Эта точка зрения порождает множество вопросов. Ответственны ли мы за гонения на Церковь в советское время? Ответственны ли православные за то, что сжигали старообрядцев? Ответственны ли атеисты за убийство царя?
Правмир попросил самого отца Димитрия Смирнова и других известных священников ответить на вопрос, где границы коллективной ответственности?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
Меру ответственности человека определит Бог, но мы судим о поступках по их плодам
Про меру ответственности знает только Бог. Но, Господь нам дал такой алгоритм: о дереве судить по его плодам. Есть деяние, и есть его результат.
Поэтому те, кто рубит кресты и безобразит храмы, являются продолжателями дела, которое вновь началось с группы Толоконниковой. Те, кто их поддерживает, своим авторитетом поддерживают все, что делается с их именем на устах.
Допустим, если человек заявляет, что он фашист, он некоторым образом принимает на себя все, что с ним (фашизмом) связано. И несет свою меру ответственности за это.
Название, имя много значат, но еще больше значат поступки. Очень важно понимать, кого ты поддерживаешь и что это означает.
Что бы человек ни сделал – все имеет окраску. Каждое слово, каждый поступок, каждый жест. И эта окраска поступку придает направление – либо направление в преисподнюю, либо в Небесное Царствие, а третьего не дано. Вещи не могут быть творимы человеком нейтрально по отношению к Господу Богу. Хотя, понятно, что все влияет на человека – и воспитание, и возраст, и среда, в которой он живет, и свойства характера, но последний выбор за человеком.
Суд же на усмотрение Божие – это Он будет все это учитывать. Мы не можем осуждать человека, мы осуждаем поступки. Об этом я и сказал ранее. Ничего нового в этом нет – человек несет ответственность за свои деяния, даже словесные. На мой взгляд – это очевидность. Я этой очевидностью решил поделиться со всеми, кто хотел это читать и слушать. Люди часто спрашивают о мнениях, но мнение же нельзя оспорить, это бессмысленно, ибо выявляет лишь точку зрения. Другое дело: если ты считаешь, что это неверно – тогда оспорь!
У людей, которые не могут оспорить, есть в запасе либо ярлык какой-то, либо они просто другую точку зрения объявляют бредом. Им достаточно сказать – «это обычный бред протоиерея Димитрия Смирнова, от которого все устали». А вникать в текст они не хотят, да и не могут порой.
Разумеется, я обидеть никого не хотел. Я просто предложил задуматься о последствиях своих бездумных действий. Ведь в этой ситуации надо все учитывать: и менталитет народа, и страдания Церкви в XX веке, и количество мучеников, и год – 200-летия победы, и что храм построен в честь этого 200-летия.
Смерть бедных женщин должна была заставить всех задуматься об этом, но – не заставила. Вчера один гражданин, который отрекомендовался режиссером, сказал: «Подписывал и буду подписывать» — и я вижу, что он не понимает — я просто смиряюсь с этим. Не обязательно всем всех понимать. Хотя, конечно, желательно. Для этого и речь существует, чтобы люди понимали друг друга. Если хотят, конечно.
Протоиерей Всеволод Чаплин:
За происходящее с народом ответствен весь народ
Высказывались разные мнения относительно строгости наказания участницам печально известной группы, но вся Церковь, начиная от Святейшего Патриарха и кончая миллионами простых священников и мирян, назвала их деяние кощунством и богохульством. Оправдывали – единицы, и возникает вопрос: христиане ли эти люди? Как-либо оправдывать это деяние, солидаризироваться с теми, кто его совершил, верующий человек не может. Обратное утверждение – это попытка сменить логику правды Божией на логику человекоугодничества, на стремление угодить враждебным Церкви кругам.
Поэтому, хотя люди, подписывавшие письма в защиту печально известных особ, могут не нести прямой ответственности за спиливание крестов и посягательства на храмы, сама кампания поддержки, а уж тем более попытки оправдать кощунство, объявить его извинительным, ненаказуемым, разговоры о всепрощении, как будто нет Божия наказания за нераскаянный грех, — все это дело нехристианское. Поддержка кощунниц добавляла энергии антицерковным силам, позволяла некоторым говорить: смотрите, православные сами разделились.
