В этом году должно начаться строительство русского храма в Панаме. Настоятель первого русского православного прихода в Центральной Америке заканчивает подготовку проекта будущей церкви. Корреспондент портала Noticiero побеседовал со священником Александром Горбуновым. А сам отец Александр специально для Правмира дополнил этот материал своим рассказом.
Панама – небольшая страна в Центральной Америке — исторически тесно связана с США. Долгие годы именно американцы контролировали знаменитый Панамский канал. После долгой политической борьбы панамцы добились передачи канала в государственную собственность и вывода американской военной базы, которая располагалась у этой узкой, но очень важной водной артерии между Тихим и Атлантическим океанами.
Последние десять лет Панама переживает экономический бум. В столице, которую гордо называют Панама-сити, как грибы растут 50-этажные небоскребы, а инвесторы со всего мира переводят деньги в местные оффшоры. Страна с четырехмиллионным населением, кажется, уже освоилась со своей ролью мостика между двумя Америками. Удобное географическое положение и быстрый экономический рост превратили Панама-сити в финансовую столицу региона.
Наверное, сложно было выбрать более удачное место для первого русского православного прихода в Латинской Америке. И хотя русская община в Панаме насчитывает меньше тысячи человек, сюда обращаются люди из соседних стран. Русская церковь в Панама-Сити расположена в бывшей американской зоне, в обычном жилом доме. Одну половину одноэтажного здания занимает церковь, вторую — квартира священника. Уже больше десяти лет в Покровском храме в Панаме служит отец Александр Горбунов. Он же курирует и русские общины в соседних странах.
Еще недавно один православный священник должен был окормлять огромный регион от Венесуэлы и Эквадора до Сальвадора и Кубы. Но постепенно Русская Православная Церковь расширяет присутствие в Латинской Америке: на Кубе и в Эквадоре появились русские приходы, построены храмы.
Однако работы у отца Александра по-прежнему много. Он ездит в командировки от Никарагуа до Перу, где, кстати, недавно смог договориться об открытии первого православного прихода. Но его главная цель — построить новое здание храма в уже почти родном Панама-сити. Земля для строительства давно куплена, а вот денег на воплощение мечты пока нет. На средства жертвователей священнику удалось закончить проект храма, он уже прошел согласование панамских чиновников. Теперь остается самое главное.
И, несмотря на сложности, отец Александр верит: мир не без добрых людей, его усилия поддержат члены русской общины и православные со всех уголков мира.
Священник Александр Горбунов о Панаме, о вере панамцев и о том, как зарождался в этой латиноамериканской стране православный приход
Кафолики и католики
Панамцы к нам относятся с интересом, как к определенной экзотике, с удивлением узнают, что мы, как и многие из них, не только «православные», но и христиане, и почитаем Христа, Божию Матерь, святых, имеем таинства, да и вообще принадлежим к Кафолической Церкви, это, кстати, самое понятное и быстрое объяснение кто мы и что мы, на игре определений Кафолическая Православная Церковь и Католическая Римская…, а далее уже, что и как, какие основные различия.
Очень удивляются обычно, что у нас есть женатые священники, я как представитель именно этой категории духовенства, сразу объясняю данную разницу, чтобы избежать ненужных мыслей по поводу бегающих в нашем церковном доме маленьких детей.
Счастливые цифры, кресты и жертвоприношения
Есть в панамском мировоззрении, особенно среди простых людей, определенная смесь народного язычества и христианского мировоззрения. Во-первых, это связано со стремлением простого народа к удаче, многие, например, постоянно играют в лотерею, это целый мир со счастливыми цифрами, за которыми гоняются, своими продавцами билетов, амулетами. Многие носят вместе с крестиком иудейскую шестиконечную звезду, приносящую по местному убеждению богатство (еврейская община Панамы очень влиятельна).
Во-вторых, конечно, личное счастье и спасение от всяческих бед.
Есть, например, такой крест, в окружении ангелов, похожий немного на наши древние кресты, называется Круз де Каравака, история его восходит ко временам крестовых походов, вот именно такой крест особенно почитаем среди моряков, рыбаков и почему-то врачей как крест, приносящий удачу. На пассажирских автобусах, получивших жутковатое название Диаблос Рохос, ставших символом Панамы, часто можно увидеть красочные огромные изображения Спасителя, Божией Матери, святых, цитаты из Священного Писания.
