«Меня испугал сосед, и я начал заикаться»
Игорь Л., Томск:
«Я вырос в деревне. Как-то на темной улице меня напугал пьяный сосед, я начал заикаться. Рос без отца, мать одна нас троих тянула, никаких логопедов в деревне, конечно, не было.
Поступил в университет в областном центре, нашел хорошую работу, начал делать карьеру. И всю жизнь стеснялся этого заикания. Когда появились свободные деньги и я преодолел стеснение, обратился к логопеду. Заикание прошло за полгода занятий. В основном это были дыхательные упражнения. “Почему я не сделал это раньше?” — спрашиваю я сам себя».
— В самом деле можно начать заикаться от испуга или это миф?
— Принято считать, что заикание возникает из-за испуга. Мы все в детстве пугались, но не каждый стал заикаться. К заиканию должна быть предрасположенность нервной системы. Иногда совпадают и чувствительность нервной системы, и становление речи, и резкая, сильная, психотравмирующая ситуация. Что и может привести к возникновению заикания после испуга.
Иногда бывает так, что родители приходят и говорят: «Все у нас было хорошо, замечательно, у ребенка в срок начали формироваться все слова и звуки, и внезапно он стал говорить с запинками». В этом случае мы говорим, что заикание возникло без видимых причин.
В некоторых случаях заикаться начинают болезненные дети, с очень сильными аллергиями, это тоже фактор риска. И дети-билингвы находятся в группе риска, и дети с нарушениями адаптивного поведения. И с любыми запинками в речи нужно обязательно обращаться к неврологу, логопеду, они могут привести к заиканию.
— Как часто к вам взрослые обращаются с заиканием?
— Взрослые обращаются часто. В современной практике существует масса эффективных методик, которые помогают с коррекцией заикания не только у детей, но и у взрослых. В детстве проблема решается проще, быстрее. И если родители замечают у ребенка запинки, необходимо не ждать, когда они сами собой пройдут, а обязательно обратиться к логопеду и неврологу. Даже самые легкие запинки могут перерасти в настоящее заикание.
Взрослым тоже обязательно нужно обращаться к логопеду и психологу, чтобы исправить речевую проблему, в мировой практике она считается корригируемой в любом возрасте. При подборе эффективной методики и правильных средств коррекции заикание уходит, человек может разговаривать практически без запинок. Иногда нужно подключить и медикаментозное лечение.
Кроме того, есть масса приложений для телефонов, программ для компьютеров, которые позволяют заниматься дополнительно и самостоятельно.
«После брекетов разучилась говорить четко»
Елена Г., Москва:
«У меня был неправильный зубной прикус — скученные зубы. Мама водила меня к ортодонту, но брекеты — это довольно дорого, мы не могли этого себе позволить. Я долго стеснялась своих зубов, улыбалась только с сомкнутыми губами.
А когда повзрослела и стала зарабатывать, накопила себе на лечение у ортодонта. Мне пришлось удалить восьмерки и четверки, больше 2 лет я носила брекеты, а сейчас ношу ретейнеры. Оно того стоило, я не могу налюбоваться на свою улыбку. Правда, пришлось учиться улыбаться с зубами, как на красивых фото.
После этого немного испортилась дикция, я начала пришепетывать и нечетко говорить. “Совершенствоваться так совершенствоваться”, — решила я и обратилась к логопеду. Нашла специалиста, работающего именно со взрослыми.
Деталей уже не помню, было много скороговорок, специальная логопедическая тетрадь, вся исписанная словами и упражнениями. Я быстро выправила свой дефект. Логопед сказал — во многом за счет того, что эта проблема тянулась не из детства».
— Ношение брекетов всегда портит произношение?
— Как человек, носивший брекеты, могу точно сказать: меняется привычный артикуляционный уклад. При одном положении зубов мышцы находятся, двигаются определенным образом, брекеты меняют его, могут возникнуть проблемы с произношением.
После снятия брекетов через какое-то время все возвращается на круги своя. Но иногда нужна и логопедическая помощь. Как и после установки зубных протезов, имплантов, виниров. К новому положению зубов и челюсти необходимо привыкнуть, и логопед в этом плане очень хороший помощник.
— Встречается ли у взрослых проблема с речью из-за короткой уздечки?