Это напоминает времена обновленческого раскола, когда некие миряне и даже пастыри пытались угождать явным гонителям, искать в их действиях что-то позитивное, оправдывать их, допускать в церковную среду ложную, антихристову логику.
Пытаться же высчитывать большую или меньшую меру личной ответственности не нужно. Мы за все ответственны, когда наш народ грешит, но и во всем правы, если идем путем Христовым, то есть прислушиваемся к Слову Божию, а не к давлению мирской логики, которая пытается включить христианство в обывательскую систему ценностей. Достаточно внимательно прочитать Евангелие, чтобы понять, насколько несовместима эта система с христианским образом жизни.
Если человек оглядывается на то, что скажет обыватель, особенно облеченный властью и влиянием, ему надо себя спросить: «А готов ли ты идти за Христом, бросив все и не оглядываясь ни на кого, даже на самых близких людей?». Ведь только таким и должен быть христианин. Если же он начинает жить ради того, чтобы понравиться «миру сему», начинает комплексовать по поводу любого дурного слова, сказанного далекими от нашей веры людьми, значит, он не на правильном пути.
Хорошо сказал отец Олег Стеняев: если Познер нас ругает, значит, все у нас в порядке, а если он будет нас хвалить, значит, у нас что-то не так. Именно так нужно относиться к некоторым изданиям и некоторым лицам, которые критикуют Церковь независимо от того, что она делает, и пытаются привить ей чувство вины перед ними.
Этих людей устроит только наше полное исчезновение, и то они долго потом будут вспоминать, какими мы были ужасными. Угождать им – последнее, что мы должны делать. То, что они говорят, нельзя принимать как руководство к действию. Это просто нужно отметить про себя и в большинстве случаев прийти к простому выводу: раз они нас ругают, значит, мы живы.
В каком-то смысле за происходящее с народом ответствен весь народ – от младенцев до глубоких стариков. Господь ведь говорит не только с отдельным человеком, но и с народом. И милует и наказывает целый народ, даже тогда, когда отдельный человек может быть непричастен ни к подвигам своего народа, ни к его преступлениям.
Протоиерей Павел Великанов:
Мера нашего христианства — ближний
Христианство прежде всего акцентирует свое внимание на личном отношении человека и Бога. Иногда мы можем столкнуться с ситуацией, в которой конкретный человек выступает как бич Божий, является источником скорбей, проблем, а может быть даже и бед для других людей. Но при этом он перед Богом чист, его совесть ничем не обременена. Он просто выполняет волю Божию – зачастую искренне не понимая, почему его правильные поступки приносят окружающим совсем другие плоды.
Механически переносить ответственность за какие-то поступки, тем более за судьбы народов, на личности людей, от которых в конкретный исторический момент на самом деле ничего не зависело – на мой взгляд, не вполне правомочно.
Апостол Павел говорит о том, что вся христианская община есть Тело Христово, и у всех её членов – разное служение. Но ответственна ли рука за то, что делает нога? Едва ли. Конечно, то или иное действие отзывается во всем теле. Но если в какой-то момент действие руки не согласуется с
действием ноги, то из этого еще не следует, что нога тоже несет какую-то ответственность за то, что рука действует неправильно.
Говоря о личной ответственности, не стоит смешивать ответственность человека перед Богом за какой-то поступок и то, как этот же поступок оценивается с точки зрения истории. Скажем, ответственны ли немцы, голосовавшие за Гитлера, за то, что потом творилось в Европе, за сожженные деревни Беларуси? Голосовавшие из страха, из каких-то личных корыстных побуждений, не сомневаюсь, ответят во всей полноте за это перед Богом. Если же они голосовали, находясь в заблуждении из-за ложной информации, по своей недалекости, неосведомленности, их нагло обманывали, думаю, для них будет другой Суд. Хотя формально и те, и другие поддержали фашистский режим.
Господь прежде всего судит человеческие намерения, мотивацию, которая движет людьми в их поступках. Требовать от каждого человека, чтобы он разбирался в тонкостях политики, всего бэкграунда происходящих событий – странно. Пастыри могут и должны требовать главное для христианина: чтобы прихожане имели совесть чистую перед Богом и людьми, и жили согласно заповедям Евангелия. И если в душе прихожанина происходит внутренний конфликт между требованиями его совести и требованиями какой-то политической или идеологической ситуации – задача пастыря в том, чтобы не дать усыпить совесть и помочь найти правильный выход из этого противоречия – правильный с точки зрения вечности.
