Воспоминания ученика старца Паисия Святогорца — афонского старца Анастасия
Игумен Киприан (Ященко): Братья, сестры, отцы, пустынники – всех вас приветствую. Представляю вам отца Анастасия, монаха монастыря Кутлумуш на святой горе Афон, он уже в третий раз приезжает в Москву. Отец Анастасий 20 лет был рядом с отцом Паисием, знал его не понаслышке.
Отец Анастасий живет как отшельник на Афоне в отдельной древней, XVII века келье, фактически в границах Кареи. Попасть к нему сложно, даже если знать, где он живет. Он настоящий молитвенник, а кроме того у него есть приход близ Уранополи и в местечке Рисо, где он еще по воскресеньям служит литургию. Он художник, пишет и иконы, и картины. Пишет книги, две из них получили признание в качестве «Лучшей книги года» в Греции, он сам их иллюстрирует. Еще батюшка поет и в хоре, и вместо хора.
В Москву отец Анастасий приехал на открытие выставки «Афон. Святая гора» в Новоиерусалимском монастыре. Эта выставка будет там до 7 августа, потом она переедет в Академию в Москве.
А сегодня нас больше всего объединила любовь к отцу Паисию Святогорцу, новому святому, которого в прошлом году прославил Патриарх, и он сейчас у нас в календаре, день его памяти – 12 июля. В конце нашей встречи мы покажем седьмую серию фильма про старца Паисия, эти фильмы вместили практически всё его житие.
Еще много лет назад, когда мне афонские старчики предложили снимать фильм о Паисии, я, конечно, был в недоумении. Но потом, по промыслу Божьему, было такое стечение обстоятельств, что я понял, что снимать фильм об отце Паисии действительно нужно. Отрабатывая эти обязательства, мы сделали первую серию с перепугу, и потом мы сделали шесть серий.
Кстати, тот старец, ученик отца Паисия, отец Ефимий, когда мы уточняли, сколько серий снимать-то, подумал-подумал и говорит: «Снимайте, сколько душе угодно». Я говорю: «Ну всё-таки, не больше какого числа?» А он говорит «Ну, не больше ста». Я понял, что это шутка, но мы сейчас сняли семь серий, а вчера как раз, буквально наступив себе на руки, утвердили еще 13 серий.
Эта тема намного больше. Это уникальная личность наших времен. На святой горе Афон многие старцы говорили: «Такие, как Паисий, бывают раз в тысячу лет или раз в 700 лет». Один афонский старчик сказал: «Если всех монахов на Афоне собрать и выжать, как из апельсинов выжимают сок, то Паисия всё равно не получится».
Это действительно пророк нашего времени, который триста пророчеств высказал, и половина уже сбылась. Это человек, у которого действительно внутри будто, как он говорил, черно-белый телевизор. Он мог помолиться – и ему открывалась вся жизнь человека. Паисий видел даже народы, ему были открыты события до скончания века. У нас в фильме мы касаемся этого очень бережно, потому что если рассказывать о тех множествах чудес, которые Паисий сотворил, в это вообще никто не поверит, это будет даже нехорошо. Мы в фильме показываем лишь те вещи, которые может вместить глаз обывателя мирского.
И, конечно, Паисий Святогорец – совершенно уникальная личность, которая создала совершенно новое богословие. Не книжное богословие. Это человек, имевший два класса образования, отказавшийся от всякой терминологии и на простых примерах рассказавший самые глубокие истины, в которых богословы не могут разобраться.
Я видел в Афинском университете, на богословском факультете прославленных профессоров, знающих десяток языков, написавших много книг – и они ездили к Паисию взять благословление на написание книги, на то, как раскрыть богословское понятие. Как это академик может приехать к человеку, у которого два класса образования? У него действительно было духовное великое зрение, он очень точно давал наставления.
И, конечно, он совершал чудеса, к нему приходили тысячи людей. Он всех встречал, называя имя пришедшего, а потом сразу отвечал на вопрос, занимающий человека. Люди приезжали из разных стран и спрашивали на разных языках, а он, не зная этих языков, сразу же отвечал на вопрос по-гречески. Удивительно, но люди понимали, о чем он говорит.
