НЕДЕЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ (МК. 8.34 – 9,1)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Эти дни проходят для нас под знаком креста. И в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим слова Христовы : «Возьмите крест свой и следуйте за Мною…»
Евангелист Марк рассказывает, что Иисус воспитывал Своих учеников для Царства Божия постепенно. И вот уже они, наконец, исповедали Его – Мессией, долгожданным помазанником Божиим и спасителем Израиля.
Нетрудно представить, какие мечты лелеяли ученики: правоверный иудей с молоком матери впитывал представление о том, что Мессия, Машиах – победоносный блистательный царь, который явит себя в земной силе и славе, истребит врагов Израиля и установит господство Бога Единого по всей земле, господство – чисто земное, по образу великих империй…
Сила армии, богатство казны, мощь убеждения идеологического аппарата, материальное процветание Израиля – всё это должно, волей или неволей, привести народы земли к подчинению Израилю, а через это – к поклонению Богу Единому, Богу истинному, это ли не благая и достойная цель?!
Нам с вами, сегодняшним православным, такая логика вполне понятна: восторжествовать наконец над сектами и раскольниками, запретить законом всякое иноверие, за оскорбление религиозных чувств подвергать полицейским прещениям, распространить государственными указами православие в школах и в армии, навести православную цензуру в интернете, настроить по всей стране храмов в пределах шаговой доступности, явить безбожному миру торжество православной государственности, чтобы символ симфонии – двуглавый орел со знаком креста на державе – внушал почтение странам и народам, чтобы через это все наконец узнали, который Бог — истинный…
И тут Иисус раскрывает ученикам смысл служения Мессии. Он говорит о том, что Ему предстоит не возглавить армию верных и не завоевать трон – Ему предстоит быть схваченным, преданным – причем собственными соотечественниками и единоверцами, старейшинами народа Израиля — на позорную смерть, умереть на кресте и через три дня воскреснуть.
И произойдет это не по роковой ошибке, не как досадная помеха на победном пути Машиаха, не столько по злой воле людей, сколько по воле Бога. Петра, любимого ученика, который возмутился такими словами и стал прекословить, Иисус резко и гневно отчитал, сказав: «Прочь с глаз, сатана! Ты думаешь не о Божьем, а о человеческом и земном!»
Конечно, Иисус назвал здесь Петра не злым демоном, слово «сатана» по-арамейски значит «противящийся», но тем не менее однозначно дал понять: путь спасения Израиля, спасения всего мира от власти греха и смерти, путь пришествия Царства Божия – это путь уничижения и страдания, путь креста, и Он Сам, Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий, первым вступает на этот путь, полностью разделяя волю Отца небесного.
«Кто хочет быть со Мной, кто любит Бога и жаждет пришествия Его Царства – тот возьми крест свой и следуй за Мною»… Эти слова Христовы – программа жизни для Его верных две с лишним тысячи лет, таковыми остаются они для нас с вами и сегодня.
Если мы с вами в основу своей христианской веры стремимся положить земной успех, процветание, силу и власть – мы обманываем сами себя, сотворяя вместо христианства очередного идола, которыми уставлен земной окоем… Логика следования за Христом неизбежно приведет нас в противостояние страстям, то есть силам, двигающим порченое человеческое нутро, отравившим и общественные отношения, во многом превратившим политику, культуру, быт — все области земного бытования человека — в преддверие ада.
Эта логика приведет нас на крест, кого-то – на явные мучения, мы видим сегодня немало примеров гонений на христиан в разных странах. А кого-то – на незаметный, но мучительный крест ежедневного понуждения себя к поступкам по заповедям Христа, к преодолению в себе страстей и похотей, считающихся в мире сем – естественной нормой…
Сам Господь ободряет нас – далее Он говорит, что верные еще не успеют вкусить смерти, как увидят славу Царства Божия. Мы знаем из Евангелия , что будет далее: впереди – восхождение с учениками на Фавор и явление им воочию этой славы… Но мы не должны забывать: и этот свет Преображения, и Воскресение, и победа над смертью – крестный путь к ним лежит через Голгофу.
Читайте также:
Воздвижение Креста Господня: Крестный путь — наивысшая радость для христианина
Крест Христов: радость всему миру
Юлий Цезарь, императоры-спасители и культ императора в Риме