Мне как-то внутренне претит сама постановка вопроса, когда обрушиваются те или иные горести: кто виноват? Плохой родитель, когда его ребёнок сломал ногу, начинает на него орать и выяснять причину, а хороший – берёт его на руки и везёт в травмпункт – со словами любви, поддержки и утешения. Здоровый христианский дух – забывать задняя, минувшее, и простираться вперёд, жить упованием, а не осуждением. Зачем масштабно искать ответственных?
Самое страшное, что может произойти с христианином – «самогероизация», попытка утвердить свою значимость за счет «правильного» врага и консолидация вокруг этого образа врага. Прекрасно об этом написал К.С. Льюис в одном из своих эссе, где он рассказывает о «том самом человеке», от которого в жизни каждого из нас и «происходят» все беды – а этот «тот самый человек», с точки зрения Евангелия, и есть наш заповеданный ближний…
Нередко такое встречается и в апологетике – когда профессором создаётся некий виртуальный образ «врага» – которому в реальности ничего не соответствует – и потом мастерски, несколькими взмахами словесной секиры, от «противника» остаётся лишь мокрое место – естественно, под бурные аплодисменты аудитории. Но ведь этот восторг аудитории вовсе не то единство, не та соборность, которые заповедовал нам Христос. Если мы объединяемся не вокруг Христа, вряд ли мы выбираем правильный путь. Наша цель как христиан – стать причастными ко Христу, свидетельствовать, что Христос жив здесь и сейчас, что Евангелие, евангельские принципы работают, вдохновляют христиан так же, как и две тысячи лет назад.
На мой взгляд, попытки идеологизировать православие, сделать какие-то искусственные маркеры православности, христианскости – как минимум, неудачны, как максимум – несут в себе опасный вирус не внешней, а глубинной, внутренней маргинализации. У нас есть только один маркер меры нашего христианства – ближний. И этот маркер всегда рядом, даже когда его существование мы тщательно стараемся не замечать.
Протоиерей Борис Левшенко:
Нет точного разделения фронтов
Понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы (Минея 29 августа ст.ст.)
Сейчас идет напряженная борьба с Церковью, а Россия является полем битвы. В российском обществе идет размежевание – люди Церкви объединяются, но не менее активно объединяются те, кто выступает против Церкви. В этом отношении группа «пусек» (не хочу произносить их неприличного самоназвания), достигла своей цели – борьбу с Церковью они усилили. Публичное кощунство дало волну, подхваченную их последователями.
Люди, которые поддерживают «пусек», безусловно, несут ответственность за те антицерковные и античеловеческие акции, которые были проведены после печально знаменитой акции в Храме Христа Спасителя – и спиленные кресты и кровавая надпись, сделанная убийцей женщин, – это одна волна.
Но надо иметь в виду, что нет точного разделения фронтов. Полем битвы являются сердца людей. Люди могут колебаться то в одну, то в другую сторону. В какой-то степени современные коммунисты несут ответственность за убийства русских людей, совершенные советской властью в ХХ веке, но только в какой-то мере. Все гораздо сложнее и вопрос об отношении личной и коллективной ответственности очень труден. Нельзя однозначно сказать, что если человек коммунист, то он автоматически несет ответственность за преступления коммунистической диктатуры.
Человеческая душа очень сложна и поэтому, если человек что–то утверждает, то не обязательно, что его слова отражают его убеждения. Я неоднократно сталкивался с тем, что люди заявляли о себе как об атеистах, а реально несли в себе религиозные установки (и даже христианские).
Есть много людей, которые не понимают смысла ситуации. Они обращают внимание не на разжигание религиозной розни, а на то, какие они страдалицы говорят, что это детская шалость.
Сегодня святая Церковь вспоминает Усекновение главы Иоанна Предтечи, Крестителя Христова. Величайших из рожденных женами святой принял мученическую кончину по вине несчастной женщины, которая по-славянски очень точно названа «блудной плясавицей». Ситуации похожи, но есть разница – блудница, которая угодила Ироду – танцевала хорошо. Она понравилась и Ироду и гостям. Что касается плясок безумных пусек, то они не понравились никому из тех, кто их защищает. Там был настоящий танец, здесь – все поделка, не танец, не богослужение, а карикатура.
