Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. (Часть 2)
Почему Пасха – самый главный праздник?
Потому что Пасха – Воскресение Христово. Это – действительная основа нашей веры. Какие бы мы поклоны ни клали, как бы ни молились, какие бы добрые дела ни делали, но, если бы не было Воскресения Христова, мы бы ничем не отличались от людей хороших, но не верующих. Ведь много вокруг нас людей, которые по мировоззрению атеисты или близкие к ним, но которые, бывает, ведут себя нравственно и живут порой лучше, чем мы живем. Но у них нет того, на чем основать вот эту свою добрую внешне жизнь. Мы живем, потому что знаем: будем Христовыми и воскреснем со Христом. А они делают добрые дела по характеру хорошему, по инерции, по воспитанию, а основания нет, а у нас есть: Воскресение Христово – основа всей нашей жизни.
Почему на Рождество ставят елки?
Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору – единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово. Тоже, как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы – равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка – образ этой радости.
Восьмое марта – день женщин? Что это за праздник и подходящ ли он для православного человека?
Праздник этот довольно странный. Тем более, что он почти всегда приходится на период Великого Поста. В Церкви есть праздник, когда мы прославляем соборно, всех сразу благочестивых женщин-христианок: это второе воскресенье после Пасхи, Неделя Жен-Мироносиц. По букве праздника, прославляется подвиг женщин, следовавших за Спасителем в годы Его земного служения, а по духу праздника – это праздник женщин, совокупной женской святости от века воссиявшей. Вот тогда лучше и поздравляй благочестивых мам, бабушек и благочестивых подружек.
Можно ли читать детективные романы? Или это бульварная литература?
Смотря что. Детектив детективу рознь. «Преступление и наказание» – тоже детектив. Там и убийство таинственное, и сюжет напряженный, и конец непредсказуемый. «Шерлок Холмс» – тоже детектив небесполезный, который может влиять на развитие наших интеллектуальных способностей, особенно, если стараться самому анализировать и думать, что же там будет, в конце. Очень хорошие детективы писал английский писатель Честертон. Был у него в одном из романов священник, не православный, правда, но все же священник, который подходил ко всяческим трагическим ситуациям с духовным рассуждением.
Можно ли читать фантастику?
Смотря с какой целью. Читать как литературу, которая может дать что-то полезное твоей душе, вряд ли стоит, потому что в основном такая литература – макулатура, ну и еще потому, что она уводит нас в такой мир обмана, иллюзии, псевдожизни, который для христианина не полезен. Мы, христиане, – реалисты, должны твердо стоять на земле, но и одновременно, как сказал преподобный Амвросий Оптинский, мы должны жить как колесо: одной точкой касаться земли, а всеми остальными устремляться к небу. В этих книжках – фантастике – всё какие-то грезы да туманы… Ну а если читать для того, чтобы вместе со своими неверующими сверстниками разобраться и свою точку, православного христианина, аргументировать – ради этой цели, может, и стоит.
Что вы думаете об отце Романе?
Об отце Романе я думаю, во-первых, что он иеромонах. А о песнях его я думаю хорошо. Лучше петь песни отца Романа (не на службе, конечно), идя, например, в школу и насвистывая, на грустный глас шестый, какое-нибудь из песнопений этого талантливого иеромонаха, чем напевать какую-нибудь Ладу Дэнс или «Мистера-Твистера». Так что учите песни отца Романа, но, впрочем, помните, что они только подводят нас к тому совершенно дивному и прекрасному, что ждет нас в храме.
Можно ли рассказывать анекдоты?
Вообще, в здоровом юморе есть духовная польза, и если мы умеем его употреблять тактично, не осуждая ближнего, а, имея в виду пользу его душе, то в доброй шутке есть резон. Впрочем, смотри, чтобы не стать тебе самым завзятым острословом – не самая лучшая репутация для православного человека.
Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?
Рождество Христово – это день рождения Христа. А новолетие – это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.
Есть ли у животных душа? Если есть, то куда она попадает после смерти?
С одной стороны, Священное Писание нам говорит, что такой души у животного – бессмертной и разумной, – конечно, нет. Человек – венец творения, как говорит о нем литургическое и церковное предание. Из этого, впрочем, не вытекает, что в той новой, преображенной вселенной, которую унаследуют праведники после Второго пришествия, не будут существовать животные. Будут, потому что говорится в откровении, что лев будет лежать рядом с ягненком и хищные животные будут как травоядные, то есть вражда животных, убивание друг друга ради жизни прекратится. Как? – отсюда понять и увидеть невозможно, ясно только, что будет живая и добрая природа. Что касается переселения душ животных, то (это я высказываю свое частное мнение), конечно, это не будет переселение каких-то конкретных Бобиков, Мурзиков и Полканов. Это будет скорее идеал твари, который включит в себя все, что есть в животном мире, но преображенное, – некое лучшее, что может быть взято от этого, как говорят философы, тварного животного мира, который изначально был создан Богом «хорош зело». Адам общался со всей тварью – вот каким-то образом это общение будет и у праведников в раю.
