Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
Лук.13:4
Человеческая память коротка. Острая боль после трагедии — первые 40 дней. Потом она возвращается на годовщину, вторую, третью… Проходит лет 10 – и уже не так болит, лет 20 – и остается только воспоминание в кругу родных, а через 50 лет – только строчки в учебниках истории.
Но если видеть в трагических событиях не бессмысленное стечение обстоятельств, но напоминание живущим и явление для всех людей иной реальности – то совершившееся воспринимается не как нелепая и страшная игра случая, но как знамение Божие и повод задуматься о своей жизни…
* * *
Многие помнят, что приход к власти М.С. Горбачева и начало исторического переворота, именовавшегося перестройкой (1985-1990), сопровождались в СССР цепью природных катастроф и техногенных аварий. Конечно же, самая известная, повлиявшая на жизнь всего мира – взрыв реактора на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года). Через несколько месяцев (31 августа 1986 года), в Новороссийской бухте средь бела дня погиб пароход «Адмирал Нахимов»; тогда морская катастрофа унесла жизни 423 человек.
Арзамас
Наступило 4 июня 1988 года. Мирный жаркий день в провинциальном Арзамасе. Суббота. В половину десятого утра к станции Арзамас I, мимо которой поезда идут с севера на юг и с юга на север, подходил товарный состав. Один из многих десятков поездов, идущих через станцию каждый день.
Три вагона, шедшие из города химиков-оружейников Дзержинска, были нагружены взрывчаткой — по официальной версии гексоген предназначался для горнодобытчиков Казахстана.
И вот, все жители города услышали взрыв, над эпицентром которого поднимался громадный черный дымовой гриб. Отовсюду люди поспешили на помощь, спасали раненых, обожженных, искали живых под завалами домов…
Дальше только сухие цифры статистики: полностью разрушено 150 домов, примерно 1500 человек остались без жилья. Повреждено больше тысячи зданий, из них 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов, газопровод…
По официальной версии, погиб 91 человек, однако в этот список вошли только люди, жившие в уничтоженных взрывом домах. Если учесть, что обычно в районе станции и переезда находилось много машин и автобусов, а после взрыва в радиусе этих 200 м было уничтожено все живое (половину тепловоза нашли в 200 м от железной дороги), то становится понятно, что официальные цифры сильно занижены…
Знающие город люди отмечают, что состав не дошел километра до нефтебазы. Случись всё на пару минут позже – и последствия были бы еще страшнее.
Причина произошедшего в точности так и не была установлена. Судя по всему, взрывчатка перевозилась с нарушениями, к тому же рядом с тремя вагонами с гексогеном была цистерна с ацетиленом, это усилило взрыв.
Сейчас на месте, где когда-то был городской квартал, установлен памятник c фамилиями погибших и часовня-звонница. Каждый год люди собираются на траурный митинг и панихиду, приносят цветы.
Перегон 1710 км в Башкирии…
История того, что произошло в этот же день, но ровно через год, тянется в немного более ранние времена. В начале 1980-х годов согласно постановлению Совета Министров СССР был построен нефтепровод «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» — труба диаметром 720 мм и длиной 1852 км.
Однако в 1985 году нефтепровод был перепрофилирован в «продуктопровод», т.е. стал использоваться для транспортировки сжиженного газа. Причем, это было сделано несмотря на то, что по правилам, сжиженный газ можно транспортировать только по трубам гораздо меньшего диаметра (400 мм).
Далее, ввиду начавшейся перестройки для экономии средств была отменена установка приборов, которые контролируют работу всей магистрали. Сократили и вертолёт, который должен был облетать всю трассу, и даже должности обходчиков… На трассе бывали утечки и аварии, но незначительные.
И вот, в какой-то момент, в безлюдном месте на границе Челябинской области и Башкирии в продуктопроводе образовалась дыра, и газ стал уходить, осаждаясь в низине; так продолжалось несколько дней. Недалеко от этого места проходит Транссибирская магистраль, машинисты сообщали о запахе газа, но никто ничего не сделал.
Ночью с 3 на 4 июня на 1710-м километре трассы, с низиной, заполненной газом, поравнялись два пассажирских поезда («Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск»). Видимо, от торможения поездов, которые обычно снижают скорость, когда встречаются, из-под колес вылетел сноп искр, которые и зажгли котловину, наполненную газом.
Столб огня взлетел на сотни метров над землей, на километр вокруг все деревья превратились в дымящиеся головни, в городке Аша за 10 км от железной дороги из окон вылетели все стекла, сотрясение планеты было зарегистрировано в США…
С учетом объема вышедшего газа, мощность взрыва составила примерно половину того, что уничтожил японскую Хиросиму.
Так, 4 июня 1989 года произошла самая большая железнодорожная катастрофа в истории России и СССР. Два заполненных людьми пассажирских состава… По официальным данным — 575 погибших (из них 181 — дети), более 600 тяжелораненых. Однако и эти данные были заниженными (по неофициальным данным, число жертв – 645 человек), так как тогда учета фамилий пассажиров еще не велось, а в южных поездах было немало безбилетников. Множество тел так и остались неопознанными.
Тотчас после катастрофы люди поспешили на помощь – жители Аши и близлежащих сел, военные, сотрудники КГБ и частей Гражданской обороны. Сыграли свою роль и молодые мужчины, только что прошедшие Афганистан, – у них был самый большой практический опыт помощи людям в экстремальных условиях.
Сразу же стране об этом не сообщили, да и потом говорили скупо. Но в тот день в Уфе был концерт Юрия Шевчука, и именно от него люди впервые узнали о масштабах произошедшего.
Трубопровод после аварии был ликвидирован. Наказаны, как обычно, были только «стрелочники».
На месте взрыва сейчас стоит монумент и Поклонный Крест. У остановочного пункта «1710-й километр» притормаживают и гудят проходящие поезда.
«Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете»
С тех пор прошло уже 23 года, затянулась земля, не видно следов пожаров. Правда, деревья на местах, выжженных взрывами, пока не успели вырасти. Что же остается сделать нам, живущим сейчас? Неужели такие трагедии прошли зря и остались лишь на страницах исторических хроник?
Конечно, нам остается долг памяти об ушедших. Христиане знают, что помочь умершим людям возможно только молитвой. Тем более, в ней нуждаются те наши братья, что ушли в «путь всея земли» внезапно, в расцвете сил, без покаяния и напутствия. Когда-то в такой молитве будем нуждаться и мы сами — ведь мы ничуть не праведнее погибших и рано или поздно пройдем по тому же пути.
Далее, непосредственная причина больших и малых техногенных катастроф – переходящее все грани порабощение человеком природы, наполнение ее множеством смертоносных веществ, но при этом – беспечность и равнодушие использующих это страшное достояние…
И в результате оно неизбежно выходит из-под контроля, что может привести к самым страшным последствиям для всей Земли. Если будем умереннее, неравнодушнее, внимательнее, то поможем и самим себе, и нашим ближним.
И наконец, глубинная причина как страшных аварий, так и смертоносных болезней – человеческое зло, отравляющее Землю еще больше, чем газ, радиация или взрывчатка. Но нам оставлено покаяние, возможность перемены ума. И именно это, по слову Господа Иисуса Христа, поможет нам избежать бедствий и в жизни временной, и в начавшейся уже на Земле жизни вечной…
Читайте также:
Патриарх Кирилл: Катастрофы — вызов всему нашему народу
Как спасти страну от технорыночного апокалипсиса
Протоиерей Александр Степанов – один из пассажиров взорванного «Невского экспресса»