Мне всегда хотелось работать на предприятии, где начальник был бы православный. Но недавно я узнала, что есть предприниматели, которые «насаждают веру» на своих предприятиях «кнутом и пряником». Один из них в официальном обращении к сотрудникам по пунктам расписал, за что они подлежат увольнению: например, если совершат аборт или, находясь в браке, не обвенчаются в течение трех месяцев.


Другой всех сотрудников обязал в течение года пройти учебный курс «Основы православной культуры», а третий православный шеф ввел для своих подчиненных обязательный график причащения! Разве начальник, пусть даже православный, имеет такую власть над людьми? Нужны ли Богу такие участия в таинствах? И потом, если у меня, например, муж вообще не ходит в храм и я не могу с ним повенчаться — мне на такое предприятие вход заказан, даже если я хороший специалист? Л.

Протоиерей Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах:

— Разговор о взаимоотношениях православного руководителя со своими работниками я бы начал с того, что в России без православных предпринимателей никогда бы не было возведено такого гигантского количества храмов, какое мы имеем сегодня. Большое им за это спасибо. Но, как известно, Бог живет не в бревнах, а в ребрах; и проблема, как православному начальнику выстраивать свои отношения с подчиненными, действительно существует.

Предприниматель на свои средства открывает предприятие и хочет, чтобы на нем работали люди, разделяющие его религиозные убеждения: имеет он на это право или нет? Я думаю, имеет. Другой вопрос — до какой степени его подчиненные должны его убеждения разделять. Один знакомый мне предприниматель построил рядом с производственным цехом часовенку, чтобы человек, идущий на работу, мог бы там помолиться, поставить свечку. Люди отнеслись к этому без энтузиазма. Наверное, потому, что все было устроено слишком прямолинейно, навязчиво.

Позиция описанного в письме предпринимателя, требующего от подчиненных, состоящих в браке, срочного венчания и запрещающего сотрудникам делать аборты под угрозой увольнения, по большому счету правильная, но все же выраженная резковато, чтобы быть однозначно воспринятой обществом. Для меня же в этом случае важно другое. Такая принципиальность начальника — это редкое выражение народного стремления укрепить свое духовное бытие. Все же начальники — тоже народ. Я глубоко убежден, что, пока сами люди не захотят построить общество на духовных основах, ничего у нас не будет. Если только священники будут уговаривать всех: покайтесь, креститесь, а люди при этом будут заниматься своими делами, — ничего не изменится.

Протоиерей Дмитрий СМИРНОВ, настоятель храмов во имя святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Богородицы в Петровском парке:

— Ответ на вопрос, может ли православный предприниматель набирать на работу православных и требовать от них соблюдения норм православной жизни, сегодня может быть только один: побольше бы таких предпринимателей! Вообще предприниматель на своем предприятии — хозяин, и то, как он будет осуществлять руководство, дело его личной совести. Мы открываем православные гимназии и набираем в них только православных детей. И никто не говорит, почему мы не набираем туда китайцев, хотя китайцы учились бы лучше.

Есть множество предприятий, где к работнику предъявляют только профессиональные требования. Пусть те, кому не нравится работать с православным начальником, идут туда. Но лично я как потребитель хотел бы покупать продукцию именно православного предприятия. Когда я покупаю молоко компании, где сотрудникам запрещено делать аборты, я знаю, что руки женщины, которая доила корову, не обагрены кровью младенцев. Мне кажется, что православным больше надо переживать не о том, что некий предприниматель хочет, чтобы его сотрудники жили в христианском браке, пусть даже формально пройдя через таинство венчания (по моим наблюдениям, сейчас 90 процентов людей формально крестятся и 80 процентов формально венчаются).

Гораздо больше следует тревожиться о том, что Московскую область заселяют выходцы из Азербайджана. И существуют проекты переделки храмов в мечети, которые могут быть с ходу решены, как только во властные структуры попадут жители Закавказья и Средней Азии.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник священства города Москвы, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском:

— Есть у апостола Павла в посланиях такое определение: «ревность не по разуму». Такое состояние бывает часто присуще людям, недавно переступившим порог храма. Еще вчера ты был человеком неверующим — и вдруг познал Бога. От этого тебя охватывает такая ревность, что хочется весь мир принести к ногам Христа. Одна из духовных дочерей Иоанна Кронштадтского, кажется, игуменья Таисия, писала о себе, что, когда была молодой, готова была кричать на весь мир о Господе, доказывать, спорить. Так ей хотелось, чтобы все чувствовали то же, что и она. Но к старости, говорит игуменья, у нее отпало всякое желание поучать кого-то и хочется только обо всех молиться…

Горячее стремление привести своих близких или своих подчиненных к вере — свойство чисто человеческое. Оно понятно и объяснимо. Другое дело, что такая ревность о других может приводить к крайностям, которые будут неполезны и тем, кто еще не утвердился в вере, и самому проповедующему. Впоследствии человек может и сам отказаться от своих слов, признав свою горячность и неопытность. Когда предприниматель говорит своим сотрудникам: если не повенчаетесь, не покреститесь, то не будете трудиться в моей организации, — он, соответственно, берет на себя компетенции Церкви, присваивает себе какую-то духовную власть. Это и есть «ревность не по разуму».

