— Какие Православные святыни можно увидеть в Западной Европе? Перед чем там можно молиться? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир?
— Этот вопрос часто задают россияне, в том числе и воцерковленные, когда слышат о паломничествах по Западной Европе. Люди забывают, что у нас и западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно и общие святыни и святые. Просто внимательно нужно смотреть в наш церковный Православный календарь — там это все отражено. Поэтому многое относится именно к тому периоду. А еще многое вывезено с православного Востока во время Крестовых походов. К примеру, в печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе.
Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима варварским королевствам, которые совершались для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов.
Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова к его мощам в Сантьяго–де–Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.
Первые паломники – это люди, которые шли, например, в Рим, где были гонения на Церковь, и среди христиан уже появились первые мученики. Люди издалека шли к их гробам, чтобы помолится, попросить у них заступничества перед Господом, порадоваться, что у Христа появились новые мученики. Это первая форма паломничества. Зачастую власти выставляли засады в тех местах, где были гробы мучеников, определяя таким образом христиан. Одним словом, святыни появились в Западной Европе уже в первые века истории Церкви, и их действительно можно назвать Вселенскими святынями.
— А как относятся к православным паломникам доминирующие конфессии этого региона – католики и протестанты? Как они сами поклоняются святыням?
— Протестанты выпадают из паломнической тематики. Они не почитают святых, иконы и т.д., можно перечислить по пальцам одной руки случаи, когда та или иная святыня по разным обстоятельствам находится в протестантском храме. Так что здесь стоит говорить, прежде всего, об отношении римо-католиков к нашим паломникам.
В конце 80-х годов в России падает «железный занавес», и одновременно идет возрождение интереса к Православию. Многие сознательно принимают веру, среди них немало интеллигентных, думающих людей. Поэтому постепенно стала появляться информация о том, и что на Западе не только существуют святые, но и многие из них близки к русской православной традиции. Например, мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, которые вот уже более 1200 лет назад были принесены в маленький городок Эшо (русский перевод – «Ясеневый остров»), рядом со Страсбургом, или Глава св. царицы Елены — в германском городе Трире. В России им посвящено множество храмов, их имена так близки русскому человеку, что даже забывается, что события их земной жизни проходили на территории современной Европы. Так, святые мученицы приняли мученический венец в Риме, а св. царица Елена начинала свою равноапостольную проповедь в Трире, где сохранился дворец ее сына св. Константина, куда она передала из Иерусалима часть Хитона Господа Иисуса Христа. Когда люди узнают об этом, они начинают совершать поездки в Европу, молится этим святым, обращаться к их небесному заступничеству.
Поначалу западные христиане удивлялись, не столько самим православным паломникам, как нашей традиции поклонения. Дело в том, что на Западе, особенно за последние два века утвердилась другая форма поклонения. Они молятся святыням, но не прикладываются к ним. Традиция поклонения в нашей форме была утеряна. Сейчас мы часто наблюдаем, как миряне – католики, глядя на наши группы, обращают внимание на их поведение, многие, глядя на это, становятся в очередь и с явной радостью прикладываются к нашим общим святыням.
Святыни пребывают в храмах, но западные христиане зачастую не обращают особого внимания на них. Нас очень удивило, когда мы первый раз поехали служить Божественную Литургию к мощам Иоанна Крестителя в город Амьен, нашего благочинного – архимандрита Иосифа (Пустоутова) – провели в ризницу, где в старом шкафу хранилась Честная Глава Пророка и Крестителя Господня. Представляете, не в общедоступном для поклонения пространстве храма, а в старом, правда, очень добротном, шкафу! Отец Иосиф проделал большую работу, вел переписку, переговоры со священноначалием и клириками тех соборов, куда мы ездили поклоняться. Благодаря этой переписке и нашим регулярным группам многие святыни стали доступными. Место нахождения главы святого Иоанна Предтечи определили теперь за стеклом. Она находиться там постоянно, а по специальным договоренностям, в дни памяти Пророка и Крестителя Господня Иоанна, Его Глава выносится на престол и служится Православная Литургия, собирая большое число молящихся.
