7 ноября в 12.30 рядом с храмом святого Иоанна Богослова на Новой площади впервые пройдет весьма значительное для нас событие: будет отслужена панихида обо всех жертвах событий октября 1917 года и последующего лихолетья.
Заупокойное богослужение возглавит председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Мы попросили отца Всеволода прокомментировать предстоящее мероприятие:
— Панихида пройдет рядом с храмом Иоанна Богослова, это храм, который сейчас занимает Музей Москвы. Мы будем искренне молиться о жертвах 17-го года и последующих трагических событий страны. Место служения было выбрано не случайно. К сожалению, последствия национальной трагедии 17 года до сих пор не изжиты. Об этом говорит, в частности, то, что в самом центре Москвы стоит храм без креста, в котором до сих пор нельзя проводить богослужения. Рядом на Никольской улице находится Греческий монастырь главный корпус которого сейчас РГГУ сдает в аренду для частной клиники и кафе. Нам нужно деятельное покаяние, в том числе выражающееся в восстановлении храмов.
Правильную оценку событий того времени общество только сейчас начинает обретать. Открываются скрывавшиеся прежде факты. Многие начинают понимать, что в 17-м году вопреки воле народа власть была захвачена сокрушительной силой. Из-за этого наш народ потерял многие миллионы своих сыновей и дочерей. Страна лишилась многих тех, кто мог дать ей развитие, которых она имела в большом количестве до революции. Все перемены в стране того периода происходили вне согласия народа. Власть страны в тот период осуществлялась узкими группами, не имеющими народной поддержки. На том же Учредительном собрании необходимо было узнать волю народа, но этого не было сделано.
Мы молились о жертвах 20-го века много раз. Недавно прошла панихида о жертвах революции Гражданской войны. Мы будем молиться и о белых, и о красных. Обо всех, кто погиб в результате того, что безумная идеология большевизма принесла разделение, вражду и кровь русского народа.
Панихида, возглавляемая отцом Всеволодом, пройдет в сослужении настоятеля Иоанно-Богословского храма, ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова игумена Петра Еремеева. Мы задали отцу Петру несколько вопросов о предстоящем событии.
— Отец Петр, жертвы 17-го года, кто это по-Вашему? Нужно молиться действительно за всех жертв, в том числе и за красноармейцев?
— Красноармейцы и гражданские, увлеченные в пучину братоубийства революционерами-агитаторами, не меньше других пострадали от событий 17-го года. Я убежден в том, что от бредовых идей горстки большевиков пострадал весь русский народ.
Я сам родом с Кубани. На моей малой родине на противоположных сторонах многих станиц есть захоронения тех скорбных лет: с одной стороны— кладбище «красных казаков», с другой — братская могила расстрелянных «белых казаков». И почти в каждой нашей кубанской семье были убитыми и «белые», и «красные». События 17 -го года пролегли через сердца людей, разделили семьи, поколения, села, города. Поэтому для нас сегодня каждый, кто пострадал физически или духовно — жертва, о которой надо молиться. И мы будем молиться 7-го ноября о всех жертвах 17-го года независимо от их политической принадлежности.
— Как вы лично воспринимаете события 17-го года?
— Это одна из самых кровавых страниц из жизни нашего Отечества. К этой трагедии российское общество и государство подходило постепенно, и в какой-то момент баланс сил был нарушен. Стало возможно невероятное для ментальности нашего народа массовое безумное братоубийство.
— То есть люди просто запутались? Но в наше время довольно много пожилых людей, ветеранов, считающих революцию — мировым достижением, справедливым восстанием порабощенного народа. Как им донести истину, и в чем, на самом деле, по Вашему, была истина в то время?
— Сегодня можно оценивать историю революционных событий и последующего десятилетия свободно, без советских идеологических штампов. Раньше ведь рисовали простую до дикости картину: вот класс порабощенных, а вот класс поработителей, значит должен был произойти социальный взрыв, который нейтрализует социальную несправедливость.