Но самый интересный пример смешения языческих верований и христианства мне приходилось видеть в индейских провинциях Гватемалы и Эквадора, когда после мессы на ступенях храма индейцы совершают жертвоприношения, сжигая растения, специальные благовония и проч.
«Бог и Родина»
Любовь к религиозным символам очень развита в Латинской Америке, везде можно увидеть иконки, крестики, четки — в машинах, офисах, магазинах, на рынке — везде. И, что поражает, очень многие люди читают Священное Писание — таксисты, сторожа, банковские служащие, уборщицы, полицейские, учителя, продавцы — свободное время, сидит человек и читает Библию.
В Латинской Америке огромное распространение получили различные пятидесятнические движения и Свидетели Иеговы, кое-где Мормоны, это все конечно вносит определенную сумятицу в умы людей, и часто приходится слышать, что «я хожу в католическую церковь, потому что она мне больше нравится, красивей, рядом с домом и проч.», но не потому, что вижу в ней Истину.
Базовые религиозные знания, хоть и не самые глубокие, присущи абсолютному большинству панамцев, т.к. религиозные предметы, как правило, в католическом освещении преподаются практически во всех без исключения школах. В католических школах занятия начинаются с молитвы, дети постоянно участвуют в мессах.
Чувство патриотизма в Панаме очень высоко, и связано оно в значительной мере также с религиозным чувством: «Бог и Родина» – один из основных девизов Панамы, каждый понедельник все занятия в учебных учреждениях, и работа у государственных служащих начинается с исполнения гимна страны и поднятия флага. Интересно, что если в Европе наши приходы часто пользуются пустующими католическими храмами, которые передаются нам в долгосрочную аренду, то здесь такой вопрос даже не поднимается – брошенных храмов нет.
Первое семечко
Истории из жизни людей… Пожалуй, самая интересная связана с историей основания прихода в Панаме.
Здесь жил эмигрант первой волны Павел Владимирович Ульянцев. История этого человека достойна отдельного рассказа. Его мать, урожденная Кольчицкая, в семейном роду которой был святитель Иннокентий Иркутский, познакомилась с будущим отцом Павла Владимировича, участником добровольческой армии, на пароходе, отплывавшем навсегда из Новороссийска. Сама она была сестрой милосердия.
Молодая семья поселилась в Сербии, Владимир Ульянцев принял священный сан и стал служить духовником кадетского корпуса, где воспитывался его сын Павел. В конце войны Павел, был призван в молодежное подразделение немецкой армии, а по окончании войны попал к союзникам, и закончил военную службу уже как солдат армии США. Родителей, спасавшихся от советских войск, П.В. Ульянцев, пользуясь своим военным союзническим статусом вывез во Францию, и оттуда семья переехала в Латинскую Америку и позднее в США. Отец Владимир стал служить священником Зарубежной Церкви в Калифорнии. Павел Владимирович оказался в Панаме.
Однажды уже престарелый отец Владимир приехал к своему сыну в Панаму, где захворал и умер. Сын похоронил отца на своей земле в горах, построил над его могилой часовню и обратился к Святейшему Патриарху Алексию с просьбой ее освятить.
В Панаму в 1991 году приехала делегация во главе с протопресвитером Матфеем, настоятелем Богоявленского кафедрального собора Москвы. Это было первое семечко Русского Православия, брошенное в землю Панамы. Помню, как будучи семинаристом-первоклассником, я сидел на первой парте, слушал рассказ игумена Никифора, регента хора МДА, о поездке в Панаму… Слушал и думал, где эта страна..? А теперь живу здесь уже без малого 11 лет…
Интервью корреспонденту портала Новости Латинской Америки Noticiero
Долгий путь к храму
— Отец Александр, расскажите историю появления первого русского православного прихода в Панаме. Как идет Ваша работа по согласованию строительства нового здания храма?
— История этого храма насчитывает более десяти лет. Все началось с визита тогда еще митрополита, а сейчас Святейшего Патриарха Кирилла, который приехал сюда в 1998 году по приглашению правительства и президента. Так совпало, что в этот же момент здесь возникла русская община верующих, которая хотела создать первый в Центральной Америке православный приход. Образовалась юридическая структура, был принят устав, и эта группа людей обратилась к церкви с просьбой об открытии здесь прихода.