— Взрослых пациентов мы обязательно просим обратиться за консультацией к стоматологу, ортодонту и узнать, необходимо ли корректировать уздечку.
Мы, конечно, сначала действуем консервативно и пробуем ставить звуки с тем, что имеем — короткой уздечкой. Пациент выполняет специальные упражнения, которые помогают языку занять правильное положение. Но если ничего не получается и стоматолог дает добро на коррекцию уздечки, ее можно откорректировать.
Но для стоматолога важнее, как уздечка влияет на прикус, а не на произношение. Если стоматолог говорит, что уздечка совершенно нормально функционирует, не тянет на себя зубной ряд, не оголяет десны, то может предложить не подрезать ее. Поэтому, конечно, лучше сначала действовать консервативно.
Первая любовь и проблема с «л»
Инна С., Москва:
«В 10-м классе я была влюблена в парня по фамилии Лазарев. Но я не произносила букву “л”, точнее, вместо нее говорила “в”. Соответственно, его фамилию говорила как “Вазарев”. Взаимностью он мне не ответил, и я какое-то время думала: может, потому что фамилию искажала?
Это была моя личная травма, как это часто бывает у девочек. Не скажу, что буква “л” как-то портила мне жизнь, мешала состояться в личной жизни или карьере. Но она, как заноза, сидела в голове и саднила. Возможно, ответь мне Лазарев взаимностью, я бы так не заморачивалась.
Я обратилась к логопеду. Запомнила, что и мы вместе, и я дома одна многократно произносили: “Люди на блюде”, причем вот это “лю” надо было раскатывать — “Ллллюди на бллллюде!”. Справилась я со своей буквой “л”.
Теперь мечтаю увидеть Лазарева и уверенно, правильно произнести: “Привет, Лазарев!”»
— Это была эмоционально значимая ситуация для женщины, и ей было нужно закрыть этот гештальт, произнести эту фамилию правильно. Такая необычная мотивация — исправить свое неправильное произношение из-за первой любви. И добиться успеха, что немаловажно, — отмечает логопед.
— А как часто встречается патология произношения звука «л»?
— Принято считать, что чаще всего люди неправильно произносят звук «р». Просто это самый яркий звук в нашей речи, самый явный, его нарушение всегда слышно.
Но на втором месте по обращениям — люди с неправильным произношением звука «л». Его заменяют на «в», проглатывают. И в отличие от сильного, дрожащего, очевидного «р», другие звуки ставить немного сложнее.
Иногда человека даже отговаривают идти к логопеду за исправлением «л», ему говорят: «Да ладно, нет у тебя проблем», это демотивирует. То же самое касается звуков «с» и «ш», с ними тоже распространенная проблема, просто не так сильно их нарушение заметно для посторонних людей. Человек, имеющий с ними проблемы, как правило, меньше обращает на них внимание, чем обращал бы на «р».
— А какие звуки нам исправить сложнее, а какие проще? Или тут все всегда индивидуально?
— Индивидуально. С каждым человеком мы работаем в зависимости от скорости, с которой он осваивает навыки. Со звуком «с» при остальных сохранных звуках мы можем долго работать, потому что он не такой очевидный, его сложнее вычленить в речи и контролировать. И необходимо прилагать очень много усилий для того, чтобы этот звук обнаружить.
Ну и если человек может заниматься с логопедом всего лишь раз в неделю, результат может затянуться. А взрослые люди обычно очень занятые.
«И как зарычал в микрофон!»
Владимир С., Иркутск:
«На журфаке я хотел учиться в ТВ-группе. Но не выговаривал звук “р”.
Логопед сказал, какие упражнения делать. Я дома измывался над своим языком, думал, что оторву его, но обошлось, после месячных пыток я вдруг зарычал. И бегом побежал к своему преподавателю, у нас было пари, она не брала меня в группу ТВ, сказав, что у меня дефект и если я его исправлю, то возьмет. Вот и был у меня стимул.
Через месяц пришел и зарычал в микрофон, вот она была удивлена. После диплома я много лет проработал на ТВ».
— Что касается нашего любимого звука «р», проблем с ним несколько, не всегда это картавость?
