В Общественной палате Российской Федерации при поддержке Всемирного русского народного собора прошли слушания «День Крещения Руси. Прошлое и будущее православной цивилизации». Открыл слушание протоиерей Всеволод Чаплин. Публикуем полный текст выступления.
Существует тенденция относить День Крещения Руси к размышлениям об истории в прошедшей ее части, превратить этот день в некий праздник фольклора. Конечно, все это востребовано — нужны исторические аналогии, нужны произведения народного искусства. Однако смысловая часть праздника должна быть гораздо более значимой. Этот день говорит об основе нашего исторического выбора, нашей цивилизации, нашего пути в будущее, который, как считают многие православные христиане, является лучшим для человечества, ибо основан на единственно истинной вере, данной Самим Богом.
Чувство важности этого выбора, сделанного нами в 988 году, должно иметь прямое отношение к тому, как мы живем сегодня и как мы смотрим в будущее. Этот день напоминает нам о том, что православная цивилизация никогда не была и по определению не может быть ведомой другими силами. Она не может быть провинцией, периферией. У нее есть ответы на все вопросы современного мира, и эти ответы нам не нужно бояться формулировать и предлагать всему человечеству.
Сегодня все большее количество людей на Украине, в России, в Белоруссии, во многих других православных странах, в том числе тех, которые не относятся к пространству исторической Руси, начинает осознавать, что абсолютно беспочвенны любые разговоры о том, что православная цивилизация – отсталая, будто у нее не должно быть своего голоса в мировых процессах.
Мы прекрасно знаем, что система ценностей, основанная только на земном успехе, исчисленном в более чем «условных» единицах – это модель, которая сейчас переживает очень серьезный кризис. На фоне этого кризиса настало время предлагать собственные пути преодоления мировых проблем, которые, хотим мы того или нет, определяют жизнь многих народов, к числу которых принадлежим и мы.
Нельзя спрятаться от общечеловеческих процессов, нельзя сделать вид, что мы их не замечаем, или считать, что наше уклонение от них спасет нас от последствий этих процессов. Напротив: нужно стараться в них участвовать со своим рецептом, своим предложением.
Поэтому предложил бы подумать над серией концептуальных разработок, которые давали бы ответ православной цивилизации на вызовы современности. Темы предложил бы следующие:
Во-первых, экономический кризис и особенно вопрос о соотношении финансовой экономики и экономики товаров и услуг. Это один из ключевых вопросов, который сегодня в значительной степени определяет будущее человечества.
Вторая тема – это механизмы народовластия, взаимоотношения народа и власти, народа и элит, в том числе в контексте мировой экономики и мировых политических процессов. Наиболее влиятельные в мире силы, в частности, глобальные экономические игроки, транснациональные корпорации, некоторые международные организации, в которых сейчас Россия наращивают свое участие, — это структуры наименее демократичные в мире, наименее связанные с мнением народов и даже национальных правительств. Где место православного мировоззрения в определении меры и способов взаимовлияния власти, народа и элит?
Третья тема – экологический кризис, совершенно очевидный и нуждающийся в православном ответе. Сейчас рассматривается проект Экологической концепции Русской Православной Церкви. Возможно, на ее основе появятся серьезные концептуальные разработки.
Четвертая тема – это соотношение нравственности и права. В обществе ведутся жаркие дебаты относительно некоторых публичных акций и некоторых норм морали, которая оказалась выведена за скобки права, но которую пытаются в правовое поле вернуть.
Наконец, пятая тема – это роль религии в жизни общества и общественном устройстве. Речь идет не только о Православии, но и о разных религиях, разных общественных моделях, в которых по-разному присутствует религия, в той или иной степени влияя на модель семьи, социума, экономики и культуры.
Полагаю, что нам стоит честно оценить свои силы: сможем ли мы по этим пяти темам провести интеллектуальную работу на площадке Всемирного Русского Народного Собора и на других площадках общественной дискуссии? Наша цивилизация многого пока не сказала. И сегодня нужно постараться донести ее позицию до ближних и дальних.