Святейший приехал в эту страну, она ему очень понравилась, он увидел ее перспективы, потому что как раз это было время, когда панамский канал передавался Панаме и перед страной открывались новые горизонты. Инициативной группой было достигнуто соглашение с панамским правительством о выделении нам земельного участка, на котором мы сейчас находимся. Правда, вначале его собирались подарить нам, но никто в итоге так и не подарил. Мы какое-то время арендовали этот участок у государства, а затем нам помогли благотворители. Один известный человек, который много помогает Церкви, выделил нам средства через Москву, на них и был куплен дом и этот соседний участок, на котором мы планируем построить церковь.
После этого стало легче жить в каком-то смысле, ведь уже можно было создавать проект, не надо платить арендную плату. Мы начали работать над проектом храма. Было несколько вариантов, но, в конце концов, мы познакомились с одной питерской строительной компанией, которая здесь собирается строить свои здания, они купили несколько участков в центре панамской столицы. Мы с этими людьми познакомились и подружились – они прислали архитектора из России, который здесь у нас жил недели две. Этот архитектор сделал эскизный проект храма, который был одобрен патриархом.
Сейчас мы находимся на завершающем этапе получения проектной документации. Это оказался длинный путь. Нам обещали закончить оформление за полгода, но вот уже полтора года возимся, и еще не завершены все согласования. Но все основные документы уже одобрены, осталось лишь пройти несколько формальных процедур.
Даже создание этого проекта храма, как ни странно, оказалось дорогим предприятием. Нам помог один русский банк, который здесь работает, и его владелец, спасибо ему большое. Банк выделил деньги, чтоб мы смогли заплатить за работу местных архитекторов. Тот же самый банк обещает помогать и в строительстве храма.
В следующем году, надеюсь, мы начнем строительство. Наша идея состоит в том, чтобы построить не только храм, но и церковно-приходской центр рядом с храмом, где был бы зал для встреч с верующими и квартира священника.
Русские панамцы и панамские православные
— По нашим сведениям, в Панаме не очень большая русская община. Сколько людей приходит на Ваши службы в действующий сейчас храм?
— Сегодня на службе было, наверное, человек 15. Вообще в Панаме живет максимум человек 600-700 русскоязычных. Ну, конечно, приезжает много людей, они приобретают недвижимость, открывают компании, получают вид на жительство и потом куда-то уезжают.
Здесь есть несколько волн нашей эмиграции: первая волна связана со студенческими поездками панамцев на учебу в советские вузы, когда вместе с ними в Панаму вернулось много россиянок – это так называемые «русские жены». В основном эти женщины уже в Панаме прижились, у некоторых дети даже не говорят по-русски. Экономическая ситуация у многих из них сложная, кто-то в разводе, кто-то не смог найти хорошо оплачиваемую работу.
Вторая волна эмиграции — это люди, которые приезжали 5-6 лет назад. Когда в Панаме начались заметные положительные экономические изменения, россияне поехали сюда, чтобы использовать эти новые экономические возможности.
Среди этой новой волны тоже есть прихожане, многие из этих людей стали нашими друзьями. Но в целом, в Панаме маленькая русская община. Связано это и с ее отдаленностью и с тем, что страна маленькая, а так как страна маленькая, то и возможности ограничены.
Так что тот, кто сюда приезжает, должен рассчитывать на те сбережения и на тот тыл, который он смог себе организовать. Открыть здесь свое дело — процедура достаточно сложная, здесь надо сначала прожить какое-то время, понять, что здесь нужно, что не нужно. А для того чтобы прожить, все равно надо иметь сбережения. Все это достаточно сильно сдерживает приезд наших соотечественников.
Конечно, есть прихожане в нашей церкви и среди коренных панамцев. У нас два основных помощника среди местных: это Мантуфр, он — панамец, и Андреас — кубинец, он по-русски говорит очень хорошо. Мантуфр когда-то учился в СССР, Андреас тоже учился в СССР в Академии авиации, он у нас даже клирик, а не просто прихожанин. Святейший Патриарх, когда освящал храм на Кубе, поставил его в чтецы — это такая первая степень служения Церкви.
Есть еще несколько панамцев, которые проявляют интерес к православной Церкви, их просто сегодня не было. Проблема здесь в том, что большинство наших приходов за рубежом — это приходы, которые ориентированы на русских. И люди, приходя из испанской среды, хотят здесь слышать русский язык и общаться по-русски. Соответственно панамцы, которые приходят, часто по-русски не говорят.
