Протоиерей Петр Перекрестов делится воспоминаниями о протоиерее Василии Ермакове
В 80-х годах ХХ столетия, когда в Советском Союзе началась перестройка, у нас, в рассеянии сущих, появилась возможность оказывать реальную помощь нашим братьям и сестрам в России. В Западно-Американской епархии был основан благотворительный фонд помощи России «Очаг». Прихожане храмов Русской Зарубежной Церкви нашей епархии усиленно жертвовали деньги, духовную литературу, лекарства, одежду и игрушки, которые либо почтой, либо в контейнерах отправлялись в Россию.
При кафедральном соборе в Сан-Франциско образовалась группа энтузиастов, главным образом из числа молодого духовенства и их семейств (в том числе и малолетних детей), которая несколько раз в неделю собиралась в подвале собора, разбирала книги и пожертвованные вещи, упаковывала их, писала письма и отправляла посылки в Россию. Таких писем и посылочек были тысячи. Одновременно это группа искала пожертвования и устраивала благотворительные мероприятия для сбора средств.
Приблизительно в то же время я начал издавать журнал для духовенства «Русский пастырь», бóльшая часть тиража журнала бесплатно отправлялась читателям в Россию. В те годы практически каждый второй наш читатель в России отвечал нам письменно, высказывая свои мысли по поводу содержания журнала, а кое-кто даже присылал материалы, в том числе архивные.
В начале 90-х годов в Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей стали поступать прошения от российских клира и общин о принятии их под омофор Зарубежной Церкви. Нашей иерархии было непросто разобраться в этом вопросе, тем более, что на тот момент еще не закончилось противостояние «Белой» и «Красной» частей Русской Церкви. Но прошения, поступавшие из России, звучали очень искренне и убедительно.
В итоге Зарубежная Церковь приняла под свой омофор несколько десятков российских приходов и впоследствии даже образовала на территории России несколько своих епархий. Большую роль в этом деле сыграл митрополит Виталий (Устинов), возглавлявший в то время Зарубежную Церковь и отличавшийся жесткой и непримиримой позицией в отношении Московского Патриархата.
В журнале «Русский пастырь», помимо статей литургического, пастырского, богословского и исторического характера, публиковались и полемические материалы, в том числе относящиеся к проблеме перехода российских приходов под омофор Русской Зарубежной Церкви.
Как-то в 90-е годы один читатель из России прислал мне адрес некоего протоиерея Василия Ермакова из Санкт-Петербурга, и я отправил о. Василию очередной выпуск «Русского пастыря». Вскоре я получил от него ответ, в котором он очень благодарил за журнал, за опубликованные материалы и просил впредь присылать ему наше издание. Обращался он к нам: «Дорогие россияне», не разделяя русских людей на «американцев» и «советских».
В своем первом и последующих письмах о. Василий высказывал свое негативное отношение к тем клирикам в России, которые переходили под омофор Русской Зарубежной Церкви, и предупреждал, что мы впоследствии будем очень разочарованы этими людьми и будем сожалеть о принятии их в свое лоно.
«Мы имеем все — открываем храмы и молимся, и пора всем „в рассеянии сущим“ вернуться в отчий дом. Мы не виновны, что жили в то время, но не предали веру отцов, о чем так любят „талдычить“ якобы „истинные“ батюшки, воспитанники советской школы… Они пропитаны советчиной с головы до ног и ищут момента, куда еще кинуться. Мало ли вам предательства Валентина Суздальского и прочих „чистых“… Мы должны быть вместе — по вере и крови, к чему нас зовет храм Христа Спасителя, символ мощи и единения России и россиян», — писал о. Василий в письме к празднику Рождества Христова 2001 г.
Честно говоря, мне не очень хотелось верить мнению о. Василия, но я чувствовал, что за его словами стоит долголетний пастырский опыт, духовный авторитет, а также боль за Россию и разделение в Русской Церкви. Я начал регулярную переписку с ним и уже впоследствии узнал, что о. Василий является очень авторитетным и уважаемым пастырем, настоятелем Серафимовского храма в Санкт-Петербурге, духовником многочисленных прихожан не только Петрова града, но и многих городов России.
В нашей переписке мне, тогда еще молодому, «идейному», но не имеющему опыта священнику, нередко приходилось защищать жесткую позицию Зарубежной Церкви в отношении Московского Патриархата. Отец Василий меня по-пастырски и по-отечески направлял и наставлял в вопросах реальной церковной жизни в России. Делал это он с сердечной болью, скорбью и любовью к Русской Церкви и Отечеству. Именно эти любовь, скорбь и боль покорили меня и расположили к доброму русскому пастырю о. Василию, к Батюшке.