— «Ротацизм» — это варианты произношения звука «р». Совершенно по-разному достигается вибрация, которая как раз этот звук воспроизводит: может быть задействована спинка языка, корень языка, небная занавеска, некоторые люди произносят боковой частью языка этот звук, то есть задействована щека и боковой край языка с правой или с левой стороны.
Кто-то использует одноударный звук, это самое неявное нарушение. И, как правило, окружающие часто не замечают, что вот человек говорит не раскатисто «р», а его язык совершает один удар при произношении этого звука.
Один раз я встречала человека, который говорил «р» как «брр». И, конечно, это вызывало у него сильные эмоциональные переживания.
И от него я слышала счастливый смех, когда он научился произносить звук правильно, настолько ему было тяжело произношение неправильное.
— А с какой самой интересной мотивацией исправить звук вы встречались?
— У меня был ученик из Германии, он говорил свободно на немецком, французском, английском и профессионально изучал русский. Даже приезжал в Россию, учился на специальных курсах. И он настолько заинтересовался языковой системой, что обратился к логопеду, чтобы выправить фонетику.
И мы ставили звуки «р» и «л», и потом он пошел дальше, начал изучать фразеологизмы, чтобы понимать все тонкости русского языка. И достаточно в этом преуспел. Устроился в русскую компанию у себя на родине, говорил, конечно, с немецким акцентом, но очень старался произносить фонетически верно звуки русского языка.
— Получается, никогда ничего не поздно начать? И касается ли это проблем с речью?
— Истинная правда, в любом возрасте можно пойти к логопеду, если человек хочет исправить речевые проблемы, которые он считает для себя критичными. Конечно, чем раньше это делается, тем лучше, но и в 30, 40, 50 и даже 60 лет можно проблему скорректировать.
Часто эта проблема мешает полноценно общаться, и в какой-то момент человек понимает: настало время заниматься коррекцией.
В моей практике самому взрослому ученику было 45 лет. Человек понял, что хочет перемен, чтобы чувствовать себя комфортно. Поэтому возрастных ограничений для логопедических занятий нет.
— А что этот человек хотел исправить?
— Он хотел изменить звучание голоса, улучшить дикцию. Серьезных речевых проблем у него не было, но он чувствовал, что может говорить лучше, громче, четче. И мы занимались коррекцией дикции, улучшением качества голоса. И это сделало человека немножко счастливее. Он загадал такое желание и сам себе его исполнил при помощи логопеда и занятий. Мы занимались около трех месяцев, успели до локдауна.
— Раз уж прозвучала тема карантина — все же более эффективно заниматься «вживую»? Или онлайн-уроки тоже результативны?
— До ограничений и карантина в классической логопедии считалось, что обязательно должно быть живое присутствие. Но необходимость сидеть дома позволила нам перейти на онлайн-работу. Всегда есть зарубежные ученики, которые нуждаются в помощи русского логопеда, и единственный выход в этой ситуации — занятия по скайпу.
При личном контакте результат получается быстрее. Но и при онлайн-работе и звуки ставятся, и голос, и дикция исправляются. Просто с другими трудозатратами. Здорово, что наша логопедия перешла в онлайн, мы получили новый интересный формат работы и можем более глобально оказывать помощь, чем раньше.
— Сколько по времени во взрослом возрасте займет исправление, например, «р» и «л»? И можно ли исправить так, чтобы человек говорил на автомате правильно, не думая о специальных техниках?
— Бывает такое, что на первом логопедическом занятии мы ставим нужный звук. Человек настолько точно понимает, что от него требуется, и у него такая сильная мотивация, что даже 2–3 занятий достаточно для получения нужной вибрации для звука «р», нужного подъема языка для звука «л», нужного положения губ для звука «с» и так далее. Степень самоконтроля взрослого человека выше, чем у ребенка, и результата можно добиться гораздо быстрее.
Обычно за 3–4 месяца, максимум полгода звук фактически становится родным. По сравнению с детским возрастом, срок занятий сильно сокращается. И это вселяет оптимизм в тех, кто обращается за логопедической помощью.
— И приобретенный звук станет своим?
— Если у человека, например, горловое «р», он воспринимает это как свое собственное произношение, как часть своей личности. И когда он начинает учиться произносить звук правильно, может воспринимать его как нечто чужеродное. И вот он идеально научился произносить звук «р», но не решается использовать в повседневной жизни, стесняется, и это очень сложный момент.