Жизнь монаха на Афоне – она сокровенна. Как он называл себя – «радист Бога». Паисий создал богословский язык, очень просто объясняющий важные духовные явления. Говорил: «Машина, если ее не заправишь – она не поедет. Так ведь? Кончился бензин. Так же и человек: если к нему благодать не сойдет, то он ничего хорошего не сделает, безблагодатной будет его жизнь и безблагодатными будут его труды». Поэтому он говорил: «Надо сходить в храм, помолиться, чтоб заправиться хорошим бензином – получить благодать».
Еще он говорил: «Что такое наша молитва? Это как мобильник взять, по определенной частоте соединиться с другим человеком. Так же и с Богом – на той же частоте. А частота эта называется „смирение“. Пока мы не смиримся, если мы с гордостью будем – мы не попадем к Богу. И если мы будем не очищенные, грязные – тоже Господь нас не спасет».
Такими аналогиями из нашей обыденной, такой технологической, я бы даже сказал, цивилизованной жизни он умел объяснять важнейшие понятия. Отец Анастасий – счастливчик, он живет и исполняет наставления отца Паисия.
Отец Анастасий: Иногда Божественная благодать помогает нам быть достойными, встречаться, общаться и смотреть в лица наших собратьев. Сейчас я вижу лица людей, не со всеми из вас я знаком. Может быть, я повторю то, что уже рассказывал, но хочу рассказать сущностную историю об отце Паисии.
Три монаха решили каждый год ездить в Египет для того, чтобы встретиться с Антонием Великим. Когда они дошли до святого Антония, первый задал очень много вопросов, второй задал меньше вопросов. Последний, самый маленький из них, ничего не спросил, и они ушли.
Через год всё повторилось. А на третий год, когда произошло абсолютно то же самое, уходя, Антоний Великий спросил у младшего из них: «Герой мой, мой монах, ты ко мне приезжаешь и уезжаешь три года. Ты ничего не хотел бы у меня спросить?» А тот ответил: «Мне хватает только того, что я тебя вижу, и так проходят, исчезают все мои беды. Я больше ни о чем не хочу думать. Твое лицо мне доставляет радость».
Таким же, по моему мнению, был отец Паисий. Когда кто-то приближался к отцу Паисию – всё проходило. Всё, что было в голове – уходило, и было достаточно просто лицезреть святого.
Старец Киприан говорил, что любовь к святому Паисию нас объединяет. Янис, художник из Салоник, однажды решил покончить с собой, привязал к себе камень и бросился в море для того, чтобы утонуть. И вдруг он оказался на берегу, вне моря. Старец Паисий подошел к нему, постучал по спине и сказал: «Янис, зачем ты это делаешь?»
На самом деле старец Паисий в этот момент находился на Афоне, но каким-то образом он оказался около Салоник и сказал Янису эту фразу. После этого Янис приезжал к старцу несколько раз в год, подходил к нему с какими-то вопросами. И каждый раз старец, встречая его, уже говорил, что у Яниса было в голове.
У старца Киприана в келье есть еще монах. Он спрашивал у Яниса: «Ты успел спросить то, что ты хотел?» Янис говорил: «В следующий раз он точно не сможет ответить». Он решил в следующий раз, когда встретит старца, не думать ни о чем. Чтобы это воплотить, он у себя в голове создал сложную геометрическую фигуру. Задумайте хоть раз какую-то сложную фигуру – и сразу все искушения пропадают.
Янис думал, что старец не догадается. Он подошел к старцу Паисию, который стоял с палочкой и ковырялся в земле. И тот начинает на земле рисовать. Что же он нарисовал? Он нарисовал геометрическую фигуру, которая была в голове у этого художника. Таким был старец Паисий, который мог тебя достать тонувшим в море и поднять на Небеса Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Это, наверно, самое большое, то, что нам святые могут предоставить – схватить нас за руку и провести по той дороге, по которой они проходили.
Два года назад Вселенский Патриарх Варфоломей был с визитом на Афоне. Один из молодых отцов, хотя это не подобает монаху на послушании, подошел и сказал: «Ваше Святейшество, что вы думаете о старце Паисии?» Старшие отцы сказали: «Как он так может, как он дерзает?» А Патриарх ему ответил: «Доверяй Церкви».
Не прошло и полугода, когда старец Паисий был причислен к лику святых. Это было очень быстрое решение, большой жест со стороны Патриархии. Люди говорят, так быстро его признали святым! Они-то с ним жили, и они его знали. То есть надо было, чтобы прошло какое-то время.
