Бить или не бить – этот почти гамлетовский вопрос стал главным во время слушания в Общественной Палате по теме «Раскрытие религиозных и национальных традиций в контексте прав родителей на воспитание детей». Тема слушаний, названная так обширно и расплывчато, на самом деле касалась очень конкретных вещей.
Что такое права родителей и права детей, что такое воспитание и что такое наказание, приемлемо ли оно в процессе воспитания?
Выступающие не касались проблемы ювенальной юстиции, но присутствующим и так было ясно, что вопрос прав родителей непосредственным образом связан с ювенальной юстицией. По словам главы Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и председателя слушания протоиерея Всеволода ЧАПЛИНА «родители имеют абсолютное право на формирование мировоззрение ребенка и на основе этого права нужны меры, которые бы усиливали гарантии для каждой отдельной семьи».
Протоиерей Всеволод считает основной современной угрозой — посягательство государства на целостность семьи, а также на право родителей воспитывать детей. Основной выход из этой проблемы он видит в законодательном закреплении прав родителей на воспитании детей. По словам о. Всеволода, в права родителей входит «формирование мировоззрение ребенка, включая его отношение к религии, регламентация его образа жизни, включая режим дня, учебные и домашние обязанности, общение с противоположным полом и т.д.». Но протоиерей Всеволод также и уточнил, что одни меры могут применяться в отношении двухлетнего ребенка, другие – в отношении восьмилетнего человека, иные меры в отношении семнадцатилетнего человека, поэтому очень важен термин эволюционирующие права ребенка. «До определенного возраста можно применять право физического сдерживания – сказал о. Всеволод. — Само право у родителей есть, и отрицать это права родителей– значит отрицать жизнь».
Представители большинства общественных организаций склонились к тому, что наказание – это необходимый компонент воспитания и вопрос «бить или не бить» каждая семья должна решать самостоятельно и в зависимости от конкретных обстоятельств.
Николай БОНДАРЕНКО, заместитель главного редактора журнала «Человек и закон», не являясь сторонником физического наказания детей, все же склоняется к тому, чтобы право наказывать детей было юридически закреплено за родителями. По словам Николая БОНДАРЕНКО, система ювенальной технологии делает все возможное, чтобы прервать связь поколений, и уже была проделана большая работа, чтобы из школы исчез воспитательный компонент, а из воспитательного компонента было изъято такое важно понятие как наказание. «В русском языке понятие наказания не является отрицательным, — сказал Николай БОНДАРЕНКО, — а наоборот является позитивным и поэтому нужен законопроект, который бы четко регламентировал допустимые меры наказания».
А вот Ярослав ТЕРНОВСКИЙ, представитель общероссийского общественного движения «Католическое наследие» считает ответ на этот вопрос не таким однозначным, и выработать четкого юридического стандарта по этой проблеме невозможно. «На мой взгляд, — сказал Ярослав Терновский — эту тему обсуждать нужно и обсуждать нужно больше, но эта тема не имеет быстрого ответа. И дело не только в телесных наказаниях и насилии над ребенком, а в том, что нам, взрослым, нужно смотреть на детей и на наказание глазами ребенка, а это очень трудно». И в первую очередь это касается поведения самого взрослого. «Реакция на то или иное поведение ребенка может быть спонтанным и неподготовленным, потому что мы не всегда готовы к каким-то ситуациям».
Людмила РЯБИЧЕНКО, руководитель межрегионального общественного движения «Семья, любовь, отечество» предложила перевести дискуссию в несколько иное русло, заявив, что нужно говорить не о самом наказании, а о праве родителей удерживать детей от неверных поступков и в этом смысле даже внушение может быть наказанием. «Если наказание правильное, оно сделано с любовью, тогда и ребенок его воспринимает правильно» — сказала Людмила Аркадьевна. Так, по ее словам, психика ребенка устроена таким образом, что когда дети не видят со стороны родителей ответных действий, даже в виде наказания, они воспринимают это как небрежение и чувствуют себя заброшенными. Людмила Аркадьевна называет телесное наказание «шлепком любовью» и этот «шлепок» абсолютно необходим. По словам Людмилы Аркадьевны этот «шлепок» и стал разменной монетой в процессе огосударствливания детей и перехвата государством функции воспитания у родителей, а никак не заботой о детях. «Эта тенденция не должна развиваться, ее нужно остановить» — резюмировала Людмила Аркадьевна, сказав, что в их движении сейчас разрабатывается Концепция семейной политики, как ответ общества на эту угрозу.