Новый звук пока не стал частью личности, речи, такой, чтобы человек не думал о нем каждый раз, когда его произносит.
Это психологическая проблема: он привык воспринимать себя определенным образом, а тут появляется какой-то новый «я» с совершенно другим звуком.
У нас есть прием введения этого звука в повседневную речь: мы рекомендуем сначала практиковаться с близкими. И у меня был такой случай, когда взрослому папе взрослый сын сказал: «Папа, говори уже нормально, мы знаем, что ты научился».
Не всегда человек готов показать, что он учится и исправляет свою речь. В эмоционально значимой ситуации, например, в общении с начальником, придется приложить колоссальные усилия. Например, если директора зовут Григорий Иванович, а человек картавил, то обратиться с правильным «р» в имени ему будет сложно, это принесет энергетические затраты. Ведь Григорий Иванович обязательно обратит на это внимание. Но взрослый человек умеет ценить и успех, и результат, поэтому, преодолев барьер, после к Григорию Ивановичу он будет обращаться чаще и с большим удовольствием.
Официант хочет говорить с гостями красиво
— Кто обращается с просьбой исправить речь? Люди это делают для себя, для своего психологического комфорта, или для карьеры?
— Кто-то приходит, чтобы сделать речь более четкой, звучной, структурированной. Кто-то — чтобы овладеть речевой профессией. Интересен каждый случай, и все делают это в первую очередь для себя.
Иногда неправильная речь мешает им устанавливать контакты. И люди устают от этого, хотят что-то изменить. Когда изменения необходимы для карьеры, это сильный стимул, что влияет на результат. Но не всегда исправлять речь приходят топ-менеджеры, это может быть и официант, которому хочется говорить с гостями красиво.
— Бывает ли, что дети наследуют речевые проблемы родителей? Ребенок с детства не слышит правильной модели речи, мама шепелявит и дочь тоже.
— Языковая среда определяет речевое развитие ребенка, формирование не только звукопроизношения, но и грамотного строя речи и лексики. Она имеет решающее значение, особенно — в раннем возрасте.
И часто дети копируют речевые проблемы родителей, все, что связано со звукопроизношением, с темпом, скоростью, четкостью, громкостью речи. Взрослые, занимаясь коррекцией речи своего ребенка, обязательно должны обратить внимание на свою.
В моей практике были случаи, когда родители говорили очень быстро и у ребенка был ускоренный темп речи. Мы начинали коррекцию с родителей.
В одной семье неправильное произношение звука «р» было у папы и у сына. И мы с папой занимались дополнительно, чтобы он показывал сыну пример, как нужно говорить. И они вместе замечательно научились произносить этот звук. Но когда сын научился, у папы, к сожалению, мотивация уже прошла. И сын стал говорить лучше, чем папа.
— Если у логопеда не получается исправить проблему, значит ли это, что мы имеем дело с плохим логопедом? Или это всегда вопрос усилий самого человека?
— Мы не используем слова «плохой логопед», «плохой ученик», потому что это всегда совокупность факторов и вопрос мотивации. С речевой проблемой должны работать двое.
Логопед дает эффективные методики для решения речевой проблемы, а ученик все рекомендации выполняет, и обычно это дает результат. Очень редко бывает, что результата нет. Иногда люди сами отказываются от работы: «Я лучше буду говорить, как привык». Это тоже мужественное и ответственное решение.
В моей практике не так часто, но бывали такие случаи. И, как правило, мы относимся с пониманием и уважением, стараемся человеку объяснить: «Еще чуть-чуть, и вы заговорите, как надо», — но предпочитаем не давить на него.
— В интернете сегодня можно найти все, в том числе и записи занятий с логопедом. Можно ли навредить себе такими занятиями?
— Здорово, что в интернете появляются материалы, которые помогают поставить звук взрослому, исправить произношение. И, как правило, если специалист берется записывать такое видео, оно качественное и полезное. С его помощью действительно можно добиться какого-то результата.
Но работа с речью требует участия двоих людей, речь существует в диалоге, это очень важный момент. И диалог с видеозаписью представить сложно.
