21 февраля на солею храма Христа Спасителя выскочили четыре молодые женщины в цветных чулках на головах и попытались спеть песню политического и антиклерикального содержания. Ранее группа уже выступала с оппозиционными номерами, а за попытку выступления на Лобном месте на Красной площади в Москве участницы были оштрафованы на 500 рублей.
В своем блоге девушки назвали действие в храме «панк-молебном».
Многие верующие расценили выходку как кощунство. В Генпрокуратуру поступило обращение с просьбой провести прокурорскую проверку по факту события. Между православными верующими, как мирянами, так и представителями духовенства, возникла полемика относительно адекватного наказания кощунницам и должной реакции на их поведение.
3 марта участницы группы были задержаны полицией. Девушки могут получить тюремные сроки за хулиганство и разжигание межрелигиозной розни.
Как следует наказать девушек за выходку в храме Христа Спасителя?
Протоиерей Всеволод Чаплин: На первый раз можно проявить милосердие
Само их задержание поможет истребить иллюзию безнаказанности. И теперь совершенное преступление (а я уверен, что это именно преступление) должно быть изобличено и осуждено на уровне решения судебной власти. Надеюсь, что правоохранители и общество осознают огромную опасность этого преступления, разделяющего людей и провоцирующего их на жесткие ответные действия, способное разрушить гражданский мир, столкнуть друг с другом огромное количество людей. Именно этим такого рода преступления опасны.
Само же наказание может быть достаточно мягким. Можно на первый раз проявить милосердие. Не думаю, что достигнет воспитательной цели тюремное заключение, а вот общественно-полезные работы — вполне, да и условное наказание и серьезный штраф тоже.
Думаю, что участницам группы было бы неплохо совершить какие-то добрые дела для храмов, для ближних, для общества в целом, причем хорошо бы, если бы они это сделали не по принуждению, а сами. Самое главное: общество должно помочь им измениться. А измениться они должны, и покаяние должно быть деятельным — без этого для них закрыты двери и вечной жизни, и счастливой жизни здесь, на земле.
Священник Игорь Гагарин: Если на зло ответить злом, кто окажется победителем?
Так много сейчас говорят и пишут о нескольких девчонках, совершивших в Храме Христа Спасителя кощунственную выходку! Все, что я об этом слышал и читал — не может не возмутить. Сказать, однако, хочу не об этом. С нравственной оценкой их поступка все настолько ясно, что не стоит ломиться в открытую дверь. Прозвучало, однако, мнение, что необходимо дать уже не нравственную оценку, а привлечь этих девушек к уголовной ответственности. И прозвучало это из уст людей церковных, прозвучало настолько громко, что было услышано очень многими и воспринято как голос Церкви. Так и пишут: «РПЦ требует привлечь девушек к уголовной ответственности.» Но неправильно отождествлять мнение того или иного представителя РПЦ, пусть даже очень уважаемого и авторитетного, с мнением всей Церкви. Сегодня, в день Торжества Православия, я говорил об этом событии со многими прихожанами храма, в котором служу. Задавал вопрос всегда раньше, чем высказывал свое мнение, дабы никого не давить своим авторитетом. Встретил, слава Богу, удивительное единодушие. Мысль о возможности уголовного наказания представляется всем нашим прихожанам совершенно несовместимой с самой сутью христианства.
В чем вообще отличие христианской этики от любой другой? Ведь и иудеи, и мусульмане, и буддисты, и многие другие ценят в человеке то же, что и мы. Доброта, справедливость, честность, милосердие, мужество… и т.д. Разве только христиане дорожат всем этим? Нет, конечно. Потому и называются эти качества «общечеловеческими ценностями», что объединяют людей «доброй воли» независимо от их религиозной принадлежности. Именно поэтому можем мы общаться и даже дружить с теми, кто верит не так, как мы. Но есть у христиан то, чего нет больше ни у кого на свете. Есть слова, многим непонятные, а нам не просто понятные, но, мне кажется, необыкновенно дорогие. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас….» (Мтф. 5:40) Мне кажется, что в этих словах — самая суть отличия нас, христиан, от всех других людей. О том, что не надо мстить, говорили многие. Даже, насколько я знаю, ислам говорит, что отомстить хорошо, но простить — лучше. Простить — да! Не мстить — да. Но ЛЮБИТЬ! Этого никогда ни от кого не слышало человечество, кроме как от Иисуса Христа. И как не по-христиански тогда звучит предложение наказать этих заблудших.
