Бог есть любовь. Это открылось и на Кресте, когда Господь отдал Свою жизнь за грехи людей. Любовь – это Жертва, это Самоотдача, это Страдание. Мы далеки от этого.
В тот момент, когда люди встречаются, произносят заветные слова: „Я тебя люблю“, – это ещё не любовь. Это увлеченность, влюбленность, естественная расположенность, симпатия – много можно подобрать слов. А любовь надо еще выпестовать в себе, дать ей развиться из тех симпатий, которые связали вначале. Любовь не знает рациональности. Перед тем, как соединять свою жизнь с жизнью другого человека, нужно ощутить внутреннее родство душ, нужно дать другому познать свою душу. Увидеть внутреннюю красоту, найти свою общность, которая обоим даст счастье. Люди настолько разные, и не нужно стремиться исправить другого человека по своим меркам. А когда появляются дети, родители обязаны уже жить не для себя, а для детей. И женщине надо стараться укреплять семью изнутри, опять же, рожать детей.
Как быть женщине, если она верующая, а ее муж – неверующий?
Эти вопросы должны оговариваться в период знакомства юноши и девушки – за кого я выхожу замуж, с кем хочу связать свою жизнь. Нужно четко уяснить для себя наиболее важные для дальнейшей жизни моменты. И вопрос, верующий ваш избранник или не верующий, должен прозвучать одним из первых. Не надо скрывать и своей религиозности, чтобы с самого начала отношения строились по-честному, открыто. Взяв мужа таким, какой он есть, можно попытаться его перевоспитать только примером добра, но ни в коем случае не принуждением и не упреками. И дети будут святы, если жена искренне верит, а муж ей не препятствует ходить в храм, не унижает ее религиозных чувств. Если супруги принимают друг друга такими, какие они есть, при всей своей разности, то надо жить дружно, стараться всегда видеть в супруге те качества, за которые вы его избрали. Нередки такие случаи, когда терпеливая, разумная жена своим примером приводила и мужа на путь веры, путь покаяния.
А как быть, если женщина знает, что муж ей изменяет, ведёт двойную жизнь? А она – христианка, и пытается сохранить свой брак. Ведь это серьезная духовная проблема – простить или не простить, принять или не принять, оправдать оступившегося супруга или третировать всю оставшуюся жизнь.
Апостол Павел ещё в первые века говорил христианам, что неверный муж освящается верной женой. Сегодня внутреннее растление сплошь и рядом, мужчина, заводя внебрачную связь с женщиной, чаще молодой, приезжей, не задумывается ни о том, что причинит боль законной супруге, ни о том, что будет страдать его ребенок, что будет страдать, в конце концов, его новая возлюбленная. А как итог будет страдать и он сам. Творя тайное, человек растрачивает свое достоинство.
Общих слов тут не скажешь. Нужно видеть конкретного человека, его характер. Насколько он имеет веру, насколько он духовно крепок. Многие духовники при разборе семейных неурядиц требуют, чтобы пришли оба супруга. Обязательно нужно выслушать обе стороны для того, чтобы разобраться в сложившейся конфликтной ситуации. Нужно просто прийти в духовную лечебницу, переломить свою гордыню, эгоизм, жалость к себе. А где есть воля и желание наладить отношения в семье, там открывается и возможность.
Непросто найти духовника в наши дни, особенно в больших городах. Опытные наставники имеют множество духовных чад, у них огромная нагрузка. А идти к „простому батюшке“ люди не хотят, оставаясь в итоге вообще без духовного окормления.
Господь, призывая учеников Своих на служение, сказал: „Жатвы много, а делателей мало. Переживание о том, кто может окормлять, вести, быть пастырем не ново. Духовных наставников всегда не хватает. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил об этом ещё в XVIII веке: „оскуде преподобный“. В то же время он призывал не унывать, а вооружаться знанием Закона, заповедей Господних, искать ответ в Священном Писании, творениях святых Отцов и на все запросы, тайны сердца своего получать ответ через духовные книги – ведь в них дышит Дух Божий. Представьте, ведь это – век Оптинских старцев, преподобного Серафима Саровского и многих духоносных руководителей, и „оскуде преподобный“.
На вопрошение верующего сердца Господь отвечает. Когда возникает какое-то затруднение – помолишься: „Господи! Помоги мне!“ Начнешь читать Священное Писание, и Господь Сам подскажет. Бог жив и Слово Его живое, действенное.
Иное дело, конечно, опыт, который должен быть у духовника. Человеку свойственно искать готового ответа. Он думает: Приду, упаду к ногам старца, а он, провидец, сразу подскажет мне, как быть. Но если душа жива, она получит от Бога ответ. Перед тем, как идти к священнику за советом, человек должен искренне помолиться, и тогда он получит ответ такой, какой необходим именно ему. Даже не очень опытный в духовном врачевании священник, по горячей молитве, просящему даст именно тот ответ, которого ждет душа – Господь Своей благодатью вложит его ему в уста.
Искание старцев – это ещё одна болезнь нашего времени. Куда только люди не едут. А это не что иное как недоверие Богу – искание знамений, осужденное Христом Спасителем.
Нужно духовно работать над собой. Можно прийти к старцу со своим сокровенным вопросом, а в ответ услышать: „Спасайся, чадо, спасайся. Иди с Богом, все у тебя будет хорошо“. И придется искать еще кого-то, чтобы успокоил душу.
Люди не понимают, чего ищут. Как говорится, „по Сеньке и шапка дается“. Можно получить от высокодуховного человека такой ответ, что не сможешь его понять, не сможешь его применить в своей жизни. Если ты духовно настроен, то Господь найдет, через кого тебе ответить, как вразумить. А если ты не готов, то твое вопрошение будет тебе в суд: „К этому не пойду, к тому тоже не пойду – этот молод, этот стар“… Да ты к Богу идешь, милый мой, а не к отцу Иоанну или отцу Петру!
А в современной жизни многое утрировано, у нас сейчас нет культуры духовного воспитания. Ко мне, бывает, приходят – говорят: „Батюшка, вы – старец?“ А я отвечаю: „Да. Я – старик!“ .
Некоторые вообще ищут встречи со старцами просто, чтобы посмотреть, проверить Бога на духовность. Так, однажды к ученику преподобного Варсонофия Великого Иоанну-Пророку пришел человек с вопросом. Не удовлетворившись ответом, на следующий день он пошел к старцу Варсонофию, на что тот ему ответил: „Разве Христос, который во мне, есть другой Христос, чем в Иоанне? Почему же ты не послушал Его?“
Отец Георгий, какой совет, какое напутствие Вы бы дали нашим читательницам – современным женщинам в современном мире?
Каждому христианину с древнейших времен заповедано Духом Божиим: Внимай себе, то есть всем мыслям, чувствам, побуждениям, действиям – старайся увидеть, что лежит в их основе: доброе или злое. Отойди от зла и – сотвори благо!
С отцом Георгием беседовали диакон Тимофей Куропатов и Ирина Машкова, руководитель психологической консультации „Благо“ при православном центре „Живоносный Источник“ в Царицыно.
Опубликовано в журнале Славянка: май–июнь 2006