Несмотря на разные на тот момент точки зрения, наши отношения не ухудшались, а укреплялись. В то время я получал очень много писем из России, иногда по десятку в день и порой от известных лиц — таких, например, как архиепископ Иоанн Снычев или протоиерей Димитрий Дудко. Сохранить все письма у меня не было возможности, но письма о. Василия Ермакова — и это одно из немногих исключений — я сохранил.
К концу 90-х годов я ясно осознал, что положение российских приходов Зарубежной Церкви тупиковое и что практически все слова о. Василия относительно клириков МП, переходящих в Зарубежную Церковь, и церковной жизни в России, оказались правдивыми.
В 2001 году Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, истинный монах, кроткий «послушник Христов», патриот Отечества, тонко чувствующий пульс церковной жизни в России. Начался новый этап в жизни Зарубежной Церкви — соборный, трезвый, более открытый и доброжелательный. Господь Бог избрал митрополита Лавра, чтобы вместе с ним и Святейшим Патриархом Алексием II восстановить каноническое единство двух частей Русской Церкви.
Зная, насколько авторитетен о. Василий в российских церковных кругах, и его боль за разделение внутри Русской Церкви, я в 2005 году обратился к нему с просьбой написать обращение IV Всезарубежному Собору Русской Православной Церкви Заграницей. Отец Василий откликнулся на эту просьбу и своим обращением внес лепту в работу Собора, на котором Зарубежная Церковь приняла решение о восстановлении канонического единства с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.
Отец Василий неоднократно приглашал меня к себе в гости на приход в Санкт-Петербург. Казалось, что вот-вот уже осуществится не только мое очное знакомство с Батюшкой, с его приходом и прихожанами, но и совместное служение Божественной литургии. Однако Господь судил иначе: протоиерей Василий Ермаков отошел ко Господу в начале 2007 года.
К тому времени и со стороны Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и со стороны Русской Православной Церкви Заграницей было принято решение о воссоединении и назначен день подписания Акта о каноническом общении, 17 мая 2007 г. Отец Василий отошел ко Господу с радостным сознанием того, что русское церковное разделение преодолено, однако до исторического дня подписания Акта он не дожил.
К моему прискорбию, я не застал о. Василия в живых, о чем очень сожалею, так как за годы нашей переписки я полюбил Батюшку, и он стал мне очень близок по духу.
В одном из своих последних писем к нам в редакцию, к Пасхе 2004 года, он писал:
«Наконец-то мы, дети многострадальной России, вместе, в это я всегда верил и молился, зная ваши труды из книг, которые приходили к нам в то ложное время 20 века. Я жил вместе с вами молитвенно в то сложное время, но ожидая милости Божией, что коммунизм рухнет, безбожное поколение вернется к православию, найдет дорогу к храму. Да и мы поможем россиянам осознать трагедию прошлого без Бога и увидеть, что из этого получилось. Но, к сожалению, не все осознали, что надо делать — служить Богу и народу, а не своему гордому „я“… … Меня не забывайте, чтобы мне быть в курсе тех событий, которые совершаются вокруг нас в этом сумасшедшем мире.
С благодарностью труженикам журнала, протоиерей Василий Ермаков, прослуживший Российской Церкви и народу 50 лет. Воистину воскресе! И Россия воскреснет!»
Явление на свет праведных людей есть величайшая милость Божия к людям, на таких людях держится мир. Я верю, что Батюшка — отец Василий Ермаков — был одним из таких праведников. Его молитвы перед престолом Божиим за Русскую Церковь и русский народ не прекратились после его кончины, а перенеслись от земного храма к небесному. Дай Боже, чтобы мы, по завещанию протоиерея Василия Ермакова, хранили Бога в наших сердцах, хранили любовь между собой, к вере православной и к России.
Протоиерей ПЕТР ПЕРЕКРЕСТОВ
Сан-Франциско
27 января 2013 г.
Отдание праздника Богоявления
Протоиерей Василий Ермаков родился 20 декабря 1927 года в городе Болхове Орловской области. В годы войны, находясь в оккупации, он попал в плен людей, работал в лагере чернорабочим — сначала в Болхове, затем в Таллине. В Эстонии он познакомился с протоиереем Михаилом Ридигером, отцом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и с самим будущим Патриархом, с которым подружился и впоследствии учился в одном классе семинарии. По окончании духовной академии 54 года отец Василий нес крест самоотверженного пастырства, служил в Никольском соборе, в церкви «Кулич и пасха», а с 1981 года — в храме на Серафимовском кладбище.
Читайте также:
Архиепископ Берлинский Марк: Как шли к объединению
Воссоединение единства Церкви: так это было… (ФОТО)
Единство верных: фильм митрополита Илариона (+ ВИДЕО)