Главная Новости

Архиепископ Берлинский Марк: «Отсутствие общинности — болезнь, завезенная в Германию новыми переселенцами и эмигрантами»

Правящий архиерей Берлинско-Германской епархии выступил с докладом о современном положении Православной Церкви в Германии на проходившем 26-28 декабря открытом православном семинаре в Мюнхене.

Правящий архиерей Берлинско-Германской епархии выступил с докладом о современном положении Православной Церкви в Германии на проходившем 26-28 декабря открытом православном семинаре в Мюнхене, сообщает Седмица.ru.

По словам владыки Марка, в епархии в настоящее время существуют некоторые проблемы, требующие решения. В частности, от отметил, что во многих приходах «отсутствует общинность», что является, по его мнению, «болезнью, которая характерна и для Церкви в России». «Микробов этой болезни завезли с собой в Германию новые переселенцы и эмигранты», — считает архиепископ. Первоочередной задачей клириков и советов зарубежных приходов, как полагает иерарх, должна стать «передача новым их членам своего восприятия церковной жизни», то есть представления об общине как «едином и живом церковном организме».

Он также подчеркнул, что, овладевая немецким языком, подрастающее поколение русских эмигрантов в приходах не должно забывать и свой родной язык. Это замечание архиепископа Марка не случайно: политика германского правительства в отношении русскоязычного населения (численность которого, по различным оценкам, колеблется от 4 до 4,7 млн. чел.) имеет целью максимальную ассимиляцию новых граждан страны.

С начала 1990-х гг. до середины 2000 г. в Германию прибыло чуть менее полумиллиона человек из России и стран бывшего СССР, многие из которых являются православными.

***

В Германии русское Православие присутствует около 300 лет. При Петре I в 1718 году была открыта часовня в Берлине, просуществовавшая до 1837 года. Потом этот посольский храм был перенесен в новое здание посольства России по адресу Unter den Linden, 7. При этом храме окормлялось около пяти тысяч православных, не только русских, но и сербов, болгар греков, румын. Также существовали часовни, связанные с политическими взаимоотношениями России и Германии. Они, как правило, не сохранились до сегодняшнего дня. Ныне существующие храмы восходят к XIX и ХХ веку.

Таким образом, на территории Германской епархии есть храмы, построенные еще в царское время, есть храмы, построенные в 60-е и 90-е годы XX века в Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте, Кёльне, но, кроме того, есть еще так называемые богослужебные точки — обустроенные для богослужений места. Например, оставшийся в г. Амберге со времен Второй мировой войны барак или иные помещения. Иногда для богослужений используются также и немецкие храмы, которые, однако, не принадлежат Церкви; в них лишь предоставлена возможность совершать богослужения.

Таким образом, история Германской епархии объемлет царское, дореволюционное время, затем первую, вторую и третью эмиграцию, и сейчас открываются новые приходы в разных городах. Это следствие новой волны — в основном, переселенцев.

Православное храмостроительство в Германии началось со Свято-Александровского храма в Потсдаме (1829), где была колония русских военных «Александровка». Там еще стоят избы и до сих пор даже живут какие-то потомки русских солдат царского времени.

Величественный храм стоит на месте погребения великой княгини Елизаветы, племянницы государей Николая I и Александра I, супруги Нассауского принца Адольфа, скончавшейся в возрасте 19 лет при родах. Этот храм возводился в 1845–1855 годы общими усилиями принца Адольфа, отдавшего на нужды строительства приданое супруги, и государя Николая I. Храм высится над городом на поросшем лесом холме Нероберг. Есть при нем и русское кладбище. Затем построен был и дом. Этот храм по стилю напоминает чем-то храм Христа Спасителя, так как немецкий архитектор, строивший этот храм, сознательно ориентировался на чертежи Тона. В коммунистические времена для верующих это было своеобразным знаменем и живым напоминанием о храме Христа Спасителя до самого его восстановления.

Этот первый большой храм был построен в силу династических связей, равно как ранее и усыпальница для великой княгини Екатерины под Штутгартом на Ротенберге и позже церковка-усыпальница в Веймаре, построенная для великой княжны Марии Павловны в 1860–1862 годах на кладбище, где похоронены Шиллер и Гёте. Династические связи лежат и в основе постройки храма в г. Дармштадте.

Причина для постройки в Германии целого ряда других храмов дореволюционного периода иная. Известно, что со второй половины XIX века именно в Германию ездила отдыхать и лечиться на водах не только русская аристократия, но и другие представители русского общества, в том числе и известные писатели. В Баден-Бадене, например, бывали как Достоевский, так и Тургенев, в Бад-Эмсе Достоевский работал над «Братьями Карамазовыми», Бад-Гомбург и опять же Висбаден упоминаются в его повести «Игрок».

Все эти города-курорты славились лечебными водами. Их пили, в них купались (принимали ванны), а для дыхания в среде распыленной воды до сего дня сохранились специальные строения — «салины» (на огромной деревянной раме прикреплены миллионы сучков, по которым капает вода, а внутри — коридоры для прогулок). Такие курорты, как Мариенбад (Марианске Лазне) и Карлсбад (Карловы Вары), и в советский период пользовались популярностью у туристов из СССР, поскольку они находились на территории современной Чехии.

На обоих курортах стоит по одному красивому православному храму. Подобные храмы имеются и в Германской епархии — в Бад-Эмсе (1876), Баден-Бадене (1882), Бад-Гомбурге (1899), Бад-Киссингене (1901), Бад-Наухайме и Бад-Брюкенау (1908).

Следует упомянуть также храм-памятник в Лейпциге (1913), построенный в память о битве народов, храм на русском кладбище в Берлин-Тегеле (1893), храмы в Дрездене (1874) и Штутгарте (1895).

Храм в Дармштадте был построен в память венчания царя-мученика Николая и царицы-мученицы Александры, которая была родом из этого города. Заложен храм был в 1897 году, а освящен в 1899-м. Оба торжества совершались в присутствии высочайших особ. Царская семья также присутствовала вместе с великим князем Сергеем Александровичем и его супругой, преподобномученицей Елисаветой, на венчании в дармштадтском храме греческого принца Андрея и принцессы Алисы фон Баттенберг в 1903 году. Там присутствовало множество членов европейских королевских фамилий.

Как правило, православные приходы были до первой эмиграции малочисленны, но в Германии бывали выдающиеся священнослужители. Это протоиерей Иоанн Базаров (1819–1895), оставивший интереснейшие воспоминания о своей деятельности в Германии, известнейший протоиерей Иоанн Янышев (1826–1910), впоследствии духовник царской семьи, и, наконец, протоиерей Алексий Мальцев (1854–1916). Последний перевел на немецкий язык практически весь круг богослужений и Требник. В его толстых томиках текст расположен столбиками параллельно: церковно-славянский — немецкий. Кроме того, отец Алексий очень активно добивался основания новых храмов и с этой целью создал Свято-Владимирское братство. Два таких храма (в Бад-Наухайме и Бад-Киссингене) братство опекает по сей день.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.