Читал во многих блогах такое: «А что бы сделали с этими хулиганками, приди они в мечеть!» Так ведь и не надо, чтобы у нас было, как в мечети! Пусть мусульмане разбираются с осквернителями своих мечетей по-мусульмански, мы же будем по-христиански. Как по-христиански? А вот так: «…. если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его» (Рим. 12.20). И тут же рядом читаем другое: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим12:20). Что может быть прекраснее и возвышеннее! И как будет горько, если мы на деле откажемся от этого. Отвечая на зло добром, мы не сдаемся злу, но побеждаем его единственной подлинной победой. Если же на зло ответим злом, кто окажется победителем? Тот самый, кто и подтолкнул этих неразумных. Неужели пойдем у него на поводу!
Человеческая справедливость требует, чтобы злой был наказан. Мы же хотим другого, большего. Мы хотим, чтобы злой стал добрым. Насколько второе выше первого! Оно, возможно, представляется утопичным, совершенно невозможным. Но, слава Богу, такое время от времени случается. И не так уж редко. Разве мало примеров!
Ну осудим мы эти девочек! Ну сядут они! Или штраф какой-то большой заплатят… Дальше что? Если мы ответим на их выходку любовью, может быть когда-нибудь покаются. Не факт, что это произойдет, но шанс есть. И, признаюсь, лично я уверен, что рано или поздно они поймут все правильно и станут нашими сестрами. Если же осудим их — точно уже не будет в их сердце никакого покаяния. Только злоба. До конца жизни. Этого ли мы хотим? Этого ли хочет Христос? Он ведь пришел не судить, а спасать.
Я не знаю Об этих девочках ничего. Кто они? Чем живут, во что верят, к чему стремятся… Но одно о них я знаю совершенно точно: Иисус Христос любит их и умер за них. И Его крестная молитва: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят» — молитва и о них тоже.
Протодиакон храма Христа Спасителя Александр Агейкин: Наказание стимулирует мозговую деятельность
Нужно показать, что религиозные чувства людей защищены и их оскорбление чревато довольно тяжелыми последствиями. Для не привыкшего думать человека это тоже полезно. Наказание стимулирует мозговую деятельность. Поэтому наказание в принципе должно быть, но, конечно, не жестоким — оно не должно переступать какие-то рамки. Но вовсе без наказания человек не осмыслит тяжести своего проступка.
Я вообще сторонник того, чтобы возродить общественно-полезные работы. Чтобы у нас не гастарбайтеры работали, убирали наши улицы и нечистоты городские, а чтобы работали те, кто себе может позволить оскорбить своего ближнего, оскорбить его религиозные чувства. Это условное наказание, но действенное, с воспитательным эффектом.
Руководитель пресс-службы Московской Патриархии протоиерей Владимир Вигилянский: Наказать экономически
Я много давал комментариев по этому поводу и говорил одно и то же. Сейчас повторюсь: для меня подобного рода люди уже получили наказание, потому что они проявили свою крайнюю степень невежества и хамства в такой неприемлемой форме, что образовался даже консенсус их осуждения. В романе Достоевского «Бесы» есть два эпизода, предсказывающие поведение феминисток в храме: первый, с разночинцем Лямшиным и Федькой-каторжником, подкинувшим за разбитое стекло иконы Божией Матери живую мышь, и второй эпизод с подсунутыми порнографическими карточками, которые выпали, когда раздавали Библию. Так что имя им – легион.
С другой стороны, то наказание, которое панк-группа до этого получала, — 500 рублей штрафа – я считаю для общества просто неприемлемым. Если каким-то правовым образом возможно наказание подобного рода хулиганства, нарушения общественного порядка и правил приличия, то его виновники должны быть наказаны рублем, причем очень существенно, с тем, чтобы они понимали в следующий раз, что если вести себя так, оскорбляя какие-либо чувства людей – национальные, религиозные, правила общественного поведения, то это будет очень сильно бить их экономически. Вот это, я думаю было бы вполне адекватной формой защиты общества от хулиганства.