Похожая история была у Плата Пресвятой Богородицы, в котором Пречистая Дева была в ночь Рождества Спасителя. Как нам рассказал архиепископ Шартрский Михаил Пансар, любезно встречая нас, ворота решетки открыли впервые за 36 лет, для нашей группы православных паломников.
Хочется обратить внимание на то, что встречают нас тепло, как братьев во Христе. Было поразительно, когда епископ Шартрский, одетый скромно, улыбаясь, проводил нам экскурсию по собору, показывал святыни, подземную крипту с фресками византийского образца (первый собор строился до разделения церквей), знаменитые Шартрские витражи 12 века.
По нашему пятилетнему опыту приёма паломников мы видим, что часто приезжают люди, имеющие предвзятое и даже агрессивное отношение к западному христианству. Но, все же, переламывая эти чувства, они приезжают поклониться дорогим православному сердцу святыням. Для них является открытием, что к нам, оказывается, относятся как к христианам, и я глубоко верю, что у людей, которые побывали в наших поездках, уже не возникнет желания, увидев в православном монастыре группу христиан, например из Франции, сопровождать их косыми взглядами.
Удивительная история связана с традицией поклонения Терновому Венцу Спасителя. Всего лишь лет 5-6 тому назад его выносили один раз в году в Страстную Пятницу, сейчас это происходит значительно чаще — первую пятницу каждого месяца. Хочется надеяться, что для такого секуляризированного города как Париж это поворотное в его духовной истории событие. Сейчас в соборе Парижской Богоматери множество людей со всего мира собирается, чтобы почувствовать благодать присутствия Господа, прикоснуться к великой святыне Страстей Господних. Очень много христиан из Индии, а нужно сказать, что в современной истории это страна новомучеников и исповедников. Церковь Христова там терпит гонения. Много приходит и парижан, а что особенно удивительно… детей. Целые школы! Для современной Франции это совершенно не свойственно. Ведь по соображениям ложной политкорректности, людям становиться затруднительно в школах открыто встречать Рождество или читать Библию. И вдруг… детям резервируется в храме специальное место, они молятся, после этого прикладываются к Святыне точно так же, как и мы. Это выглядит как чудо.
Какие программы пользуются наибольшей популярностью?
Наиболее известная наша программа – паломничество к святыням Франции и Германии, кульминацией которой является поклонение Терновому Венцу Спасителя.
Сейчас в Соборе Пресвятой Богородицы в Париже можно поклониться этой святыне, приложиться к ней. Особенно благодатно совершать паломничество к Терновому Венцу Великим Постом. Ведь именно в этот период Церковь вспоминает события, связанные со Страстями Господа и в этой паломнической программе мы можем прикоснуться к святыням, свидетельствующим о Крестной Смерти Спасителя – Терновому Венцу и одному из гвоздей распятия в Париже, Нешвенному хитону Господа в Трире.
Мы предлагаем два варианта поездки, как на самолете, так и на автобусе. При этом и в том и в другом случае паломники живут в комфортабельных отелях и совершают путешествие на удобном автобусе.
В Трире – городе святых Константина и Елены, паломники проживают в гостинице Святого апостола Фомы. Этот отель 3* создан специально для приема православных паломников.
При отеле созидается домовой храм Русской Православной Церкви, Московского Патриархата, где регулярно совершается Литургии и обретаются частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой великомученицы Параскевы и святителя Нектария Эгинского.
Паломники могут выбрать и забронировать программу с нашего сайта.
«St. Thomas — TdF» GmbH
Паломнический центр апостола Фомы в Европе
тел: +49 6502 30 96
факс: + 49 6502 30 96
+ 49 176 621 39 404
http://thomas-tdf.de