Сидя у разложенного огня, на вопрос, не он ли был с Арестованным, Петр начинает лгать: ему необходимо находиться рядом со Спасителем. Когда в третий раз Петру задается тот же вопрос, он и в третий раз говорит неправду, причем из благих намерений: желание не уйти от Христа он ставит выше, чем внутреннее состояние истины.
Но потом, вспоминая пророчество Спасителя — «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 33-34), – раскаивается и убегает со двора, горько плача.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что каждое утро апостол Петр встречал с мокрыми глазами, потому что оплакивал то свое отречение. Которое не было предательством, а являлось просто банальной ложью, хитростью. Апостол шел на уступки со своей совестью ради, как ему казалось, благой цели. Но потом все-таки раскаялся.
В нашей семье есть история, связана она с храмом Всех Святых на Соколе. Моя двоюродная прабабушка была сестрой милосердия у Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители, другая двоюродная бабушка – монахиней в женском монастыре под Воронежем.
После революции Марфо-Мариинская обитель была закрыта и монастырь разорен. Двоюродные прабабушки вернулись в родной дом на Соколе, недалеко от храма Всех Святых, куда и начали активно ходить в двадцатые – тридцатые годы. Они помогали в храме, в том числе в алтаре и за свечным ящиком, мыли полы.
В контексте богоборческого времени встал вопрос о закрытии храма. К тому времени у нас в доме, где жили двоюродные прабабушки, собиралась московская интеллигенция: художники, писатели, композиторы: Корин, Голованов, Нежданова, Федосеев, Ланге и так далее. Большинство из них были воспитанниками туберкулезного детского приюта при Марфо-Мариинской обители, который возглавляла сестра милосердия Ольга, моя двоюродная прабабушка. На одной из таких встреч встал вопрос, как сделать так, чтобы храм на Соколе не был закрыт. Было несколько попыток именитых людей к властьимущим, от которых зависело закрыть или не закрыть храм. Но все было тщетно, храм неминуемо должен был быть закрыт.
Тогда было решено обратиться к обновлеченскому епископу Введенскому. Он был любим и почитаем советской властью. Он приехал, посмотрел храм и через какое-то время храм на Соколе отошел к обновленцам.
Но после того, как, казалось бы по-человечески, храм был спасен, многие верующие перестали в него ходить. В том числе, — и мои двоюродные прабабушки.
Они тяжело переживали за человеческую оплошность и за, как некогда им казалось, благое дело.
А храм на Соколе все равно закрыли незадолго до войны. А открылся он на Пасху 1948 года.
Но до конца своих дней сестра милосердия Марфо-Мариинской обители Ольга горько оплакивала свой поступок. Потому что именно она была его инициатором.
В своей жизни мы очень часто совершаем, казалось бы, безвинную ложь. Чтобы побывать в храме или не уронить образ Христа в глазах другого человека. Мы говорим сослуживцам, что опоздаем, так как идем утром в поликлинику или у нас кто-то заболел, а сами отправляемся в храм. Задумаемся, принесет нам такой поход в храм, даже причастие благо, если мы ради этого обманули кого-то, пусть нам кажется и невинно.