Экипаж тяжелого транспортного самолета МЧС России Ил-76, командиром которого был опытнейший пилот Леонид Филин, погиб, исполняя служебный долг. В тот трагический день, 1 июля, самолет ведомства тушил природный пожар в Качугском районе Иркутской области, который угрожал населенному пункту Карам и создавал угрозу распространения огня и задымления на объекты энергетической и транспортной инфраструктуры. Осуществляя в те сутки второй вылет на тушение пожара, экипаж в назначенное время не вышел на связь. На борту воздушного судна находились 10 человек.
3 июля около 02:00 (мск.) в Качугском районе, в 9 километрах юго-восточнее от населенного пункта Рыбный Уян, на склоне одной из сопок был обнаружен пропавший самолет Ил-76 МЧС России. Он был найден одной из наземных групп спасателей отряда «Центроспас» совместно с сотрудниками «Авиалесохраны» в том квадрате поиска, который ранее был определен как возможное местонахождение самолета. Ил-76 имел высокую степень разрушения. Из-за сложного рельефа местности, сильной задымленности от природных пожаров и тумана пропавший самолет искали двое суток.
За время работы в Сибирском федеральном округе с начала пожароопасного периода экипаж самолета Ил-76 совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды. Для выполнения этой работы воздушное судно было оснащено системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор).
Благодаря профессиональным действиям этой команды воздушных пожарных МЧС России в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживают более 50 тысяч человек. В Иркутской области экипаж Леонида Семеновича работал уже не в первый раз, в прошлом году он тушил пожары и на Байкале.
Ежедневно летчики-асы вели работу в тяжелейших условиях сильного задымления, высокой температуры и сложного рельефа местности. Для эффективного тушения самолету часто приходилось снижаться до минимально возможной высоты.
Имена героев
Заслуженный летчик Российской Федерации Леонид Филин
второй пилот Алексей Лебедев
штурман Георгий Петров
бортовой инженер Виктор Кузнецов
бортовой радист Игорь Мурахин
бортовые операторы Сергей Сусов, Сергей Макаров, Марат Хадаев
авиационные техники Вадим Жданов и Андрей Машнинов.
«Мы берём каждую семью погибших лётчиков под постоянный патронаж»
4 июля Иркутске в ходе заседания рабочей группы Правительственной комиссии глава МЧС России выразил слова соболезнования семьям погибших летчиков.
«Гибель экипажа самолёта Ил-76 в Иркутской области — огромная потеря для всего МЧС России», — сказал Владимир Пучков.
«Это огромная боль для всех нас и огромная утрата для всей команды МЧС России», — отметил министр.
Он подчеркнул, что при тушении и защите населённых пунктов от природных пожаров экипаж самолёта проявил мужество и самоотверженность.
«Люди шли в бой, чтобы защитить людей и населённые пункты от стены огня, — добавил он. — И они до конца выполнили свой долг».
Министр назвал летчиков «суперпрофессионалами»: «Экипаж Ил-76 МЧС России знал юг Сибири и работал здесь не первый год, одной командой они отработали не один десяток лет, борясь со стихией. Они знали и понимали все риски, связанные с природными пожарами, но до конца выполнили долг спасателей МЧС России», — заключил глава чрезвычайного ведомства.
Кроме этого, глава Владимир Пучков добавил, что МЧС России выплатит каждой семье погибших лётчиков по 1 миллиону рублей, а также более 1,7 миллиона рублей семьи получат от страховой компании, которая подтвердила готовность осуществить страховые выплаты.
«Мной принято решение, и мы берём каждую семью погибших лётчиков под постоянный патронаж. Кроме того, я дал поручение оказать необходимую помощь в решении жилищных и других социальных проблем», — заключил министр.
«Тайга забрала лучших из лучших»
О лучшей команде вспоминает публицист Геннадий Михайлов:
«Тайга забрала лучших из лучших. Тех, кто каждый день рискует своей жизнью, ради спасения нас с вами. Я всегда воспринимаю в штыки, когда пытаются очернить ребят из МЧС и имею на это полное право, я часто работал с ними и видел своими глазами, что эта за работа. Они лезут в самое пекло, на самую передовую борьбы со стихией, будь это огонь или наводнение. Представьте себе пожарных, которые говорят, что я не пойду в горящий дом, там жарко и задымленно…
Я летал на тушение пожара в Чите на Бе-200. Самолет опускается до 50 метров и резко сбрасывает тонны воды на очаг. И резко взмывает вверх, так, что сердце выпрыгивает из груди. Кто попадал в серьезную турбулентность меня поймет. Это работа всегда с риском для жизни. По этой фотографии, сделанной мной с борта Бе-200 можно судить на какой высоте проходит тушение пожара. Я налетал с летчиками МЧС более 100 часов на всех типах самолетов, вертолетов и всегда чувствовал себя в безопасности, это профессионалы высокого класса.
Они доказали невозможное
Экипаж пропавшего тяжелого транспортного самолета Ил-76, командир которого Леонид Семенович Филин, во время работы в Сибирском федеральном округе уже совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды. Для выполнения этой работы воздушное судно оснащено системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор) и способно сбрасывать на очаги пожаров одновременно до 42 тонн воды.
Благодаря профессиональным действиям этого экипажа МЧС России в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживает более 50 тысяч человек. Ежедневно летчики-асы вели работу в тяжелейших условиях сильного задымления, высокой температуры и сложного рельефа местности. Для эффективного тушения самолету часто приходилось снижаться до минимально возможной высоты.
В Иркутской области экипаж Леонида Семеновича работал уже не в первый раз, в прошлом году он вылетал на тушение пожаров и на Байкале.
Командир воздушного судна Леонид Филин – заслуженный пилот Российской Федерации, летчик первого класса. С отличием окончил Балашовское ВВАУЛ. В строевых частях ВВС прошел путь от рядового летчика до командира авиационной эскадрильи. Управлял самолетами Л-29, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ил-18, И-22, Ил -76. У него около 12 тысяч часов налета. Проходил службу в частях военно-транспортной и транспортной авиации СССР и России. Участник боевых действий в Афганистане. В авиации МЧС России с 1995 года. Участвовал почти в 200 спасательных и гуманитарных операциях в стране и за рубежом.
В числе первых Леонид Филин освоил тушение крупномасштабных пожаров на тяжелом самолете Ил-76. Это было летом 1996 года, когда в Хабаровском крае в районе Комсомольска-на-Амуре была сложная пожароопасная обстановка. На тушение лесных пожаров туда направили 3 экипажа ФГУАП (Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России), в числе которых — и экипаж Л. Филина.
Тогда это был первый фактический вылет летчиков авиации МЧС России, подготовленных к тушению пожаров. Трудностей, которые осложняли работу воздушных пожарных, было немало: гористая местность, удушливая гарь, высокая температура и сильная задымленность, осложняющая ориентацию. После каждого вылета экипажи проводили летучки, на которых обменивались опытом. Затем вновь уходили на задание.
Опыт, приобретенный летчиками в результате напряженных тренировок, помог успешно выполнить задачу.
Тогда за пять дней в Хабаровском крае экипажи МЧС России выполнили 50 полетов, сбросили на очаги пожаров в общей сложности более 2 тысяч тонн воды. Разбушевавшаяся стихия огня была побеждена. В результате удалось спасти 7 населенных пунктов, 2 звероводческие фермы, 3 детских оздоровительных лагеря.
Так, впервые в истории авиации МЧС России было выполнено реальное тушение природных пожаров самолетами Ил-76, оснащенными выливными авиационными приборами ВАП-2.
После завершения работы под Хабаровском экипажи вылетели в г. Волгоград, где впервые в мировой практике приступили к тушению пожара на пруду-отстойнике ЗАО «Лукойл-Волгограднефтепереработка».
Специалисты, входящие в состав штаба по ликвидации пожара, скептически рассуждали, что потушить с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов невозможно. Но летчики МЧС России доказали обратное!
В условиях почти 40-градусной жары, сильного задымления местности самолеты с предельно малой высоты сбрасывали на горящий пруд-отстойник сотни тонн воды и огнегасящей жидкости. В результате мужественных и профессиональных действий летных экипажей пожар был ликвидирован. Эффективность применения авиацией МЧС России специальных технологий борьбы с пожарами превзошла все ожидания.
За отвагу, проявленную при тушении пожаров в Хабаровской крае и Волгограде, летные экипажи впервые в истории авиации МЧС России были отмечены государственными наградами, а командиры экипажей, в том числе Леонид Филин, удостоены Орденов Мужества.
Экипаж командира воздушного судна Леонида Филина — слаженный профессиональный и очень опытный коллектив, неоднократно участвовавший в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе, имеющий колоссальный опыт тушения пожаров на Ил-76, а также по доставке в сложных условиях гуманитарной помощи и эвакуации пострадавших.
У второго пилота экипажа Алексея Лебедева за плечами свыше 5,5 тысяч часов налета, у штурмана Георгия Петрова — более 7 тысяч. Общий налет экипажа сегодня составляет более 71 тысячи часов.
Только погибших принято называть героями
О погибшем экипаже пишет Алексей Давыдов:
У нас принято только погибших называть героями. К живым всегда есть вопросы. Но, как противно слушать сплетни со ссылкой на официальных лиц, как мерзко, что через много-много лет приходится о НАШЕЙ беде слушать из ЧУЖИХ уст. Так никогда не было, потому что уважали друг друга, и ВЕРИЛИ.
Спасатель сам выбирает для себя окончательное решение.
У меня нет никаких сомнений в том, что Леонид Семенович Филин САМ и только САМ принял решение в очередной раз выполнить свою трудную ответственную и, к сожалению, крайне опасную работу. Экипаж, не сомневаюсь,был с ним согласен. Случилось непредвиденное. Что именно? Важно знать для живых, это тот самый кровавый опыт…. Увы , другого нет!