Видите, я с Афона, сейчас приехал в Москву, и мы говорим о старце Паисии. В этот момент где-то в Греции могут встречаться и говорить о святом Серафиме Саровском. Могут говорить и о святом Иоанне Русском. Мне 67 лет, и я 67 раз ходил поклониться святому Иоанну Русскому, так как он является нашим родственником. Я – грек, он был русским. Как это? Это и есть благословенное Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, которое нас поднимает из растления и от смерти и нас приводит к жизни. Это то, что мы постоянно поем: «Христос воскресе»!
Одним из соседей старца Паисия был отец Григорий. В первый раз он приехал на Афон в 11 лет, они оба происходили из одной деревни под Салониками. Приехав на Афон, он прожил там еще 75 лет, а скончался он, когда ему было 98. Никогда после того, как он приехал, он не покидал Афон. Его очень любил старец Паисий. Мы тоже любили ходить к старцам, когда были детьми, брать благословение, получать совет.
К отцу Григорию пришли студенты, которым он сказал: «С тех пор, как я посетил Афон, я ни разу его не покидал». Они, конечно, воспитанные, образованные, но вместо того, чтобы промолчать, спросили его: «Старче, вы помните женщин?» Он говорит: «Да, я помню». И они на этом не остановились, спросили заново: «Как они выглядят, женщины?» Они ждали, что он что-то ответит из того, что у них было уже в голове. Ответ, который им дал отец Григорий: «Я помню женщин. Когда я смотрю на Богородицу, я вспоминаю свою мать». Он знал двух женщин – свою мать и Богородицу. И все женщины в мире были для него как его мать и Богородица.
Вопросы из зала
– Греческое православие включает в себя ярких подвижников, проповедников православия. Примеров тому много в истории России и других стран мира. Не считаете ли вы, что для монахов Афона есть очень много работы за его пределами, и для спасения мирян нужно чаще затворничество на Святой горе чередовать с проповедническим бытием среди мирян?
Отец Анастасий: Не существует греческого православия. Существуют греки-отцы, русские отцы, а православие одно. Православие – это правильные знания о том, во что верит наша Церковь. Старец Паисий говорил: «Когда мы делаем то, что говорит нам Церковь, – никогда не совершаем ошибок. Когда мы начинаем говорить: „Я думаю, что так-то и так-то, я думаю, что это правильно, я думаю, что это неправильно“ – там начинается ересь».
Известные отцы Русской Церкви, Грузинской, Греческой, Сербской – были православными, они совершали послушание Церкви. Вы все прекрасно знаете, что вы должны делать, зная, что вам советует Церковь, имея духовных отцов как пример. Соответственно, хотя много проповедничества и катехизиса не нужно, иногда нужны и они, чтобы приблизить нас к этой радости общения и красоты.
Рассуждая о двух терминах – физической красоте и красоте духовной, – старец Паисий говорил, что физическая красота пропадет, она ляжет в гроб, а духовная красота вознесется и попадет в рай, она будет той, которая будет украшать мир. Чтобы мы вспомнили Достоевского, который говорил, что красота спасет мир.
– Отец Анастасий, подскажите, пожалуйста, как сделать, чтобы жить в вере, не умом, а сердцем верить?
Отец Анастасий: Найдите старца – духовника.
– Можно ли женщине сочетать семью и работу? Если можно, то как правильно сделать это во славу Божию?
Отец Анастасий: Помните слова: «Когда я смотрю на Богородицу, я думаю о своей матери». Говорят в Греции, что мать должна воспитывать детей, что она не должна работать, что муж должен этим заниматься. Лет 50 назад мне говорили, что детей воспитывают бабушки. И в деревне, где отец Киприан служит, где тоже служил старец Паисий, детей воспитывают бабушки. Мать преподает в школе, у отца кондитерская, а воспитание – бабушка.
Мама, которая не работает, воспитывает ли она детей? С одной стороны, у нее ребенок, она сидит, общается с соседкой, курит и пьет кофе. Возвращается муж с работы, спрашивает: «Наталья, что у нас есть поесть, покушать?» Она отвечает: «Я сегодня зарядила стиральную машинку, я сегодня очень уставшая». Лень – это начало каждого зла.
– При посещении храма в Карее Путина посадили в кресло, где посвящали в императоры. Есть ли в этом духовный смысл? Что это значит?
Отец Анастасий: Я приехал сюда и вы посадили меня на самый высший трон. В этом году праздновали тысячелетие присутствия русских монахов на Афоне. Тысячу лет, как на Афоне присутствуют монахи со всего мира. У русского монастыря святого Пантелеимона были наибольшие празднования. Я считаю, что это будет, наверное, большой провокацией, чтобы еще больше людей посетили Афон для того, чтобы понять и узнать православие.