Что есть НЛО и как к этим явлениям относиться?
НЛО – это либо гидрометеорологический зонд, чаще всего, либо спутник, либо не вполне изученное явление окружающей нас Вселенной, ибо Вселенная изучена еще плохо, и много еще есть в нашем мире таких вещей, друг Горацио, которые не известны нашим мудрецам. Но иногда для людей, особенно и глубоко этим увлекающихся, за этим стоит и хвостик лукавого бесенка, который человеку, наслушавшемуся и начитавшемуся фантастики, и являет всю эту дурную мифологию.
Можно ли интересоваться космосом?
Можно. Выйдите летом – а еще лучше, если это будет на юге, – звездной ночью, поднимите очи свои горе, вверх, посмотрите на купол звездного неба и увидите, как звезды славят Творца, увидите то, о чем нам говорит царь Давид: звезда с звездой разнится в славе, что мир, созданный Богом, дивно хорош! Так что очень даже хорошо интересоваться космосом.
Можно ли верить снам?
Смотря каким. Вообще, спасительней не верить. Мы можем принять за пророческий Божий голос просто результат буйно проведенного дня или просмотренного кинофильма. Но иногда бывают такого рода сны, через которые Господь говорит нашему сердцу. Впрочем, о том, что это не простой, а пророческий сон, Господь нас сам может уверить – или через повторяемость или такую несомненность, когда это ляжет на сердце такой уверенностью, которую никто и ничто не может изменить; а если нет такой уверенности – лучше забудьте этот сон и не думайте больше о нем.
Говорят, что православным не полагается держать в освященной квартире собаку. Почему?
Есть такое древнее правило, что если собака вбегает в храм, то храм подлежит освящению, потому что собака, как и некоторые другие животные, относилась к скверным. Но, думается, что в это правило в наше время можно внести смягчение вот по какому рассуждению. Когда вводилось это правило, в основном были собаки каких пород: пастушьи, охранные и другие, больше относимые к домашнему скоту, конечно, вовсе никак не приспособленные к жизни вместе с людьми. Вводить их, так же как коров, овец, в свой дом значило превращать его в хлев, и Ветхий Завет, и церковное предание удерживают человека от такого рода всяческого свинства в прямом и переносном смысле. Прочитавший эти слова пусть оглянется к своей комнате. Теперь, когда появились разные породы домашних собак, приученные к хозяину, к дому, чистоплотные, умеющие себя вести с людьми, нет, думается, непременного запрещения держать собаку.
Каких насекомых можно убивать, а каких нельзя?
Нельзя убивать просто так, из интереса, удовольствия помучить, ощутить себя убийцей. Ну а ежели вы комара, который из вас кровь пьет, ладошкой прихлопнете, думается, что греха большого не будет.
Если я люблю долго бродить в Интернете, то влияет ли это на мою душу? Как ее сохранить, что для этого нужно делать?
Всякое дело нужно делать с умеренностью, в том числе и извлекать информацию из Интернета, даже если она необходимая и полезная. Поиски ее не должны превращаться в многочасовые сидения у компьютера. Все мы прекрасно знаем, что примерно половина проведенного в Интернете времени, если оно превышает 15-20 минут, посвящена посторонним вещам: случайным ссылкам, развлекалкам, с помощью которых мы отдыхаем от чрезмерно интенсивной работы. Вот мы утомились от печатания или чтения, и сама рука уже тянется к стрелялкам, страшилкам, развлекалкам, в лучшем случае к последним свежим анекдотам. Чего же хорошего ждать от такого блуждания в Интернете?
Почему еще не изобрели эликсир бессмертия? Как вы думаете, возможно ли это?
Я уверен, что это невозможно по милости Божией. Совершеннейшей катастрофой было бы жить вечно вот такими, какие мы сейчас есть, не достигнувшими меры Царствия Небесного и не изменившимися внутренне. Кто бы согласился терпеть тебя вот таким, каков ты сейчас есть, не год, не пять, не пятьдесят, а миллион лет? И чтобы никуда от тебя деться было бы невозможно? Представь сейчас кого-нибудь из своих не самых любимых знакомых. Ты бы согласился терпеть его миллион лет? Представь, дадут вам по пузырьку и скажут: «Пейте!» И вы будете сидеть и вечно друг о друга тереться. Еще у язычников в античных мифах самым страшным наказанием было ненароком и незаслуженно доставшееся бессмертие. До вечной жизни нужно дорасти верой, жизненным подвигом, а не получать ее как таблетку.