Но все было не так просто и гладко. Годы, десятилетия после захвата власти большевики ощущали себя чужими в стране. Отсюда и первые ленинские концентрационные лагеря, и умерщвление деревни, и искоренение религиозности. Восстания и акции неповиновения волнами прокатывались по всей стране.
Думаю, что не будь Отечественной войны и Великой победы 45-го года советская эпоха закончилась бы намного раньше. Эта грандиозная победа нашего народа продлила жизнь антинародному режиму. А черпал силы для этого подвига наш народ не в идеях основоположников коммунизма, а в своей православной общинности, в своей глубокой духовной натуре.
— Не считаете ли Вы, что события 17-го года были довольно предопределенными? Царь отрекся от престола, Дума была откровенно слабой, достаточно было «пары выстрелов», чтобы захватить власть…
— Вся мощь, сила и богатство Российской Империи для ее подданных олицетворялись в персоне государя. В отсутствии законного правителя, в отсутствии мощной, здоровой национальной элиты, несущей ответственность за судьбы народа, власть стали разбирать настоящие проходимцы.
Наш народ был буквально парализован, и Ленин умело воспользовался ситуацией. Немало этому способствовала и сложившаяся к тому времени духовно-нравственная обстановка в стране. Революционные идеи пропагандировались в России уже давно, а градус духовной жизни, нравственной трезвости россиян заметно падал. К сожалению, люди оказалась не готовы к серьезной оценке убийственных для них и для Отечества идей большевиков.
Беседовала Елена Вербенина
-
-
-
-
-
Панихида о жертвах
-
-
-
-
- Все, что происходит, каждое действие — приносит результаты. Плохие или хорошие, а чаще, сначала непонятные. Ясность, как правило, приносит главный судья всего, что когда-либо происходило — время, оно дарит нам историю.
- В истории нашей страны были периоды, которыми мы по незнанию почти гордились, потом многое вызывало недоумение, а позже пришло то самое время, расставившее многое на свои места. О мрачном периоде революции в нашей стране можно задавать бесконечное количество вопросов, услышать тысячи разных ответов, но ясно одно: людям той эпохи было неимоверно тяжело в первую очередь тем, что им обязательно нужно было куда-то, к кому-то примкнуть: к белым ли, к красным или другим «авторитетным движениям».
- В результате — гибли все. Страна утопала в крови.
- 7 ноября, в дату, обозначенную в старых школьным учебниках как «день Великой Октябрьской социалистической революции», рядом с храмом святого Иоанна Богослова на Новой площади впервые пройдет весьма значительное для нас событие: будет отслужена панихида обо всех жертвах событий октября 1917 года и последующего лихолетья. Заупокойное богослужение возглавит председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
- Мы попросили отца Всеволода прокомментировать предстоящее мероприятие:
- — Панихида пройдет рядом с храмом Иоанна Богослова, это храм, который сейчас занимает Музей Москвы. Мы будем искренне молиться о жертвах 17-го года и последующих трагических событий страны. Место служения было выбрано не случайно. К сожалению, последствия национальной трагедии 17 года до сих пор не изжиты. Об этом говорит, в частности, то, что в самом центре Москвы стоит храм без креста, в котором до сих пор нельзя проводить богослужения. Рядом на Никольской улице находится Греческий монастырь главный корпус которого сейчас РГГУ сдает в аренду для частной клиники и кафе. Нам нужно деятельное покаяние, в том числе выражающееся в восстановлении храмов.
- Правильную оценку событий того времени общество только сейчас начинает обретать. Открываются скрывавшиеся прежде факты. Многие начинают понимать, что в 17-ом году вопреки воле народа власть была захвачена сокрушительной силой. Из-за этого наш народ потерял многие миллионы своих сыновей и дочерей. Страна лишилась многих тех, кто мог дать ей развитие, которых она имела в большом количестве до революции. Все перемены в стране того периода происходили вне согласия народа. Власть страны в тот период осуществлялась узкими группами, не имеющими народной поддержки. На том же Учредительном собрании необходимо было узнать волю народа, но этого не было сделано.