С Филиным и его командой ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ облететь вокруг Земли, как минимум. Калининград, Камчатка, Чили…
Несколько фотографий навсегда сохранят в памяти лица героев. Валерий Крузо летал с экипажем Филина в Чили как инспектор, поэтому он тоже на этих фото.
Они спасли сотни детей Донбасса
Директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка работала непосредственно с Леонидом Филиным и его командой. Вспоминает доктор Лиза:
— Это были необыкновенные люди, честные, простые, открытые, которые рисковали своими жизнями, спасая жизни других. Конечно, мы дружили. Это колоссальная потеря. Незаменимые люди есть. Я хочу принести глубокие и искренние соболезнования всем, кто их знал, в первую очередь — близким и семьям.
Около двух лет назад доктор Лиза вместе с летчиками Леонидом Филиным, Сергеем Сусовым и Виктором Кузнецовым эвакуировала детей из зоны боевых действий в ДНР и ЛНР, летала с этим экипажем более 20 раз, а на 15 июля был запланирован еще один общий полет Глинки и «филинской команды», но не сбылось.
Биографии членов экипажа
Филин Леонид Семенович (командир воздушного судна), 1952 года рождения. Имеет почетное звание «Заслуженный пилот РФ».
В 1974 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков.
В МЧС России с 1995 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Награжден государственными наградами: «Орденом Мужества» (в 1997 году и 1998 году), медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги»,
Имеет ведомственные награды: нагрудный знак «Ветеран авиации МЧС», нагрудный знак «Отличник авиации МЧС», медаль «За содружество во имя спасения», медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», нагрудный знак «Почетный знак МЧС России», медаль «20 лет МЧС России», нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС», нагрудный знак «За заслуги», знак отличия «За службу в авиации МЧС России», медаль «За усердие».
Лебедев Алексей Алексеевич (второй пилот), 1975 года рождения.
В 1996 году окончил Актюбинское высшее военное авиационное училище.
В МЧС России с 2007 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Имеет ведомственные награды: нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС», нагрудный знак «За заслуги», нагрудный знак «Ветеран авиации МЧС России», нагрудный знак «За заслуги», медаль «За отвагу на пожаре», медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», медаль «За безупречную службу».
Петров Георгий Лаврентьевич (штурман), 1968 года рождения.
В 1989 году окончил Ворошиловоградское высшее военное авиационное училище штурманов.
В МЧС России с 2008 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Награжден ведомственными наградами: нагрудным знаком «Участнику ликвидации последствий ЧС», медалью «За отвагу на пожаре», медалью «За содружество во имя спасения», медалью «За пропаганду спасательного дела», нагрудным знаком «За заслуги».
Кузнецов Виктор Николаевич (бортовой инженер),1957 года рождения. В 1988 году окончил Московский институт инженеров гражданской авиации.
В МЧС России с 1996 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Имеет государственные награды: медаль «За спасение погибавших», медаль Нестерова.
Ведомственные награды — медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», нагрудный знак «Ветеран авиации МЧС России», медаль «За безупречную службу», нагрудный знак «За заслуги».
Мурахин Игорь Евгеньевич (бортовой радист), 1959 года рождения.
В 1979 году окончил Ленинградское мореходное училище Министерства морского флота, в 1990 г. — Московский авиационный институт.
В МЧС России с 2011 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Имеет ведомственные награды: нагрудный знак «За заслуги», медаль «За содружество во имя спасения», медаль «За пропаганду спасательного дела».
Сусов Сергей Анатольевич (бортовой оператор), 1973 года рождения.
В 1992 году окончил Луховицкий авиационный техникум.
В МЧС России с 2008 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Имеет ведомственные награды: медаль «За содружество во имя спасения», медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС», нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС», нагрудный знак «Отличник авиации МЧС России», нагрудный знак «За заслуги».
Макаров Сергей Аркадьевич (бортовой оператор), 1968 года рождения. В 1990 году окончил Егорьевское авиационное техническое училище гражданской авиации.
В МЧС России с 2011 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Имеет ведомственные награды: нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС», нагрудный знак «За заслуги», медаль «За содружество во имя спасения», медаль «За усердие».
Хадаев Марат Маркленович (бортовой оператор),1964 года рождения.В 1989 году окончил Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище.
В МЧС России с 2012 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Награжден ведомственными наградами – нагрудным знаком «За заслуги», нагрудным знаком «Участнику ликвидации последствий ЧС».
Жданов Вадим Георгиевич (авиационный техник), 1963 года рождения. В 1990 окончил Московский институт инженеров гражданской авиации.
В МЧС России с 2011 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Имеет ведомственную награду — нагрудный знак «За заслуги».
Машнинов Андрей Михайлович (авиационный техник), 1966 года рождения. В 1986 году окончил Московский техникум железнодорожного транспорта.
В МЧС России с 2008 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.
Имеет ведомственные награды: нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС», медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», медаль «За содружество во имя спасения».
По материалам МЧС России