Заранее прошу прощения у всех, кто высказывался по факту «панк-молебна», если в чем повторю их слова или, наоборот, выражу полное непонимание, казалось бы, элементарных вещей. Символично, что случилось это в Масленицу, с ее «разгуляем», симптоматичны как реакция охраны на произошедшее, так и реакция значительной части «православной общественности».
Слегка обдумав само событие (а это событие в церковной жизни, и событие знаковое) и реакцию на него, ощутил аз, грешный, неодолимое желание вставить свои «пять копеек» в мошну, разбухшую от мнений по этой теме.
Девчонки «отожгли». Сделали они это глупо и бездарно. Однако насколько бездарно было их выступление, настолько же мощно оно было стихийно «пропиарено» в православной блогосфере. Причем мощь пиара состоит не столько в обширности обсуждения (ну кто, в самом деле, до этого знал этих «муси-пусей»?), сколько в заряде ненависти, сочащейся и брызжущей в словах, биющих себя пяткой в грудь, «ревнителей», ибо в этом очевидном несоответствии Евангелию проявляется их лицемерие, приветствующее Христа, рассыпающееся Ему в комплиментах… но не ближе порога своей души, в которой дается место всему, чем Он гнушается, но не Ему Самому: не Его простоте, любви, всепрощению, и не Его, наконец… гневу, «скорбящему об ожесточении сердец». Короче, девчонки, объявляйте благодарность «православной общественности», а то как-то неинтеллигентно получается: вас прославили, а вы даже спасибо не сказали…
Как, человек не понаслышке знакомый с обязанностями охранника в храме (именно с послушания «дежурного» я начинал свою «церковную карьеру»), скажу: стыд и позор всем, кто отвечает за безопасность в Храме Христа Спасителя! Я не очень в курсе, на каких условиях «кустодия» нанимается и функционирует, поэтому не берусь анализировать детали, но это и неважно: неспособность адекватно реагировать проявили не столько сами охранники, сколько те, кто их должен отбирать, инструктировать и тренировать. Растерянность охранников я даже могу понять: в любом другом месте, они знали бы, что и как делать, но в храме… Как в кабаке нельзя, а как надо?.. Терзают меня смутные сомнения, что не только учений по ликвидации кощунственных акций у них не было, но даже и беседы не проводились о специфике реагирования на всевозможные «хепенинги» в храме. Так что парни не так уж и виноваты. Думаю, что кто-то с церковной стороны должен был позаботиться о способности охраны мгновенно гасить подобные вспышки, не опускаясь при этом до чего-либо, в самом деле, неуместного в храме. Не пора ли подумать о курсах церковных вышиб… простите, блюстителей порядка? Конфликтология церковная весьма специфична. Тут не помешала бы грамотная типологизация критических ситуаций в храмовом пространстве с отработкой методики их преодоления.
О том, как надо было решать эту ситуацию, сказано уже много, но, все же, добавлю и от себя. Я во многом согласен с о. Андреем Кураевым, и считаю, что эта мерзопакостная ситуация давала нам прекрасный шанс, если не повернуть вспять процесс нарастающего в обществе раздражения против Церкви, то, по меньшей мере, сильно его ослабить.
Во-первых, охранники в течение пяти секунд должны были спустить девушек с солеи, затем, нежно поддерживая, летящей походкой повести их к выходу (если бы стали сопротивляться – в охапку и вперед). Этого было бы вполне достаточно, чтобы продемонстрировать всем, кто пожелает вдохновиться их примером, что ничего интересного в этом нет. Сила не в грубости, а в мгновенной адекватной реакции.
Во-вторых, совсем выводить их из храма, на мой взгляд, сразу не надо было бы, а запереть (без мобильников) минимум на полчасика в каком-нибудь подсобном помещении (где не перед кем было бы истерить), пока не подойдет кто-то потолковей из дежурного духовенства, или даже специально пригласить хоть того же о. Андрея Кураева (а девчоночки пусть бы посидели взаперти, подумали бы да попредставляли себе ужасы инквизиции, попримеряли в своем воображении какие-нибудь «испанские сапожки»… и не надо мне про законодательство и права человека!). Одним словом, кто бы ни пришел из духовенства, девчонок следовало бы вывести из подсобки, дать возможность помыть руки и отвести в небольшое уютное помещение, где, как советовал о.Андрей, усадить за стол (причем, думаю, вместе с теми же охранниками) и аккуратно направить разговор в русло критического реализма: пусть жуют блины и объясняют, как они дошли до жизни такой. Уверен, что обошлось бы без хамства с их стороны.
Если бы они, будучи приглашены за стол, стали бы дебоширить, конечно, пришлось бы передать их в заботливые руки правоохранительных органов, но, повторяю, вряд ли они бы так себя повели. Скорее всего, наговорили бы они массу глупостей, вывалили бы кучу тупейших штампов, только, простите, это были бы наши родные штампы… те штампы, которыми мыслит огромная масса наших крещеных соотечественников. Зато у девушек впервые в жизни появился бы случай выслушать дотоле незнакомую им точку зрения (при условии, конечно, что собеседник их был бы серьезен без занудства, умен без снобизма и искренен без панибратства). Ведь в своей тупой пародии на молебен девчонки всего лишь скоморошески интерпретировали расхожие стереотипы, которые, к сожалению, далеко не всегда беспочвенны.
И вновь соглашусь я с о. Андреем, что еще неизвестно, какая пародия на благочестие кощунственней: их, во многом связанная с дуростью, невежеством, бескультурьем, или пародия тех, кто под видом православной религиозности насаждает язычество, тех, кто, эксплуатируя религиозные чувства, превращает храм в доходное место, кто, прикрываясь именем Христовым, вскармливает в себе и в церковной среде все те пороки, которые Он предельно ясно клеймит: «Горе вам…».
Не знаю, поняли бы, в итоге беседы, те девушки хоть что-то, покаялись бы, посыпали бы себе макушки пеплом кадильным или же просто ушли с миром по домам, но уверен, что в какой-то степени их отношение к Церкви изменилось бы. Ведь, если бы охрана выволокла их за волосы, они бы не удивились. Скорее всего, именно к такому ходу событий они были готовы. А вот попытка поговорить, готовность (искренняя!) выслушать их, отвечая без малейшей фальши – это бы их точно потрясло: подумать только, православные – и по-христиански себя повели!.. Но у истории, как говорится, нет сослагательного наклонения.
В любом случае, это – не последний шанс. Хотим не упустить его в будущем? Значит, надо анализировать произошедшее в Евангельском свете и, с учетом допущенных ошибок, принимать меры к исправлению себя, любимых, и тех реалий в церковной среде, ради которых «имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2; 24).
А начать хорошо бы с вмешательства в ситуацию, сложившуюся, к стыду нашему, с подачи некоторых лиц, позиционирующих себя как рупор Православия, и не допустить, чтобы участницы кощунственной акции получили реальные сроки заключения.