Ирина КОМАРОВА, эксперт общественной программы «Детство», предложила говорить не столько о праве на воспитание, сколько об ответственности родителей за воспитание, которое предполагает и педагогический опыт, и семейные традиции. А у большинства молодых родителей отсутствует элементарный педагогический опыт, даже если есть педагогическое образования. Поэтому на базе МГГУ Ирина Ильинична с сотрудниками университета разработали курс для родителей, которые хотят получить навыки в воспитании детей.
Руслан ТКАЧЕНКО, представитель Московского городского родительского комитета считает, что родители бьют детей по совершенно разным мотивам, но выглядит это одинаково. «Человек может бить ребенка, потому что так положено, а может бить, потому что у него проблемы на работе или в личной жизни и он свою ненависть выливает на ребенке, а может бить ради его блага, чтобы исправить, но при этом это одно и тоже – это избиение, а по каким мотивам это происходит, мы не знаем». По словам Руслана Анатольевича, если человек бьет, потому что так делают все, то человек просто не знает как воспитывать ребенка, значит, такой взрослый сам нуждается в воспитании.
С его тезисом полностью согласилась Алла ГЕРБЕР, член Общественной палаты РФ, сказав, что многий молодые родители просто не знают, как воспитывать собственных детей, а умеют только кричать на них и пугать физическим наказанием. «Слабость человека проявляется в том, что он наказывает слабого и, пользуясь своей силой, эксплуатируют чужую беспомощность. Много закомплексованных слабых людей начальников, которые унижают подчиненных и тоже самое происходит в отношении с детьми» — считает Алла Ефремовна. Также она считает, что права ребенка – это самое главное и выше прав родителей, которые даже не подозревают, что у ребенка есть права, которые можно защищать в суде, поэтому считают, что со своим ребенком можно делать все что угодно. Алла Ефремовна рассказала, как, гуляя с внучкой на детской площадке, наблюдает множество молодых мам, которые ничего не знают о воспитании детей, а заучили набор банальнейших фраз типа «я тебе задам» или «ты сейчас получишь» и все воспитание! «В нашем обществе нет культуры воспитания в большинстве семей, даже в семьях с высшим образованием, — сокрушается Гербер — они ничего не знают, что такое сложная политика отношений с ребенком, что такое пластика воспитания». Алла Ефремовна сравнила современную семью с рыбой, которая плавает не в воде, а бултыхается в тазике и не знает, что делать, и предложила современному обществу кроме уважения правам ребенка такое понятие, как право семьи дать ребенку воспитание. «Чтобы считаться с семьей, мы должны уважать эту семью. Я буду считаться с правами той семьи, в которой уважают свои права и права ребенка».
Вопрос «бить или не бить» — это, прежде всего, вопрос не только взаимоотношения взрослого с ребенком, но и в первую очередь, вопрос взаимоотношения взрослого человека с самим собой. Завершая круглый стол, протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что многие критикуют Патриарха Кирилла за то, что он сводит общественные проблемы к проблеме личности, но это неизбежно. По словам протоиерея Всеволода, за время своего священничества он наблюдал многие семьи, в которых родители не знают, что они хотят от жизни и дети с юных лет воспитываются как алкоголики и наркоманы. «Многие люди находятся в состоянии душевного помрачения, которое бывает даже потомственное, — добавил протоиерей Всеволод, — но это не повод, чтобы сказать государству и обществу что люди сами могут перевоспитаться, государство и общество могут и должны влиять на эти процессы». Все участвующие в слушании заявили, что разговор на эту тему должен быть продолжен в дальнейшем на других дискуссионных площадках и эта тема не может быть исчерпана в рамках одного слушания.