Возникает практическая сложность: мы всегда в службе используем какие-то испанские элементы, например, священные писания на испанском языке читаем. Но, чтобы человек остался в церкви, очень важен элемент общения и здесь это, конечно, буксует, потому что наши люди, естественно, хоть и говорят по-испански, но хотят в церкви общаться по-русски. А человек с другим языком чувствует себя немного чужим. Но те, кто хочет, остаются, и мы стараемся найти к ним подход.
Результаты и планы
— Мы знаем, что кроме работы в Панаме, Вы много ездите по другим странам региона. Происходит ли укрепление позиций русской православной Церкви в Латинской Америке? И какую роль сыграл в этом визит Патриарха?
— Я имел счастливую возможность поучаствовать в визите Святейшего в Латинскую Америку, я ездил с ним в Коста-Рику и потом в Колумбию. Это, конечно, такой совершенно особый эпизод моей жизни, так как общение со Святейшим дает совершенно уникальный заряд энергии на много времени, это встреча запомнилась мне на всю жизнь.
Мы, конечно, уделяем внимание развитию нашей деятельности в этом регионе. Сюда совершенно разные люди приезжают. Есть эмигранты, которые уезжают от каких-то проблем, а часто и псевдопроблем. Ведь, как мне видится, а я довольно давно работаю с эмиграцией, очень много людей убегают от себя, а не от каких-то действительных настоящих проблем. Убежав, они не находят решения этих проблем, а находят новые сложности, о которых они даже и не подозревали.
Там, где много эмигрантов и много наших специалистов, работающих по контракту, там, где возникают очаги русских общин, часто зарождается идея об образовании прихода.
Я только что вернулся из Перу, там инициативная группа прихожан возникла всего полтора года назад, и мы за это время провели уже 6 или 7 богослужений. С учетом цен на билеты и расстояния, это не так плохо. Этот приход уже принят в состав русской православной церкви, и он уже является официальным приходом.
Последняя моя поездка была довольно успешна с деловой точки зрения: кроме проведения богослужений, мы сумели договориться о выделении нам помещения католического храма для постоянного использования. В Европе таких примеров очень много, а здесь это первый пример за мою деятельность, хотя я живу в Латинской Америке более 10 лет. Это обусловлено не тем, что Католическая Церковь по-другому смотрит на Православную Церковь, чем в Европе, а тем, что местное население очень активно в религиозном плане, и у католиков просто нет свободных храмов.
В Перу мы сумели договориться, и в самое ближайшее время нам предложат храм для того, чтобы мы могли совершать богослужения. В перспективе будет рассмотрен вопрос о направлении в Перу постоянного священника и, соответственно, создании постоянного прихода.
Это как образец того, что постоянно что-то происходит в этом регионе. Мы сейчас довольно плотно работаем с Венесуэлой, там тоже много наших соотечественников. С Доминиканской республикой постоянно держим контакт, в ближайшее время я должен туда поехать. Будет рассматривать возможность создания и там постоянного прихода. В Коста-Рике люди сами построили храм, довольно простой, но, тем не менее, верующие сами создали храм и туда должен быть направлен постоянный священник
— В чем Вы видите главную миссию Вашего служения в Латинской Америке?
— Конечно, основная цель — это строительство храма. Ее мы пока не выполнили, но мы к ней вплотную подошли: мы приобрели эту недвижимость церковную, а постоянное место для прихода — это очень важно. Если такого места нет, то все гораздо сложнее выстраивать.
Мы подготовили проект строительства храма – к тому же за это время люди просто привыкли, что здесь есть православный приход. Не только из Панамы к нам обращаются с вопросами и просьбами, но и из соседних стран, где пока еще нет постоянных приходов. В сознании нашего верующего народа Панама уже ассоциируется с местом, где есть наша церковь, и я считаю, что это уже немаловажно.
Конечно, одно из основных предназначений панамского прихода состоит в том, чтобы отсюда осуществлять нашу миссионерскую и представительскую деятельность, деятельность по распространению нашего пастырского окормления, а без такой базы это было бы сложно делать.
Жизнь панамского прихода в фотографиях
Часовня в горах над могилой отца Владимира Ульянцева
«Основные прихожане». Фото сделано на заднем дворе домового храма.
Животные называются «гато соло», что значит «одинокие коты». Хотя приходят они всегда большими стаями.
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» Панамский Иордан.
Богослужение и детский праздник.
Пасха
Колокольня
Читайте также:
Латиноамериканское паломничество: Что дипломаты из Южной Америки никак не ожидали видеть в России
Не мечом, но любовью. Православие в Колумбии