Содержание статьи
Крушение парома «Эстония»: хронология событий
Крушение парома «Эстония» считается одной из самых страшных и загадочных морских катастроф. Ночью 28 сентября 1994 года затонул корабль с самым большим числом погибших в Балтийском море в мирное время, тогда не стало 853 человека. Паром «Эстония» следовал из Таллина в Стокгольм. Что произошло? Попробуем разобраться.
Начало пути
Осенью 1994 года 803 пассажира и 186 членов экипажа отправились из Таллина в Стокгольм на пароме. Паром «Эстония» спокойно покинул пирс Таллинского порта. Дул южный ветер, местами шел дождь, но погодные условия вполне позволяли начать морское путешествие. Уже следующим утром, в 9 часов, пассажиры должны были прибыть по месту назначения. Однако, после выхода парома в открытое море, усилилась качка судна. Часть пассажиров стала жаловаться на морскую болезнь. Они покинули верхние этажи парома «Эстония», где находились места для отдыха и развлечения и отправились в свои каюты, чтобы немного полежать.
Высота волн достигала 3-4 метров, а скорость ветра усилилась до 15-20 м/с. Судно продолжило движение и еще в 22:00 матрос, совершавший обход, сообщил, что всё в порядке. В 23:00 паром «Эстония» видели с другого парома «Мариэлла», «Эстония» обогнала судно.
Около часа ночи оставшийся матрос начинает слышать металлические стуки и просит вернуться капитана, который ушел отдыхать. Вскоре те же звуки начинают доноситься и до пассажиров парома «Эстония». Люди беспокоятся и не могут уснуть, но объективных причин для паники нет, пока находящийся в контроль машинном отделении механик Маргус Треу не видит на мониторе, как вода начинает поступать внутрь корабля. Очень скоро возникает ощутимый керн на правый борт, и людей охватывает страх.
«Тревога, тревога!»
По внутреннему радио на эстонском языке звучат слова: «Тревога, тревога, на корабле тревога!». В радиоэфир поступают сигналы бедствия, но слабая связь мешает сообщить координаты парома «Эстония».
Из-за усиления керна пассажиры, страдавшие от морской болезни, не могут покинуть свои каюты. Самые слабые пассажиры — дети, женщины, пожилые люди оказываются заблокированными. Капитан пытается развернуть паром кормой к волне, чтобы морская вода не заливала судно через открытый носовой люк. Положение всё же продолжает ухудшаться. Основная часть пассажиров не может выбраться из кают и спастись…
Спасательная операция
Первым на место трагедии прибыл паром «Мариэлла». Следом прибыли паромы
- «Силья Европа» (Silja Europa),
- «Силья Симфони» (Silja Simphony),
- «Изабелла» (Isabella).
Тех, кто смог спастись, стали доставать из воды. В результате крушения парома «Эстония» погибли и пропали без вести 852 человека. Обнаружить удалось лишь 94 тела. Спаслись лишь 137 человек. Даже в шлюпках люди погибали от переохлаждения и полученных травм. Самым юным жертвам морской катастрофы не исполнилось и одного года. Этот день был объявлен в Эстонии днем Траура.
Расследование катастрофы
Сразу после крушения была создана специальная комиссия для расследования причин катастрофы. Официальной причиной стал целый ряд факторов:
«Из-за сильных ударов волн на „Эстонии“ было повреждено запорное устройство носового визора (подъёмной надводной части парома), в результате аппарель автомобильной палубы оказалась незащищённой от проникновения воды. Вследствие этого внутрь парома в течение нескольких минут хлынули тысячи тонн забортной воды, увлёкшие судно на дно моря».
При этом заключительный отчет встретился с недоверием и критикой. Швеция, Эстония и Финляндия ратифицировали специальное соглашение о могильном покое, согласно которому приближение к погибшему парому запрещено и наказуемо. Это единственный подобный случай и прецедент в области морских катастроф. Альтернативные версии причины гибели парома «Эстония»:
- взрыв на борту;
- столкновение со шведской подводной лодкой;
- течь в корпусе судна;
- намеренное стремление утопить корабль с секретным грузом.
История имеет политическую подоплеку и по сей день окутана тайной.
Память погибших в крушении парома «Эстония» увековечили в нескольких монументах. Многие участники той трагедии живы по сей день.
Читайте также: