Пасхальная Всенощная начинается в афонских монастырях в 10 вечера Великой Субботы и заканчивается примерно в 6 утра в Воскресение. После этого начинается пасхальная трапеза, состоящая из красных яиц, рыбы, сыра, салатов. Радостно звонят колокола, неся благую весть о Воскресшем Господе.
Вечером в Воскресение во всех монастырях совершается краткая, но особо торжественная Пасхальная Вечерня. Много паломников в этот день собираются в столице Афона – Карее. Богослужение в Протатском храме Успения Пресвятой Богородицы совершается с особым великолепием и торжественностью.
Празднование Светлого Христова Воскресения на Святой Горе не ограничивается одним днём. Торжества продолжаются вплоть до отдания Праздника.
На Светлой Седмице во всех монастырях Афона проходят традиционные крестные ходы с чудотворными иконами и Святыми мощами.
В отличии от мира Пасха на Святой Горе празднуется без взрывов петард, фейерверков, музыки и шумных застолий. Афонская Пасха – это праздник мистический и духовный. При этом именно на Святой Горе в полной мере ощущается реальность Воскресения Христова – главного события в мировой истории, навсегда изменившего жизнь человечества.
Самая долгая ночь.
Павле Рак «Приближение к Афону».
Началось великое пасхальное богослужение. Во тьме поются песни боли и покаяния. Но все чаще прорывается сквозь них к нашим сердцам мотив скорого избавления. И вдруг — неизреченная радость: «Христос воскресе из мертвых!» Как будто открылся источник радости и заполнил собою весь храм, веселье неудержимо льется повсюду. Два раза в эту ночь поднимается вся церковь: свечи и фонари, хоругви и кресты, иконы и кивоты выносятся под победное пение тропаря на озябший монастырский двор, чтобы согреть его благой вестью, чтобы обрадовать небо и всю вселенную.
Здесь, во дворе, читается пасхальное послание св. Иоанна Златоуста: придите вы, которые трудились, дабы получить заслуженную награду. И вы, которые прошли лишь полпути, и вы, которые пустились в путь в последний час, все вы придите, не медлите, ибо великая милость изливается сегодня в мир.
Радость живым, воскресающим из своей греховной пустыни вместе со Христом, радость мертвым, восстающим вместе с Ним в жизнь вечную. Этой ночью смерть побеждена. Торжество совершается посреди хиландарского двора, вместе с монахами празднуют и частицы св. Креста, и мощи святых, святого пророка Исаии, о котором вспоминает Златоуст, пасхальный проповедник.
***
Небесный, райский перезвон. После нескольких мгновений глубочайшей тишины густую ночь как будто рукой отодвигают быстрые и мелкие удары в маленькие колокола. Им медленно вторит глубокий бас. И опять торопливая весть маленьких: вот праздник! вот праздник! Тогда и бас заторопился, безуспешно и бесконечно трогательно спеша за маленькими сопрано. Паникадила и подсвечники, и кипарисы во дворе, и даже мощная башня св. Саввы — все, подражая восхищенному царю Давиду, танцуют. С ними и лес, и холмы, и волны близкого моря, и первые отсветы новой, омытой зари.
Утро
Куда делась, куда исчезла усталость после стольких на ногах проведенных ночей? Вот уже закончилась и пасхальная литургия, и торжественное разговление в монастыре, где все поздравляли друг друга с праздником, дарили друг другу пасхальные яйца. Всех угостили кофе с пирожными и рахат-лукумом. Но никому и в голову не приходит разойтись и отдохнуть. Навещают друзей, все вместе ходят по кельям, рассказывают веселые истории. А в монастырских коридорах непрерывно слышится тропарь на всех языках — по-сербски, по-гречески и по-русски. Монахи веселы, как на свадьбе.
Когда старшие все же устали и разошлись по своим кельям, молодые монахи вышли за монастырские стены, чтобы разделить свою радость с полями.
Они зажигают лампадки перед алтарем кладбищенской церквушки. И с той же радостью спускаются в усыпальницу, где на грубых простых полках сотнями лежат безымянные черепа их предшественников. Пасхальный тропарь по-особому звучит на этом месте. Лежащие здесь монахи всю свою жизнь посвятили этому празднику, и он, прежде всего, принадлежит им. Нет более трогательной пасхальной радости, чем радость, разделенная с этими скромными безмолвными праведниками. И смысл того, что эти кости почили именно здесь, связан исключительно с праздником Пасхи.