Вопрос непосредственно о Церкви здесь не имеет особого значения. Церковь не представляет собой какую-то уникальную среду: у нас за неприличное поведение люди должны быть наказаны и в метро, и на площадях, и в радио или в телевизионном эфире.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Интересно понять, кто стоит за этой акцией
Мне кажется, если дело будет доведено до конца, то это станет едва ли не первым случаем, когда за глумление над верующими преступники понесут наказание. На мой взгляд, очень важно, чтобы правонарушители это наказание понесли по закону, а по всей строгости закона, или нет, решать суду. Дело не в том, чтобы они отсидели 7 лет, а в том, чтобы им и другим неповадно было. Чтобы всем было ясно, что такие акции будут расцениваться, как преступления, и не должны, и не будут оставаться безнаказанными.
Такие поступки не есть простое хулиганство, за этим стоит что-то гораздо более глубокое: глумление над верой, над религиозными чувствами людей, над храмом, над святынями – это очень серьезное преступление.
Было бы еще очень интересно понять, кто стоит за этой акцией. Ясное дело, что ничего так просто не бывает. Наверное, исполнительницам этой мерзкой акции кто-то что-то заманчивое предложил. Кто-то за это им хорошо заплатил, и уверил их, что обеспечит надежное прикрытие в случае осложнений.
Вот те, кто за этим стоит, должны получить по всей самой строгости закона, потому что это уже организация преступления, заключающегося в глумлении, и надругательстве над верой народа и самим народом, над памятью тех, в честь кого храм воздвигнут. В этом году будет отмечаться 200-летие победы над Наполеоном, и храм Христа Спасителя был воздвигнут в честь победы над поработителями страны, над безбожием, которое захватчики несли. Может быть, не все знают, но когда войска объединенной Наполеоном Европы стояли в Москве, в столице был запрещен колокольный звон так же, как и при большевиках. То есть эта выходка — это глумление над верой народа, над народной памятью, над народной историей, над народной доблестью.
Конечно, это хорошо рассчитанный удар, значение которого сами исполнительницы в полной мере могли и не понимать. А вот тот, кто стоит за их спиной, кто их толкал на это преступление, я думаю, прекрасно понимает, что и зачем делает.
Необходимо, чтобы это дело было доведено до конца, и еще важнее, чтобы были раскрыты имена инициаторов, которые инспирировали это глумливое, безбожное преступление, чтобы и они не остались безнаказанными.
Игумен Спиридон (Баландин), клирик Саранской и Мордовской епархии: Разобраться следует с охраной храма
Мне жаль этих неистовых менад — они стали пушечным мясом в чьей-то грязной политической игре. Конечно, можно требовать от них разума и соответственного наказания в качестве предупреждения для возможных последователей. Но, как мне кажется, с точки зрения христианской педагогики более правильной выглядит позиция о. Андрея Кураева — накормить блинами потерявшее горизонт женское начало и простить. В качестве предупреждения достаточно будет административной ответственности. А вот с охраной храма Христа Спасителя следует разобраться уже не по-детски.
Александр Щипков, главный редактор портала RELIGARE: Разница между религиозным и правовым подходом
Я не могу говорить о наказании этим девушкам — его должен определить суд. Для начала само преступление должно быть квалифицировано с юридической точки зрения. Какого рода это нарушение? А дальше в зависимости от квалификации суд должен принимать решение о степени виновности и степени наказания. Я, конечно, никак не могу сказать, будет ли это штраф или условное/не условное наказание.
Поступок этих девушек вызвал негодование не только в православной среде. Возмущение высказывали представители других религий и даже неверующие люди.
Обсуждая поступок группы Pussy Riot, необходимо различать два разных подхода.