Мне кажется, нельзя говорить, что действия сторонников кощунниц к этим женщинам продиктованы христианским милосердием. Наказать кощунниц более по-христиански, поскольку наказание поможет им спасти свою бессмертную душу, а если их отпустить, то они навредят и себе и окружающим. Сторонники «пусек» защищают их по политическим и религиозным мотивам – это осознанная или иррациональная борьба со Христом.
Как есть разница и между дочерью Ирода и ее современными последовальницами, так есть и разница между Иродом и антицерковными силами нашего времени. Ирод был слабохарактерным человеком. Он с удовольствием слушал Иоанна Крестителя, но когда пришло испытание, то казнил святого. У нас противоположная вещь: те, кто поддерживают «пусек» – открыто выступают против Церкви. Они заявляют о себе, что они против разжигания межрелигиозной розни, но всеми своими действиями они всемерно разжигают межрелигиозную вражду. Можно сказать, Ирод больше уважал религию, чем современные антицерковные силы.
Не знаю, можно ли до конца провести сравнение между евангельскими и сегодняшними событиями, но оно невольно напрашивается.
Протоиерей Лев Семенов:
Торжествующее хамство
Каждый раз, когда возникает вопрос о мере ответственности за любой поступок, мне как профессиональному историку хочется в поисках ответа заглянуть, как можно дальше в глубь времен, а как православному человеку — обратиться к библейским свидетельствам. Что в результате мы видим?
Уже горестная история грехопадения прародителей наглядно вскрывает глубинный механизм желания снять с себя ответственность и его истоки. Корень любой безответственности лежит в совершенном грехе — согрешивший осознает неправедность своего поступка, а потому стремится уйти от ответственности, сняв ее с себя и переложив на другого: Адам на Еву, а она – на змея…
Христианское воззрение диаметрально противоположно такому подходу, культивирующему безответственность. Наиболее отчетливо это выражено в молитве св. Иоанна Златоуста, которую каждый православный человек произносит перед Святым причащением, исповедуя веру в Христа, Сына Бога живого, пришедшего в мир спасти грешных: «…от них же первый есмь аз». В художественном творчестве это ярко выражено известной мыслью Достоевского о том, что «всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех».
Если перейти к современности, то мы видим едва ли не эпидемическое распространение в определенных кругах общества стремления не только поддержать настроение полной безответственности, но и оправдать совершение самых гнусных мерзостей. Доброхотам порока красноречия не занимать.
В ход идут самые диковинные ухищрения, вопиющие против логики и здравого смысла: идет самая разнузданная спекуляция на идеалах свободы человеческой личности, свободы творческого самовыражения и т. п. Такие добровольные адвокаты сил зла готовы подогревать самые низменные наклонности, фактически пытаясь по любому поводу нагнетать протестные настроения.
Не следует забывать, однако, кто был первым инсургентом, восставшим еще в доисторические времена против Бога. А отсюда все последствия, вплоть до таких отдаленных, как национальная трагедия России 1917 года…
Больше всего меня удивляет слепота тех, кто не видит в отвратительном поступке, уже более полугода создающем вокруг себя шумиху СМИ (быть может, желанную), элементарного проявления торжествующего хамства. Я уже говорил как-то, что написавший «Грядущего Хама» Мережковский сегодня мог бы смело создать продолжение, озаглавив его «Хам пришедший». Торжество низкопробного хамства, не только попирающего святыни, но и отвратительного даже с чисто эстетической точки зрения, неожиданным образом находит поддержку среди некоторых людей, почему-то всерьез готовых считать себя интеллектуальной, творчески мыслящей элитой…
Шумно петь и плясать ночью, мешая соседям, – проявление невоспитанности и невежливости. Устроить такое, скажем, в вагоне метро – будет выражением полного неуважения к остальным пассажирам. Прийти «повеселиться» на кладбище, «творчески самовыражаясь» таким образом, – станет самым низким надругательством над памятью покойных. Позволить себе оскорбительную выходку в храме – означает предельную степень презрения к чувствам своих сограждан, равно как и презрения к предкам, в трогательном единодушии увековечившим в величественном храме память о русских воинах, спасших Отечество от нашествия врагов.
