Идти навстречу ветру под парусом, бороться со стихией, лететь сквозь солнечные брызги воды вперед… Мечта? Для многих мальчишек и девчонок – реальность! В большинстве крупных городов, где есть мало-мальски приличные водоемы, работают детско-юношеские парусные школы. И двери их открыты для детей круглый год.
«Многие считают этот вид спорта дорогостоящим, но ведь при этом существуют детские яхт-клубы, занятия в которых совершенно бесплатны», – говорит Николай Моносов, тренер ДЮСШ по парусному спорту города Можайск.
Артем Курганов, когда-то давно воспитанник ДЮСШ по парусному спорту г.Можайска, до сих пор любит бывать в яхт-клубе: Парусный спорт дает возможность человеку отразить себя. На фоне естественной природы человек может увидеть своя я. При этом некоторые люди питают иллюзию, что они управляют стихией. Но это не так. На самом деле, стихия управляет ими. Тем не менее, люди осознанно или неосознанно тянутся, как говорил классик, «а он, мятежный, просит бури». И люди идут навстречу стихии, чтобы познать себя.
Казалось бы, как можно познать себя посредством куска тряпки под названием парус? Но ведь при этом человек идет навстречу ветру.Особенно мужчинам присуще это желание идти навстречу ветру, соревноваться, побеждать. Это закон природы.
В чем люди соревнуются? Оплыв буйка, треугольник какой-то пройти быстрее… Посмотришь, это же идиотическая задача, кому это надо? Но здесь важно становление духа мужчины, духа победителя.
Тренер Николай Моносов уверен, преимущества этого вида спорта в том, что он помогает развиваться разносторонне. Ветер, солнце, вода закаляют организм. Борьба со стихией, борьба со своим страхом – это тренировка силы воли. Кроме того, помимо навыков и умений здесь должна работать голова.
«Можно иметь силу, но если нет смекалки, то здесь не станешь победителем, — объясняет педагог. – Чуть-чуть под другим углом задул ветер – можно сообразить и использовать это, а можно, наоборот, потерять скорость и маневренность».
Сам Николай стал заниматься яхтингом уже взрослым человеком и, видимо, жалеет теперь об упущенных годах.
«Конечно, можно начинать в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше, — делится опытом он. – Мы берем к нам в школу где-то с первого класса. Это самое лучшее время для обучения, потому что дети меньше боятся. У меня сейчас есть группа детей старше 5-го класса, так мы с ними две недели не можем выйти в акваторию, потому что им страшно перевернуться. Да и что говорить, — смеется, — я и сам порой боюсь».
Фактор страха
Возникает резонный вопрос – а разве плохо, что у ребенка срабатывает нормальное чувство страха, ведь вода не терпит несерьезного к себе отношения?..
«Потеря страха – это один из факторов, приводящих к тому, что тонут даже мастера, — говорит тренер. – Мы объясняем это детям».
Во-первых, когда ребята на воде, рядом с ними обязательно должны быть взрослые, и рядом с яхтами всегда моторная лодка, на которой два-три тренера. Во-вторых, маленький спортсмен обязательно должен уметь плавать. В некоторых парусных школах воспитанникам помогают научиться, в большинстве – умение плавать является обязательным требованием для приема. И в-третьих, технике безопасности в яхт-спорте уделяется особое внимание.
«Здесь есть такая специфика – нужна собранность, — рассказывает Николай Моносов. – Тут ведь как: не так что-то сделал, не вовремя наклонился, бросил руль – и можно получить гиком по голове. А это очень больно. Некоторые после этого даже бросают занятия. А некоторые остаются, но знают, что нужно быть внимательными. Мы же в свою очередь объясняем детям, где и как надо сидеть, чтобы при перевороте яхты она не ударила, как не попасть под парус, как себя вести в воде. А потом несколько раз пробуем перевернуться – и тогда дети понимают, что это не так страшно, если соблюдать правила».
Победа над собой
В результате дети только и просят тренеров: давайте переворачиваться! Потому что – и это понятно – детям интереснее играть и развлекаться, чем внимательно слушать, вникать и тренироваться. У преподавателей не стоит задача сделать из каждого воспитанника звезду мирового уровня (хотя именно в таких школах начинают свой путь будущие чемпионы), педагоги просто учат детей любить спорт, стихию, природу и справляться с собой.
«Когда ребенок приходит, ему все нравится, все интересно, — рассказывает Николай Моносов, — но потом он начинает уставать, тренировки ему надоедают, и ему уже не нужны никакие яхты… Конечно, тут нужен индивидуальный подход. Если ребенок на самом деле не хочет, парусный спорт – это, что называется, не его, то заставлять не стоит. Но если тут просто некоторая слабость, то нужно помочь переждать этот момент, дать толчок к дальнейшей деятельности. Мы разговариваем с ребенком и с родителями, потому что именно они часто идут на уступки, как только сын или дочка попытались увильнуть от какого-то дела, и объясняем, что если он сейчас бросит, то, скорее всего, также произойдет и с другим спортом, и с другими занятиями».
