18 января 2013 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве, сообщает Патриархия.ru.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Крещением, Богоявлением Господним.
В канун этого великого праздника мы освящаем воду, освящаем физическое естество, физическую природу, свидетельствуя тем самым, что через рождение, жизнь, страдания, смерть и Воскресение Господа и Спасителя перед нами открылись врата в Царствие Небесное, в Царство благодати Божией, в Царство Духа Святаго. Мы живем здесь, на земле, еще в этом мире, омраченном грехом, но через пришествие в мир Спасителя перед нами открылась дверь в Божие Царство, в общение с Самим Богом. И в знак этого общения, в знак этой сопричастности рода человеческого Богу, через явление Сына Божия и Господа нашего Иисуса Христа, нам даруется великое таинство освящения воды.
Благодать Божия, соприкасаясь с водным естеством, преобразуют физическую природу. Вода остается водой, сохраняется ее химическая формула, все ее физические свойства, но она наполняется Божественной благодатью. Мы знаем, что вода эта обретает чудодейственную силу. Как мы только что слышали в молитве пред освящением воды, эта сила помогает людям преодолевать болезни, страсти, страдания, помогает изменять окружающий нас мир. Именно поэтому мы окропляем себя святой водой, окропляем свои жилища и, как было всегда на Руси, окропляем землю, которая питала людей, домашний скот, ближних и дальних. Благодать Божия, явленная нам через пришествие в мир Спасителя, так ясно отобразилась в этом даре святой воды.
Многие спрашивают: а чем отличается жизнь до пришествия в мир Спасителя от того, что стало после Его пришествия? И ответ такой: даром Божественной благодати. Мы не одни в этом мире — перед нами открыта дверь в вечность, дверь в Царствие Божие, нам дана возможность прикоснуться к Божественной силе, и благодать, нисходя на людей, преображает их жизнь.
Ничем другим невозможно объяснить, как образом сохранилась Церковь Божия, проходя две тысячи лет подряд через огромные испытания. Ни одна общественная организация, ни одно государство, ни одна светская институция за эти две тысячи лет не сохранились, все они были перемолоты историческим процессом. А ведь у них были власть, сила, деньги, господство над миром, как то было в Римской империи, — однако ничего не сохранилось. Даже памятников мало, потому что многие из них остались под двухтысячелетним историческим слоем. А мы с вами встречаемся вокруг престола Господня, как ученики вокруг стола Тайной вечери. Как первые христиане, скрывавшиеся от гонений в катакомбах, как впоследствии Церковь, обретшая свободу, в дивных по красоте древних храмах Рима и Византии, таки и мы собираемся сегодня, в XXI веке, как наши предки две тысячи лет назад. Это ли не свидетельство силы благодати Божией, Божественного присутствия в человеческой истории?
Когда мы почерпаем святую воду, мы должны помнить, что почерпаем великую святыню, прикасаемся к иному миробытию, к иной, Божественной реальности. Вот почему мы должны с благоговением почерпать святую воду. Иногда люди спешат взять воду и пойти по своим делам, иногда хотят подойти раньше своего соседа. Что греха таить, мы часто почерпаем святую воду неблагоговейно, громко разговаривая, а иногда даже вступая в конфликты — по человеческой слабости, по некоему недомыслию, по непониманию того, что означает для нас почерпнуть святую воду.
Я всех сегодня призываю к мирному духу, к состоянию покоя, радости, потому что нам через Божественную благодать открываются врата вечности, указывающие путь к Царствию Небесному. И пусть святая вода, почерпнутая в храмах Божиих, на водоемах, там, где совершается ее освящение, будет действительно даром Святого Духа, водой, текущей в жизнь вечную. Аминь.