Иное дело, когда предприниматель занимается просвещением народа: например, открывает школы, где бы преподавались основы православной культуры. Христос заповедовал своим ученикам: сначала учите, а потом крестите. Нужно образовывать народ, приводить к вере, а требовать крещения или причащения от человека очень сложно. Ведь что такое крещение — это духовное рождение. Даже ребенок должен провести в утробе матери девять месяцев, чтобы появиться на свет, а для того, чтобы родиться духовно, людям иногда требуется прожить всю жизнь.

Я знал людей, искренне ищущих Бога, прошедших и индуизм, и теософию, которые только под конец жизни прозревали, что нет ничего выше учения, которое дано нам в Евангелии. И тогда они становились такими христианами, что я смотрел на них и радовался! Потому в первые века христианства и крестили людей во взрослом возрасте, и существовал специальный чин оглашения — понимали, насколько непростое дело духовная жизнь. Изначально у человека должен быть к ней интерес, а если этого интереса нет, то наивно и легкомысленно полагать, что такой человек как-то внутренне изменится от участия в церковных таинствах.

Спаситель сказал: смотрите, на каком фундаменте вы строите здание, на камне или на песке. Человек должен сам избрать вероучение, сам пожелать приобщиться истинной веры. А если его принудили, то он как был неверующим, так им и остался. Почему в годы революции миллионы людей вдруг отреклись от Христа — потому что преобладала формальная сторона, а личного отношения не было. А те, у кого вера укоренилась, стала органикой, те не отступили от Бога, прошли через все испытания до своего креста.

Конечно, понятно стремление православного предпринимателя работать только с православными работниками. И со своей стороны ему кажется, что он прав. Но если в деревне это еще возможно, то в городской среде, где переплетено множество народов и культур, такое заявление может иметь и скандальные последствия. Такому примеру могут тут же последовать предприниматели-мусульмане, а таких немало. Возьмут они и скажут своим работникам, среди которых большинство русские: или переходите в ислам, или увольняйтесь. Или начнут создавать предприятия по национальному признаку — что делать людям тогда?

Мне кажется, что уж если говорить о желании воцерковлять подчиненных, то надо идти через личный пример. Если человек действительно благочестив, если он мудр как начальник, если он всей своей жизнью свидетельствует о своих убеждениях — это все, что нужно. Не случайно Серафим Саровский говорил: обрети мир внутри себя, и вокруг тебя тысячи спасутся. Чем поражает нас Евангелие? Примером Христа. Причем оно построено таким образом, что проповеди Спасителя неизменно чередуются с его делами. У Бога нет даже границы между его словами и делами. Вот так же и каждый христианин должен строить свою жизнь, и тогда он будет тем «светильником веры», который нельзя спрятать под спудом, он все равно будет светить людям своим добром, своей верой, своей волей, направленной на созидательное служение.

Игумен СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:

— Священное Писание говорит нам: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3: 1) — потому что учителю за свои деяния надлежит дать особый ответ. Установленное Христом таинство священства как раз свидетельствует о том, что не всякий имеет право учить. Конечно, мирянин может миссионерствовать, но все-таки преимущественное право нести людям слово Божие принадлежит духовенству, поскольку оно особым образом к этому подготовлено. Каждый священник получает свой сан не в одночасье: помимо знаний, он должен еще обладать и определенными качествами, одно из которых — рассудительность. Поэтому мне кажется несколько странным, когда православный человек берет на себя не свойственную ему роль и начинает вводить на своем предприятии «христианские законы». «Милости хочу, а не жертвы» — сказано в Священном писании; а требование от людей соблюдения каких-либо церковных устоев как раз говорит об обратном.

Ни в одной другой религии нет такого уважения к свободе личности, как в Православии. Здесь тебе ничего не навязывается. Ты должен сам, добровольно, видя доброе учение, сделать свой выбор. Какие бы то ни было насильственные меры могут только сбить человека с истинного пути. Действительно, православный предприниматель может многое сделать для своих подчиненных.

Мне известна одна хозяйка ткацкой фабрики, воцерковленная православная женщина, которая много делает для Церкви и, конечно же, старается, чтобы ее работники тоже разделяли ее духовные убеждения. Для этого она, например, за свой счет сделала нерабочими дни больших церковных праздников, рабочие получили возможность дополнительного отдыха. Так же в свое время поступал и преподобный Серафим Вырицкий.   В истории Церкви, в житиях святых есть немало примеров распространения христианства мирными и мудрыми мерами. Но есть и примеры деспотизма — это совершенно чуждо духу православия, духу учения Христа.

Подготовила Оксана СЕВЕРИНА

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.