На днях я заехал в автосервис. Там был очень пожилой мужчина, прямо старичок, лет под девяносто. Примечательной деталью его гардероба были брюки: один карман был так вздут, что издалека привлекал к себе внимание. Казалось, он вот-вот лопнет. Я не удержался и в шутку спросил старичка:
— Что ты там хранишь, отец?
— Тише, батюшка! — испуганно зашептал он. — Я их всегда с собой ношу — мало ли что!
Это были все его сбережения, представляете? Старичок явно волновался — он беспокойно шагал взад-вперед и постоянно оглядывался по сторонам.
— Зачем? — удивился я.
— Потому что, если они будут лежать дома, их украдут! Как с албанцами было, помнишь? А теперь у нас нелегалы!
— Как же ты думаешь спастись, если постоянно думаешь о деньгах?
Старичок вынул из кармана одну банкноту и показал мне. Оказывается, все они были по двадцать евро. Очень толстая пачка. Я спросил:
— Почему по двадцать, дедушка? Они ведь так много места занимают!
— А чтобы не привлекать внимания!
— Но ведь если, к примеру, ты споткнешься на улице и упадешь и кто-нибудь подбежит тебе на помощь, первое, что он увидит, это твои деньги, торчащие из кармана!
Человек так боится грабителей, что совсем не думает об уличных воришках! Очень показательный пример, которому на самом деле следует любой из нас.
Мы уверены, что держим под контролем и имущество, и здоровье, и отношения, и детей, и кошку с собакой — а по-настоящему не можем контролировать даже один вдох.
Наше дыхание может прерваться в любой момент — любой врач это подтвердит. Самое серьезное наше заблуждение — в том, что мы не видим, как близко Бог, любящий и заботливый. Господь заботится о человеке, как мать о своем первенце. Даже больше. Мать может устать, начать раздражаться — а Бог не устает и не раздражается.
И как любая мать хочет, чтобы ее дитя нормально росло и развивалось, так и Бог заботится о нашем духовном росте, укрепляя, наставляя и благословляя. Но человек зачастую противится бережной заботе Бога, и тогда Он предлагает нам действовать самостоятельно. Например, простить ближнего. С учетом всего этого — бессмысленно собирать сокровище на земле.
«Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, — говорит Господь, — ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20-21).
То, что мы делаем для Бога, для Христа — и есть подлинное сокровище. Например, когда трудно терпеть кого-то, но ради Христа — терпишь. Это — сокровище. Когда есть возможность обмануть, украсть, но ради Христа не делаешь этого — ты приобретаешь сокровище и на небе, и на земле. И в трудную минуту, которая непременно случится — ведь дьявол не дремлет, — в минуту огорчения и обиды, ты обязательно найдешь выход, верное решение, помощь и поддержку.
Господь сподобил меня познакомиться с замечательным святым наших дней — старцем Арсением, сподвижником святого Иосифа Исихаста. Я застал его незадолго до кончины — в больничной палате. Старец сидел на кровати и светился от радости. Монах, пришедший вместе со мной, пошутил:
— Вот, батюшка, сидишь себе и даже поклон не можешь сделать! Только лежать…
— Ну и что, — отвечал старец. — Меня это не волнует, у меня надежные сбережения!
Позади у него была жизнь, посвященная Богу. Никто не мог украсть это сокровище. Все остальное — обман и тлен.
Попробуй сделать кому-то добро, ожидая благодарности! Вот увидишь: именно тот, кого ты облагодетельствовал, не отблагодарит. Почему? Потому что человек по падшей природе своей высокомерен и эгоистичен, и добро в свой адрес зачастую воспринимает как унижение — такой вот парадокс. Особенно если ты оказал человеку большую, значительную услугу — в таком случае его начинают одолевать настоящие комплексы и он подсознательно захочет тебя унизить. И рано или поздно, к сожалению, он превращается в настоящего врага — не выдержав испытания благодарностью.
Вспомните, наверняка в вашей жизни случалось такое. «Сделай так, — советуют тебе, — и тебя обязательно отблагодарят». Сколько людей, добрых, благородных, милостивых и самоотверженных, умерло в забвении и одиночестве! А после смерти о них вспоминали и начинали воспевать их доброту и святость — потому что «опасность» прославить подвижника при жизни миновала. Благодетели, меценаты, жертвователи — все эти люди проходят через великое множество искушений, часто втайне раскаиваясь со слезами в своей доброте.
Правда, есть исключения из грустной статистики: это — смиренные люди, от души благодарящие за оказанное добро. Но чаще, к сожалению, все происходит так, как было сказано выше. Разумеется, это не значит, что не нужно делать добро людям. Я привел этот пример лишь для того, чтобы подтвердить необходимость творить благие дела по Богу, с Богом и для Бога.
Однажды Аристотель шел по дороге, и за ним увязался попрошайка, настойчиво требовавший денег. Ученики сказали Аристотелю:
— Учитель, не обращай внимания! Это обманщик.
А философ достал монету и дал ему.
— Зачем, учитель? — заволновались ученики. — Мы же говорили, что он обманывает тебя!
— Я сжалился не над его нравом, — ответил Аристотель, — а над падшим человеком.
Господь хочет, чтобы мы относились к доброделанию именно так.
Как-то я спросил одного блаженного человека — святого в своем милосердии, отзывавшегося на любую просьбу и подающего милостыню всем без разбора:
— Почему вы это делаете?
— Меня так научили. Из тех, кто каждый день приходит ко мне за деньгами, десять — точно лгут. Но есть и такие, кто действительно нуждается.
— Как же вы поступаете?
— Я даю всем — потому что человек в любом случае сделал усилие, потратив время на дорогу ко мне. Но даю по-разному. И тем, кто по-настоящему нуждается, я точно знаю, сколько дать.
Перевод Елизаветы Терентьевой