По таким свободным видеоматериалам можно подготовиться к занятиям с логопедом, поставить себе звук, но отрабатывать его лучше со специалистом. Это будет и эффективнее, и быстрее, и проще, и интереснее. Потому что конечный итог нашей работы — это включение звука, темпа речи в разговорную речь. В случае с видеозаписью нет собеседника, на котором мы можем эти все навыки отработать.
— Может ли логопед помочь поставить красивую речь, с правильными интонациями, взлетами голоса, паузами? Например, журналист всю жизнь писал тексты, а потом захотел сделать карьеру на телевидении.
— Логопеды этим занимаются и любят такое направление. При хорошей речевой базе логопед может сделать дикцию, научить красиво разворачивать фразы, соблюдать интонации, правильно расставлять паузы. И делает все так, что у человека это звучит не искусственно, а естественно.
— А если женщина хочет, чтобы ее голос звучал более низко, завораживающе? Может помочь логопед?
— Конечно, у логопедов есть все необходимые инструменты для улучшения качества голоса. И если есть желание изменить свою речь, значит, есть потенциал для этого. Это то, что уже есть в человеке и просится наружу.
Не нужно изменять голос, говорить совершенно по-другому, нужно просто раскрыть те природные данные, которые есть у человека, и научить его ими пользоваться.
Очень часто женщины приходят на коррекцию как раз с этой целью: «Хочу говорить более выразительно, чтобы меня слушали, чтобы мой голос звучал!» Как правило, у человека есть этот выразительный голос, но по каким-то причинам он зажимался, не было возможности его раскрыть и им пользоваться.
— Поможет ли логопед при переезде из другого региона? Например, люди с Вологодчины «окают», сибиряки говорят быстро, люди с юга говорят «х» вместо «т» и так далее.
— Считается, что произношение в Москве и Санкт-Петербурге — это норма произношения. Не вчера появилось это утверждение, оно связано с историческими факторами, торговыми отношениями, развитием культуры.
Но при этом в нашей огромной стране существуют диалекты и в них, конечно, есть своя прелесть. Этот человек приехал из Сибири, а тот — с юга России, к этому нужно относиться, наоборот, с трепетом, в себе хранить как свои корни.
Тем не менее, люди переучиваются, я сама поступила так же, когда только приехала в Москву с юга России. У меня было другое произношение, но как профессионал я должна была говорить правильно. И много времени это не занимает, как правило, человек очень быстро изучает правильную орфоэпию, произношение и это тоже становится частью его личности. Иногда он настолько вживается в роль, что его речь не отличишь от московской и питерской.
— А как логопед помогает работать со страхом речи и трудностями формирования речи?
— Страх речи может испытывать абсолютно любой из нас. И обычно наиболее интенсивно он проявляется в эмоционально значимых ситуациях — когда нужно позвонить в важное учреждение, пообщаться с начальником, выступить на мероприятии.
Почему этот страх речи возникает? Потому что речь никак не замаскируешь. Мы можем нанести косметику, чтобы скрыть недостатки своего лица, надеть определенную одежду, чтобы скрыть недостатки фигуры, покрасить волосы, чтобы спрятать седину. А речь сразу тебя выдает как человека. Голос звучит громко и напористо — властный. Голос звучит тихо, робко — неуверенный.
И помогает в преодолении страха речи подчеркивание ее сильных сторон.
Мы привыкли думать о своих недостатках больше, чем о достоинствах. И логопед обязательно выискивает в речи такие моменты, в которых человек силен.
Он может говорить неправильно звук «р», но будет великолепным рассказчиком. У него могут быть запинки в речи, но он прекрасно поддерживает диалог. Он может говорить тихо, но при этом голос интересный, модулированный, в нем чувствуется сила. То есть мы обязательно отмечаем сильные стороны в речи человека. И говорим тому, кто испытывает сильный страх речи: «Концентрируйтесь не на недостатках, а на достоинствах».
— Что еще помогает справиться со страхом речи именно на логопедических занятиях?
— Накопление тех ситуаций, в которых я в речевом плане был успешен. Мы привыкли неприятные ситуации переваривать у себя в голове и думать о них: «А как бы я сказал, если бы не растерялся». Для того, чтобы обрести уверенность и избавиться от страха речи, прокручивать нужно как раз ситуации успеха. «Мне понравилось, как звучал мой голос, как я быстро ответил, как сформулировал мысли». И, конечно, это помогает преодолеть страх речи и обрести уверенность.