Отвратительный почерк и двойки в дневнике. Причины школьной неуспешности, о которых вы не знали
Почерк в тетради не разобрать, никак не даются математические задачи, отвечать у доски трудно — многие дети сталкиваются с этим в начальной школе. С чем связаны трудности в учебе и как с ними справиться, рассказывает доктор медицинских наук, профессор, учредитель Фонда когнитивного развития и нейрореабилитации («Фонд КРАН») Владимир Касаткин. 

Владимир Касаткин

Главные причины школьной неуспешности

Какие факторы влияют на работоспособность и школьную успешность? 

— Во время работы с детьми со школьной неуспешностью мы заметили, что эти состояния достаточно часто сопровождаются двигательной неловкостью, или, как говорят врачи, моторной диспраксией. При коррекции диспраксии умственные способности ребенка улучшались, изменялось к лучшему поведение и эмоциональное состояние. 

У школьной неуспеваемости есть масса причин, но одна из самых частых — это недостаточно сформированная двигательная сфера. Движения тесно связаны с управляющими функциями, основой нашего мышления. К ним относятся рабочая память, переключаемость, ингибирование ненужных сигналов, быстрое обнуление неправильных результатов. Улучшение управляющих функций тесно связано с улучшением академической успеваемости, особенно в начальной школе.

В недавно опубликованном научном обзоре сравнивались более 170 способов для улучшения управляющих функций. На первом месте по эффективности оказались восточные единоборства и цигун. То есть практики, в которых тренер постепенно усложняет характер движения и ускоряет время его исполнения. 

На первом году жизни ребенок осваивает базовые двигательные программы. Они заложены в нас генетически. Если этому процессу ничего не мешает — ни болезнь, ни сложности в родах, ни какие-то другие проблемы — освоенные движения ложатся в основу более тонких движений, включая саккадические движения глаз, ротоглотки и голосовых связок. Правильное понимание внутренней соразмерности помогает лучше осваивать внешнее пространство. 

Если внешнее пространство было освоено ребенком недостаточно и некорректно, если были повреждены ткани мозга, вследствие сосудистых катастроф, менингитов, энцефалитов, то возникает задержка интеллектуального развития. Она требует восстановления. По сути любая мозговая катастрофа требует переустановки или освоения заново базовых движений. Это также принципиально для детей с когнитивными особенностями, которым сложнее дается учеба. В «Фонде КРАН» мы проводим интенсивные циклы для восстановления базовых двигательных стереотипов и улучшения управляющих функций.

Как вообще нейропсихологи оценивают когнитивный статус ребенка и выявляют дисфункцию? Успешный — неуспешный? 

— Есть много методик, с помощью которых можно оценить память, внимание, утомляемость, нарушения ритма деятельности.

Дети с нарушением академической успеваемости часто медлительны.

Но для того, чтобы «разогнать» темп деятельности, необходимо восстановить чувство ритма. Даже изобрели и запатентовали прибор для исследования чувства ритма. Если мы пытаемся «разогнать» неритмичное движение — мы повышаем энтропию и «разгоняем» хаос. 

Второй аспект — управляющие функции: рабочая память, переключаемость. Они лежат в основе «текучего» интеллекта, то есть необходимого для решения впервые предъявляемых задач. 

Третий аспект — диагностика базовых двигательных стереотипов. При их несформированности школьная неуспешность неизбежна. 

Наконец, последнее — это состояние речи. Совместно с лингвистами мы сформировали пакет диагностических методик, оценивающих все, начиная от фонематического анализа и кончая умением составить содержательный рассказ. 

Коррекция в направлении перечисленных проблем практически всегда дает хороший результат с точки зрения школьной успешности.

За что Эдисона исключили из школы

Кстати, есть мнение, что двоечники более успешны в бизнесе, чем отличники. Как вы относитесь к этому? 

— Бывает, те, кто плохо успевал в школе, действительно становятся людьми выдающимися. Например, Александр Сергеевич Пушкин, Альберт Эйнштейн или Томас Эдисон, которого исключили из школы за ментальную недостаточность. Но это редкость.

В России и за рубежом проводили исследования, которые показали, что отличники в общей массе значительно большего добиваются в жизни, чем плохо успевающие школьники.