- Мы молились о жертвах 20-го века много раз. Недавно прошла панихида о жертвах революции Гражданской войны. Мы будем молиться и о белых, и о красных. Обо всех, кто погиб в результате того, что безумная идеология большевизма принесла разделение, вражду и кровь русского народа.
- Панихида, возглавляемая отцом Всеволодом пройдет в сослужении настоятеля Иоанно-Богословского храма, ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова игумена Петра Еремеева. Мы задали отцу Петру несколько вопросов о предстоящем событии.
- — Отец Петр, жертвы 17-го года, кто это по Вашему? Нужно молиться действительно за всех жертв, в том числе и за красноармейцев?
— Красноармейцы и гражданские, увлеченные в пучину братоубийства революционерами-агитаторами не меньше других пострадали от событий 17-го года. Я убежден в том, что от бредовых идей горстки большевиков пострадал весь русский народ.
Я сам родом с Кубани. На моей малой родине на противоположных сторонах многих станиц есть захоронения тех скорбных лет: с одной стороны— кладбище «красных казаков», с другой — братская могила расстрелянных «белых казаков». И почти в каждой нашей кубанской семье были убитыми и «белые», и «красные». События 17 -го года пролегли через сердца людей, разделили семьи, поколения, села, города. Поэтому для нас сегодня каждый, кто пострадал физически или духовно — жертва о которой надо молиться. И мы будем молиться 7-го ноября о всех жертвах 17-го года независимо от их политической принадлежности.
— Как вы лично воспринимаете события 17-го года?
— Это одна из самых кровавых страниц из жизни нашего Отечества. К этой трагедии российское общество и государство подходило постепенно и в какой-то момент баланс сил был нарушен. Стало возможно невероятное для ментальности нашего народа массовое безумное братоубийство.
— То есть люди просто запутались? Но в наше время довольно много пожилых людей, ветеранов, считающих революцию — мировым достижением, справедливым восстанием порабощенного народа. Как им донести истину и в чем на самом деле, по Вашему, была истина в то время?
— Сегодня можно оценивать историю революционных событий и последующего десятилетия свободно, без советских идеологических штампов. Раньше ведь рисовали простую до дикости картину: вот класс порабощенных, а вот класс поработителей, значит должен был произойти социальный взрыв, который нейтрализует социальную несправедливость.
Но все было не так просто и гладко. Годы, десятилетия после захвата власти большевики ощущали себя чужими в стране. Отсюда и первые ленинские концентрационные лагеря и умерщвление деревни, и искоренение религиозности. Восстания и акции неповиновения волнами прокатывались по всей стране.
Думаю, что не будь Отечественной войны и Великой победы 45-го года советская эпоха закончилась намного раньше. Эта грандиозная победа нашего народа продлила жизнь антинародному режиму. А черпал силы для этого подвига наш народ не в идеях основоположников коммунизма, а в своей православной общинности, в своей глубокой духовной натуре.
— Не считаете ли Вы, что события 17-го года были довольно предопределенными? Царь отрекся от престола, Дума была откровенно слабой, достаточно было «пары выстрелов», чтобы захватить власть…
— Вся мощь, сила и богатство Российской Империи для ее подданных олицетворялись в персоне государя. В отсутствии законного правителя, в отсутствии мощной, здоровой национальной элиты, несущей ответственность за судьбы народа, власть стали разбирать настоящие проходимцы.
Наш народ был буквально парализован и Ленин умело воспользовался ситуацией. Немало этому способствовала и сложившаяся к тому времени духовно-нравственная обстановка в стране. Революционные идеи пропагандировались в России уже давно, а градус духовной жизни, нравственной трезвости россиян заметно падал. К сожалению, люди оказалась не готовы к серьезной оценке убийственных для них и для Отечества идей большевиков.
- Беседовала Елена Вербенина