Протоиерей Александр Ильяшенко
Мера ответственности человека зависит от его общественного положения
— Мера ответственности человека перед обществом во многом зависит от его общественного положения. Очевидно, что у главнокомандующего ответственность гораздо выше, чем у рядового солдата, и никогда они равны не будут: «Кому много дано, с того много и спросится». Но цель одна. Ее Сам Господь определил в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16 ).
Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Вокруг него, игумена маленького тогда монастыря, объединилась вся Русь. Простой иеромонах, руководивший небольшой монашеской братией, повлиял на всю страну и на ход мировой истории! Вот что такое «Так да светит свет ваш пред людьми»!
Глядя на наши дела, прославляют ли окружающие нас люди Отца Небесного? Нет, наоборот, мы видим, что хулят. Значит, это и о нас апостол Павел говорит: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24).
Если мы живем вопреки заповедям Божьим, относимся друг к другу хуже неверующих – малодушествуем, обманываем, осуждаем, то христиане мы только по названию, и именно мы повинны в том, что в обществе возникают антихристианские и антицерковные настроения. За это мы дадим ответ перед Богом. Об этой ответственности надо думать, а не о том, что другие живут не так, как бы этого хотели.
Жития святых являют нам высокий, прекрасный и четкий идеал. Каждый из нас должен стремиться соответствовать этому идеалу, но мы предпочитаем придумывать что-то аморфное, бесформенное, неопределенное и при этом еще осуждаем окружающих за то, что их поведение не соответствует, придуманным нами и даже толком не сформулированным критериям. Получается, что мы сами для себя критерий, а не Божьи заповеди.
Вопрос же о том, кто ответственен за трагедию России в XX веке, имеет простой ответ: такие же люди, как и мы. Но мы, может быть, даже и хуже, потому что пренебрегаем их достижениями, но повторяем их ошибки. Говорить же конкретно о ком-то кажется мне неправильным.
«О мертвых либо хорошо, либо ничего», — этот принцип сформулирован еще в Древнем Риме. Сформулирован язычниками, но я считаю, что он по духу соответствует христианским заповедям. А нас все время подталкивают к поклепу на тех, кто сам себя защитить не может. Эти люди уже давно предстали пред Богом, а нам надо думать, какой ответ мы Ему дадим, когда придет наш черед.
Христос начинает Свою проповедь с призыва к покаянию. Мы понимаем Его слова на свой лад и вместо того, чтобы изменяться самим, призываем к покаянию других, осуждая каждого, кто ведет себя, как нам кажется, неправильно. Но разве человек мера всех вещей? Сами-то ведем себя, как считаем нужным, не внимая ни Господу нашему Иисусу Христу, ни апостолу Павлу.
Поэтому удивляться нечему. Раз мы, христиане, не соответствуем тому, к чему призывает нас Господь и Его Святая Церковь, люди начинают хулить и нас, и Церковь. Хулят, потому что мы далеки от христианского идеала, и положение не исправить, показывая на других пальцем. Нечего переводить стрелки на других, это не только бесперспективно, но и разрушительно. На себя надо брать ответственность – «Я отвечаю за все», и каяться пред Богом в своих грехах.
Подготовили Ирина Якушева, Александр Филиппов и Леонид Виноградов
Читайте также:
«Вы сами, ваши псы и ваши пастухи» Ирина Лукьянова Лично мне очень трудно одновременно нести персональную ответственность перед возмущенной общественностью за казанское убийство, фотожабы в ЖЖ Артемия Лебедева, поваленные кресты, выступление той самой панк-группы, приговор той самой панк-группе, политику Путина, происки Госдепа, акции хоругвеносцев, ДТП с участием протодиакона, публикации коллег-журналистов и нервные срывы коллег-учителей. |
Заповеди несчастья
Священник Александр Пикалев В нашем случае проблемы начались не тогда, когда Pussy Riot вылезли на амвон Храма Христа Спасителя, а тогда, когда мы для защиты христианских святынь избрали риторику и методы дохристианских времен, когда мы решили, что наши христианские чувства могут быть удовлетворены физическим притеснением и страданием идейных врагов. |