Первый подход в оценке этой ситуации – это подход церковный. Их нужно пожалеть, простить и молиться об их взрослении духовном и интеллектуальном. С христианской точки зрения данные девушки глубоко религиозно невежественны. По тому, что и как они делали, они выглядели глупо и нелепо. Возможно, у них есть какие-то серьезные психологические проблемы, комплексы. И, конечно, то, что они делали, — это кощунство. Панк-молебен – это пародия на молебен, в которой все действия вывернуты наизнанку. Участницы кривлялись, забрались на солею, крестились и кланялись, повернувшись задами к алтарю. Они глумились, издевались, создавали карикатуру на богослужение. Пародия – орудие дьявола, хуление имени Божьего и Божьей Матери, заранее спланированная кощунственная акция, а вовсе не некая масленичная форма, пусть суррогатного, но религиозного действия.
Религиозный взгляд на произошедшее следует развести с правовым подходом. В интернете и в печати происходит смешение этих двух, религиозного и правового, подходов, совершенно разных по своей сути.
С правовой точки зрения произошло две вещи: хулиганство и, на мой взгляд, разжигание религиозной розни. Если бы эта группа выскочила на сцену во время оперы «Евгений Онегин» в Большом театре или ворвалась в университетскую аудиторию во время лекции, то это было бы расценено как хулиганство.
Мы привыкли к тому, что разжигание межрелигиозной розни бывает только между носителями разных религий. Но фактически оно может возникать и между атеистами и верующими людьми, как, например, в этом случае. Потому что в храме Христа Спасителя этими девушками была совершена очевидная провокация в прямом смысле этого слова. Своим поступком девушки пытались спровоцировать реакцию.
Они исходили, возможно, исключительно из соображений пиара, стремясь рекламировать свое, как они считают, искусство. Им или, например, Марату Гельману, не запрещается считать это искусством — это их личные вкусы. Но они прекрасно понимали, что пришли в сакральное место именно с провокативной целью – привлечь внимание.
Да, они добились желаемого. Они привлекли к себе внимание. Они стали известны, популярны, знамениты. Но параллельно они спровоцировали агрессию, разжигание межрелигиозной розни.
Начнем с того, что над православными стали смеяться в СМИ, потому что эта ситуация анекдотичная, парадоксальная: на солее пляшут какие-то существа, одетые в маски, звучит музыка, которая не корреспондирует с иконами и мощами. Источник смеха — парадоксальные, несовместимые друг с другом явления или поступки. На этом строится работа юмористов. Замечу попутно, что Кураев уже 20 лет использует именно этот приём «парадокса» в своей миссионерской деятельности и выходка Pussy Riot ему внутренне близка.
Девушки совершенно очевидно на это рассчитывали, когда выставляли Церковь, верующих, Христа, Божью Матерь в смешном виде. Естественно, это вызывает ответную реакцию людей, часто не отрефлексированную, вплоть до агрессии. А агрессия может, в свою очередь, вызвать какие-то поступки с очень серьезными последствиями. Поэтому данная провокация очень серьезна и совсем не смешна.
Я бы сказал, что это ничем не отличается от ситуации, когда американские солдаты-протестанты сжигают Коран. А потом, когда талибы начинают стрелять, эту стрельбу объясняют не своим мерзким поступком, разжегшим эту религиозную рознь, а тем, что талибы не толерантны. Точно так же некоторые достаточно эмоциональные высказывания оскорблённых верующих либеральные СМИ объяснят «дикостью» православных верующих. С больной головы на здоровую.
Альберт Солтанов, художник: В Сибирь и кандалы?
Уголовное наказание – правильная мера. В демократических европейских странах было бы именно так. Тут даже речь не о том, что оскорбили святыню, не о том, насколько больно было видеть, что и как пелось на солее. Говорю даже не как верующий, а просто как гражданин.
Оскорблять нельзя никого. Нельзя с точки зрения человеческой и юридической, кстати. Вот если бы барышни спели – в мэрии, на участке в милиции, в Думе – вставал бы вопрос о мерах наказаниях?
Но уголовное наказание может быть разным. Речь не о том, чтобы девушек – в кандалы и в Сибирь. Необходима адекватная законная реакция, степень наказания. Степень эту должен определить суд.
Если не реагировать – ситуация будет повторяться вновь и вновь.