Как сложно для Господа сделать обычный камень своим ребенком, окаменевшее сердце сделать сердцем горячим, которое горело бы, любило и болело, которое было бы красивым сердцем. Видите, Иоанн Креститель, Предтеча, он в Иордане и крестит. К нему приходят фарисеи, спрашивают: «Что ты здесь делаешь?» – «Идите и покреститесь». Они ему отвечают: «Знаешь, кто у нас отец? У нас отец – Авраам». И отвечает Иоанн: «Камни – дети Авраамовы, а вы являетесь детьми змеиными. Как могут изменяться вещи в жизни?»
– Ребенок-мусульманин, который пришел к крещению, и родители которого – мусульмане, насколько ему сложнее стать настоящим христианином, чем нашему православному человеку?
Отец Анастасий: Этот вопрос – это не моей области… Господь всё меняет, Божественная благодать всё делает так, как Господу угодно. Святой Дух направляется туда, куда хочет. Женщина грешная, женщина, которая ниоткуда, в принципе, не происходит, как остальные – и спрашивает Его, задается вопросом: «Ты, иудей, как можешь разговаривать со мной?» И ей отвечают: «Женщина, придет такое время, когда не с иудеями будет Господь и не с самаритянами».
Христос видит, что все поля готовы к жатве: «Я вас посылаю собирать жатву туда, где вы и не растили, и не рассаживали семена». Они всё это получили готовое. И сейчас вообразили себя учителями. Другие уставали, святой Паисий уставал. Они еще не дошли до его стараний. Может быть, если мы возьмем небольшую частичку зерна, оно может быть особым, и этого будет достаточно, чтобы выжить. Мы должны продолжать жить, сажая это зерно, и чтобы это зерно давало плоды. Из ничего, из гроба рождается жизнь, смертью смерть поправ, и сущи его плоды, и жива трава.
– Разрешено ли уставом Афона пользоваться интернетом монахам? Как к интернету относится отец Анастасий?
Отец Анастасий: Я не отношусь к этому профессионально, знаю только, что когда машина ломается, водитель спускается, поднимает капот и смотрит вовнутрь. Я только на этом уровне понимаю. В монастыре Кутлумуш, наверное, есть монахи, которые могут через телефоны пользоваться интернетом. Может быть, у них больше сил для того, чтобы сопротивляться искушению и его выдержать. Я думаю, что в интернете есть много искушений.
Что я знаю точно – что каждые сутки в два часа ночи везде на Афоне, начиная с самого большого монастыря и заканчивая самой маленькой кельей, просыпаются три тысячи монахов и начинают молиться за мир на земле, за спасение людское. Несмотря на то, что хочется спать, мы стараемся не заснуть. Я не о естественном сне, а о бдении, то есть о том, чтобы быть разбуженным духовно.
Сегодня у людей часто бывают проблемы со сном. Они прибегают к лекарствам, но заснуть не могут. Почему они не прибегают к молитве, хотя бы самой небольшой молитве?! Отец Паисий говорил, что самое лучшее лекарство для сна – это молитва «Богородице Дево, радуйся». Это самое лучшее лекарство, которое приходит по благословению Богородицы.
– Как вы относитесь к мысли «где наша паства, там должны быть и мы, священнослужители»?
Отец Анастасий: Всегда священнослужитель должен быть со своей паствой, потому что вокруг много волков. Только в одном случае он может отсутствовать: когда он теряет одного – он оставляет 99 и пытается найти потерянного одного.
– Что рассказывал старец Паисий о его духовном отце старце Тихоне?
Отец Анастасий: Существует одно очень красивое письмо. Тогда отец Паисий жил в Керосе, это район на Афоне, куда отец Тихон послал старцу Паисию письмо. И он пишет на греческом красиво со всеми своими ошибками. Он пишет: «Сын мой Паисий, прошу тебя, приходи и живи со мной, чтобы нам вместе подняться на небо».
Отец Тихон был странным человеком. Святость – это странность. Глаза человеческие не привыкли ее различать. Он служил бесконечные часы. Божественная литургия продолжалась 5-6 часов. Он поминал огромное количество имен. Он уже не знал, живы эти люди или нет, но постоянно поминал тысячи имен, служа при этом каждый день. Это было его странностью.