Интересно, что есть ребята, которые все быстро схватывают, у них здорово получается, но они боятся: 3 минуты на воде – и начинается панический страх. А есть такие, кто изо всех сил старается, упорно трудится, но успехи минимальные. Вот такой парадокс. Но что важно, и те и другие тренируют волю и, несмотря на неудачи, идут вперед.
Где носки?
Про одного из таких целеустремленных мальчишек у Николая Моносова есть любимая история:
«Полненький такой паренек, он очень хочет заниматься, но боится и не справляется. Но хочет! И вот он сам напросился, чтобы его перевернуть.
Мы переворачиваем – естественно, легкий шок, испуг, но счастливый, довольный выплывает, вытаскиваем его на лодку.
— Николай Алексеич!
— Что?
— Я носки потерял!
Я смотрю ему на ноги:
— Руслан, а как ты мог носки потерять?
— Не знаю, носков нет.
— Руслан, но на тебе кроссовки!
Видимо, он с перепугу первое, что увидел, – кроссовки на босу ногу. А что носки надеть просто забыл – не сообразил».
Несмотря на то, что у Руслана не все получается и не хватает физической подготовки, его желание, терпение и стремление вызывают уважение, и педагоги подбадривают и поддерживают его.
Артем Курганов, бывший воспитанник ДЮСШ по парусному спорту г.Можайска: Знаете, парусный спорт и первые шаги мальчишек в нем можно сравнить с тем, как сидишь у отца между коленок и вместе с отцовскими руками держишь руль автомобиля. Это непередаваемое ощущение становления нового водителя, передачи опыта от поколения к поколению.
А сегодня ведь ребятки – безотцовщина в основном, и здесь они занимаются наработкой этого опыта.
Мы говорим в данном случае не о юридической безотцовщине, а о фактической – ситуация сложная в стране, люди зарабатывают деньги, внимания детям не хватает. И если раньше нас воспитывала улица – и воспитывала достойно, то теперь улица развращает. А парусные школы – место, где под руководством тренера, дети могут проявить себя в легальном русле, реализовать свои амбиции.
Теория и практика
Лето заканчивается. Участники соревнований до октября будут продолжать свои тренировки, ведь состязания могут проходить и зимой в подходящих климатических условиях. А для всех остальных сезон заканчивается вместе с теплой погодой.
Яхты готовят к зимовке и убирают в ангар до апреля. А по весне ребята начнут шкурить, красить, латать дыры – в общем, подготавливать суда к выходу на воду.
«После 2-3 лет занятий в школе дети готовят снаряжение практически самостоятельно, — рассказывает тренер. – Мы только немного помогаем и подсказываем, если они затрудняются». Так что еще одно преимущество этих занятий – умение работать руками.
Зимой парусные школы продолжают свою работу: дети поддерживают свою физическую форму с помощью тренажерного зала или бассейна и подвижных игр, а также посещают теоретические занятия.
«Некоторые ребята так преуспевают в теории, — рассказывает Николай Моносов, — что когда мы с ними смотрим какой-то художественный фильм, в котором присутствуют яхты, они замечают, например, что в то время таких мачт еще не было, или еще какие-то неточности».
А еще азбука Морзе, морские термины, правила судоходства…
«С одной стороны, это для общего развития, — говорит тренер. – Но с другой стороны, некоторые наши ребята идут в «мореходку», и им там легче, потому что они уже подготовлены. И, наконец, если человек полюбил корабли, то это уже навсегда: его будет тянуть к воде и ветру, и если когда-нибудь наши воспитанники соберутся получать права на управление лодкой – не обязательно яхтой, а просто плавательным средством, — то сдать экзамен им будет значительно проще».
В общем-то, до следующего купального сезона времени еще достаточно, чтобы определиться, стоит ли вашему ребенку заниматься парусным спортом. Но любителям моря можно начинать, пожалуй, в любое время года. Тем долгожданнее и радостнее будут первая встреча с яхтой, первый выход на воду, первый переворот, первый пойманный ветер…
Артем Курганов, бывший воспитанник ДЮСШ по парусному спорту г.Можайска: Нахождение внутри стихии делает ощущение жизни более острым. Вот обратите внимание, как это ни странно, самое большое количество депрессий в развитых странах. Там людям нужно пить транквилизаторы, чтобы чувствовать себя счастливыми. Потому что если нет какой-то остроты, борьбы в жизни, то происходит стагнация и разрушение.
Парусный спорт – не цель, а средство для достижения цели. Средство быть счастливым.