В Троицке много лет подряд проходят Рождественские образовательные чтения. Помимо различных учительских и ученических конференций, круглых столов, проводятся творческие конкурсы для школьников и дошкольников.
В этом году с младшим сыном решили принять участие в конкурсе «За окошком Рождество». Опыт такого участия у нас был. В прошлые годы я уже помогал старшим дочкам на конкурсе рождественского рисунка. Нужно было сделать елочную игрушку или поделку, или нарисовать картинку на рождественскую тему. В общем, включить фантазию и начать творить. Работы победителей потом будут представлены на городской выставке в январе во время закрытия Рождественских чтений. Важно было все выполнить своими руками при максимальной включенности ребенка в этот творческий процесс.
Мне посчастливилось быть одним из тех, кто начинал такие Рождественские чтения в Троицке одиннадцать лет назад. Потом я вошел в координационный совет по нравственному воспитанию подрастающего поколения, занимающийся их ежегодной организацией. Участие в конкурсе с детьми позволило мне непосредственно ощутить себя тем, ради кого все это задумывалось на заседаниях нашего совета.
Когда на ночь я рассказываю детям сказки, непременно вплетаю в свои истории библейские сюжеты, в том числе рождественские. Кажется, нет лучше способа помочь маленькому ребенку познакомиться со Священной историей, чем через такие рассказы перед сном. Я подумал, что участие в конкурсе поделок для нас – прекрасный повод освежить в памяти детей знания о событии Рождества Спасителя, рассказать о чуде встречи Бога с нашим падшим миром. Может, и правда через такое совместное творчество смысл усвоится лучше?
Мы сели с детьми за стол лепить фигурки для вертепа. Я подготовился серьезно: нашел в интернете инструкцию, тщательно ее изучил, вооружился всем необходимым. Рассказывал о рождественских событиях, пока дети лепили барашка и ослика, Марию и Иосифа. Дети катали шарики и овалы из пластилина, крепили между собой детали. Я сам будто вернулся в детство, теперь уже с собственными детьми. Они иногда подшучивали и посмеивались друг над другом, потому что ослик был похож на собаку или, как им казалось, глаза у барашка слишком синие. Они спорили, бывают ли собаки похожи на ослов. А потом доверили мне лепить Младенца Христа. Сказали, чтобы сделать Спасителя (Он же самый маленький), нужно умение!
В итоге у нас вышел не шедевр, конечно, но своими руками. Позже я доделывал картонную пещеру, раскрашивал ее детали, дорисовывал лучи Вифлеемской звезды. Одновременно радовался, что все у нас получилось. Все-таки конкурс – это серьезно. И еще думал о том, что совместное занятие с детьми дает возможность проверить, какова на самом деле наша любовь к ним. Такой живой и творческий процесс порой сопряжен с раздражением от того, что дети чего-то не понимают или устали. Тогда-то совместное дело становится лучшей проверкой взрослого на прочность. Удержишься ли, дашь ли слабину? А еще думал о том, что, если не занимаешься со своими детьми, – ты плохой христианин. Это же апостол Павел сказал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже язычника…»