К нему пришел и стал послушником старец Паисий. И один раз, в то время, когда служил отец Тихон, старец Паисий пел, читал молитвы. Во время Херувимской молитвы проходил с ладаном отец Тихон, вдруг останавливается и спрашивает: «А в какую сторону Париж?» Он показывает – с той стороны. Вот это святые! Всемирные святые, которые здесь служат с ладаном, а находятся в Париже.
Обычно древо познается по плоду, и плод – по древу. Такое древо, как Тихон, родило очень хороший плод – старца Паисия.
– Как бороться с унынием? Как научиться не принимать помыслы от дьявола?
Отец Анастасий: Каждое утро приходить к своему духовному отцу, и он будет давать лекарство – каждый раз по одной таблетке. Это называется «не обращай внимания». Тут не про равнодушие, а просто – не обращать внимания. Уныние таким образом пройдет, потому что будет Святой Дух. И только когда человек увидит, что есть таблетка, пусть примет еще половинку. Не из аптеки лекарство, а лекарство от своего духовного отца.
– Вы скучаете по старцу Паисию, или теперь вы стали еще ближе после его кончины?
Отец Анастасий: Он у нас в сердце. Он нас вырастил, он нас поддерживает, и он нас держит. Иногда скука по кому-то – это еще и радость, нехватка кого-то. Как Господь говорил Своим ученикам: «Если Я отсюда не уйду – у вас не будет Святого Духа. Тогда будет ваша радость». И когда от нас отдаляются наши наставники, наши духовники, все наши святые – мы чувствуем, что мы становимся сильнее, наши корни укрепляются. Знаете ли, что такое иметь рядом с собой святого? Невозможно иметь никакой плохой мысли в этот момент. Он сразу приходит и хватает тебя за ухо.
– У православных, то есть у людей с православным мировоззрением, на мой взгляд, если посмотреть историю, самое образное мышление. Это и в искусстве отражается. Связано ли это напрямую с образами, потому что у мусульман нет икон, у иудеев нет? Видимо, это какое-то прямое воздействие.
Ведущий: Об этом уже сказал Вселенский Собор, то есть там всё решили. Оно нужно. 787 год.
Отец Анастасий: Я родился в Константинополе, на маленьком острове в море. Он называется Бургаз. У меня осталась там бабушка, которая там живет. Она чувствует себя свободной. Мы были грешными, и последний император Константин сказал: «Почему, Господи, Ты попускаешь, чтобы всё это происходило? Из-за моих грехов или из-за моего народа?». Видите, каждый раз мысленная надежда и для греков, и для русских Богородицу заставляет плакать и говорит ей: «Прощай, госпожа Богородица, не плачь». Всегда со временем, через года оно станет нашим. И всегда существует эта свобода и жизнь. Просто бывает так, что люди живут в чужих землях.
Я переживаю из-за этого, из-за местности, откуда происходит. Это место, где мне обрезали пуповину, соответственно, меня отделили от этого места. Я спросил один раз у одного турка: «У вас был мост над Босфором. Вы сделали второй мост. Вы сделали еще третий мост. Зачем?». Потому что в какой-то день наше предсказание говорит о турках, что не смогут вернуться те, кто когда-то бежали или покинули свои земли. Придет такой день, когда их будет столько, что они не будут помещаться на те же мосты, чтобы успеть вернуться. Это одно из пророчеств.
Старец Паисий сказал, что мы вернемся в Константинополь. Умом, духом. Деньгами хорошо состоятельным людям приобретать что-то в Константинополе. Особенно сейчас, после терроризма, после землетрясений там всё дешево. В данный момент продается дом на острове Халки. Она выставлена на продажу из банка, аукцион из банка. Сто тысяч евро за две тысячи квадратных метров.
Ведущий: Отец Анастасий просил следующее прочесть: нет ли новостей о поиске мощей святой Анастасии, похищенных из Салоников? К сожалению, нет. Найдены коробки, найден мощевик, но без мощей.
И о снах. Что говорит старец Зосима о снах, у кого есть хорошие мысли, он видит хорошие сны. Не живых, не умерших, а просто хорошие сны.
Видео: Виктор Аромштам
Фото: Ефим Эрихман
Организаторы встречи — руководители проекта «Опора-Созидание», основная цель которого — поддержка созидательного предпринимательства, основанного на традиционных российских духовных ценностях, а также возрождение и популяризация лучших практик дореволюционных благотворителей и меценатов.