Это закономерно, ведь отличник — это тот, кто в короткое время понимает, чего от него хотят. А есть остальные дети, которые в силу самых разных причин сообразить или оперативно выполнить задание не могут. У одних причиной являются диспраксии, двигательные нарушения, которые необходимо исправлять. У других большие трудности с копированием по образцу. 

У 15% московских школьников снижен гемоглобин. Это еще не клиника анемии, но недостаток гемоглобина означает недостаток транспорта кислорода, а это влияет на школьную успеваемость. Если энергия, получаемая с пищей, поступает в организм правильно, значит когнитивные функции не страдают. Если процесс пищеварения и кишечного всасывания имеет множество ошибок, возникают воспалительные и аллергические реакции и напряжение адаптации — страдают когнитивные функции. 

Также на мышление влияет избыточный вес. Клетки, которые содержат жир, выделяют более 600 различных воспалительных агентов, то есть создают реакцию хронического воспаления. Хотите повысить интеллект ребенка с избыточным весом? Проводите коррекцию питания и повышайте физические нагрузки.

Если смотреть на проблему школьной неуспешности с разных сторон, если хочется, чтобы ребенок стал хорошо учиться, начинать надо с укрепления физического здоровья. Часто болеющие дети всегда хуже учатся.

Школьная успешность не связана с мотивацией?

— Успешность включает мотивацию, но ею не ограничивается. Мотивация у ребенка лежит сильно за пределами учебной программы. Ребенок учится для того, чтобы принести хорошую оценку маме и получить то, что ему жизненно необходимо: любовь, хорошее отношение, подарки, награды, веселое времяпровождение. Ребенка мотивирует не сама школьная программа. 

Замечали, как недоверчиво смотрят на взрослых, которые рассказывают о том, как они любили учиться в школе? Потому что у большинства людей все не так. 

Человека мотивирует не процесс, а результат в виде оценки! Оценка и есть властный регулятор, которым пользуется учитель. А истинная мотивация приходит потом.

Сейчас у психологов самая популярная теория мотивации — «теория самодетерминирования» Э. Деси и Р. Райана. Человек в своей привязанности проходит путь от полной амотивации (когда он совершенно не замотивирован) до такого высокого уровня мотивации, когда необходимость деятельности приравнивается к физиологической потребности. Что это значит? Я знаю спортсменов, которые плохо себя чувствуют, если не пробегут утром пять километров. 

Недавно мне попалось исследование об учащихся консерваторий и музыкальных училищ. Согласно ему, талантливый музыкант тратит времени на репетиции на 30% больше, чем музыкант со средними способностями. Потому что для талантливого музыканта игра сама по себе становится поощрением. Еще древние говорили — «люблю то, что знаю».  

Сначала учим танец, а потом пишем сочинение

— Как связана школьная успеваемость с пространственным мышлением неуспешного школьника?

— Логика очень простая. В эпоху Возрождения говорили: «Человек — мерило всех вещей». В буквальном смысле понятия: «локоть», «пядь», «сажень» — это части тела, преобразованные в меры длины. Если у ребенка недостаточно сформирована внутренняя схема тела, тогда ему трудно понять, что такое предлоги места. Такому ребенку чрезвычайно сложно усвоить такие пространственные категории, как отношение числителя к знаменателю, например. 

У нас была программа «Плюс один балл». В московском Центре качества образования сформулировали 534 компетенции, которые должен получить выпускник начальной школы по русскому языку, математике и чтению. Наше исследование показало, что фонетико-фонематические нарушения влияют на грамматику, проблемы в грамматике влияют на синтаксис, а проблемы в синтаксисе влияют на сюжетный рассказ. Самое удивительное, что эти дефициты «растут» из непонимания физических единиц измерения, физических кондиций и ощущений внутри собственного тела, которые происходят у ребенка в первые три-четыре года жизни. 

Мы привыкли, что у детей измеряют базовые стереотипы, которые должны быть сформированы к 10–12 годам. Например, способность прыгать, скакать на одной ноге, ловить мяч, то есть все то, что делают на уроках физкультуры. А умеет ли ребенок правильно ползать без рук и ног на животе, никто не измеряет. А между тем, этот показатель важный в акте движения. Он демонстрирует, насколько в нем участвует позвоночник. Если позвоночник не участвует, то отношения между позвоночником и тазобедренным суставом носят ригидный характер, а значит, и в локтях ошибка, как следствие, ошибка в лучезапястном суставе. И вот она «выплывает» на уровне мелкой моторики в виде плохого почерка.

Разве написать слово 15 раз не поможет исправить почерк и повысить грамотность?

— Не поможет. Ко мне приводили детей, которым родители нанимали по несколько репетиторов. Следствием такого интенсива становилось появление у ребенка непроизвольного подергивания мышц лица, энурез и нарастание астенического синдрома. Невропатологи называют такие состояния «синдром обкрадывания». 

Интенсивная интеллектуальная нагрузка без достаточной нагрузки крупной моторики у детей со школьной неуспешностью редко дает хороший эффект.

Вы обращали внимание, как хороший пианист играет Первый концерт Рахманинова? Он играет всем телом. Если у пианиста, как у плохого штангиста, будет иммобилизована спина, виртуозно играть у него не получится. Но куда важнее, что отсутствие гибкости в позвоночнике мешает нашему мышлению! 

Эволюционные лингвисты доказали, что 150 тысяч лет назад коммуникация с кончиков пальцев перешла на ротоглотку. С тех далеких пор материальным субстратом для мышления стала память о мышечных сокращениях. Мы мыслим мышечными сокращениями, потому что мысли — это слова, которые мозг воспринимает как сокращение языка, голосовых связок, мышц рта, ротоглотки. 

Школа не готова воспринимать эти открытия, раз заставляет прописывать слова и буквы?

— Не готова. К сожалению, школьная программа по физическому воспитанию, как и тридцать лет назад, ориентирована на спортивную подготовку, а не на оценку и укрепление базовых двигательных стереотипов. Мне представляется, что физкультура в школе должна быть принципиально другой. В Швеции, например, в начальной школе вместо традиционной физкультуры дети занимаются спортивным ориентированием. Потому что это способ развивать мышление ребенка через алгоритмизированные действия и планирование. Спортивное ориентирование имеет прямое отношение к улучшению когнитивных функций.

Что за последнее десятилетие ученые узнали о мозге такого, что позволило бы объяснить, почему один ребенок хорошо учится, а другой нет?

— Например, открыта важнейшая роль мозжечка в процессе мышления. Мозжечок составляет 10% от объема головного мозга. При этом имеет в 4,5 раза больше нейронов, чем весь мозг вместе взятый. Это не может не удивлять. Для чего такое количество? Что там такое в мозжечке происходит?

Теперь мы знаем, что там находится память автоматизированных действий. Когда движение происходит в первый раз, то такое действие осуществляется под осознанным контролем головного мозга и всех сенсорных систем. Вспомните, как вы катались на велосипеде. Получалось поначалу плохо, коряво, медленно. Но повторение — мать учения. Чем чаще мы повторяем действие, тем больше степеней свободы сокращается. Наконец, появляются те единственно правильные движения, которые позволяют не только не упасть с велосипеда, но вообще не думать о том, как «правильно» ехать. И это значит, что движение автоматизировалось, а в мозжечке запечатлелась «формула» единственно правильного движения каждой мышцы в каждый момент времени. Как только это произошло, организм отключает сенсорный контроль и мы можем во время движения разговаривать, любоваться пейзажем и так далее. 

Это значит, что слухом, осязанием, обонянием, зрением мы можем больше не контролировать движение. Главное, действие теперь получается совершить в полтора раза быстрее, чем первоначально. На этом происходит гигантская экономия энергии. Вообще, повторения двигательных действий составляют не менее 95% нашей ежедневной жизни. То же происходит и со словесными и мыслительными штампами. 

И что практического несут эти открытия? Как это помогает повысить школьную успеваемость? 

— На основе этих открытий и понимания механизмов мы делаем программы реабилитации, которые помогают сформировать двигательные стереотипы. 

Мы понимаем, какое именно движение нужно отработать, чтобы произошли перемены в учебе и даже эмоциональных проявлениях, ведь за дозирование эмоций тоже «отвечает» мозжечок. 

Мозжечок в том числе поставляет информацию базальным ядрам. За счет этого происходит выполнение или создание сложных движений, например, танцевальных или сложного синтаксиса речи. На основе этих открытий в «Фонде КРАН» нами была создана программа «соматогнозис — топогнозис — синтаксис». В танце мы учим двигательным дорожкам, потом на арматурных моделях повторяем движения и проговариваем их, затем даем пространственную ориентацию содружественных движений, наконец, пишем сочинение, то есть тренируем синтаксис. 

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.