«Пасха стала частью жизни людей». Как проживают Страстную неделю жители нашей страны
Как проживают Страстную неделю жители нашей страны – в городах и селах, в храмах столицы и на маленьких сельских приходах? Пустуют ли храмы в эти дни, или с каждым годом все больше людей приходят на богослужения? Понимают ли люди смысл происходящего на Страстной неделе, больше или меньше стало молодежи в храмах – о тенденциях жизни нашей Церкви в самый важный и напряженный период в церковном году – на Страстной седмице – рассказывают «Правмиру» священники из разных уголков России.

На пасхальной службе все понимают, что они тут делают

Священник из небольшого города

За прошедшие пять лет я не видел ни одного пьяного в храме и ни одного случайного человека. Да, людей в храме на пасхальной службе стало меньше, зато все, кто приходит, понимают, что они тут делают. В нашем приходе практически все причащаются на ночной службе.

Стало больше ходить детей на ночные службы. Появился запрос на вторую литургию, на утреннюю, чтобы и с утра могли причаститься пожилые, болящие и младенцы.

На Страстной неделе, понятно, все работают. Но есть тенденция, что некоторые берут себе отпуска и отгулы, чтобы попасть на особенно значимые богослужения.

А интерес тех, кто понимает все поверхностно, больше хочет поглазеть, сместился с пасхальной службы на утро Великой Субботы, точнее – на освящение куличей и пасх. Правда, и таких стало меньше.

Фото: tatmitropolia.ru

Но то, что они приходят на освящение, тоже неплохо. Речь даже не о материальной поддержке храма со стороны тех, кого принято чуть высокомерно называть «захожанами», хотя она ощущается однозначно в этот день, но, главное, о том, что хоть таким образом люди приобщаются к празднику.

Люди, действительно, подходят с вопросами именно в эти дни. И многие из них становятся прихожанами.

Хотя – кто знает. Храмов сейчас открывается много – за 20 лет в нашем районе вместо 19 стало 100, и, может быть, люди просто находят «свой» храм?

То, что храмов стало больше, конечно, сказывается на материальной стороне – денег, которые жертвуются на содержание храма через приобретение свечей и так далее, стало значительно меньше. Ведь людей, посещающих храмы или приходящих только, скажем, в Великую Cубботу, в городе больше не стало, они просто рассредоточились по всем храмам.

От того, что открывается много храмов, появляется еще одна проблема – нехватка духовенства. Когда за каждым священником закрепляется по два-три храма, он не может нормально окормлять всех прихожан чисто физически. Он как общался со 150 прихожанами, так и будет, а не в каждом храме сможет по 150 человек охватить.

Возможно, сегодня Церковь стала менее интересна людям со стороны, ушла новизна, а дальше идти не захотелось. Наверное, здесь виновата и сама Церковь – красивые заявления разбиваются о поступки тех людей, что находятся внутри. Вместе с тем, чем больше людей — значит, неурядиц, которые выплескиваются наружу, стало не больше в процентном содержании, но больше в целом, а благодаря СМИ и соцсетям они стали ярче, резонанснее. Церковная жизнь – разная, хорошего в ней гораздо больше, жаль только, что это хорошее не становится инфоповодом, в отличие от негатива. Но чтобы приходящие к нам не разочаровались, не посчитали себя обманутыми, задача священника – быть открытым.

Пасха стала частью жизни людей

Секретарь епархиального совета, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии Ивановской митрополии протоиерей Андрей Ефанов

Протоиерей Андрей Ефанов

В 80-е годы в храм, конечно, на Пасху людей приходило много. А вот на Страстной в храм ходили в основном только те люди, которые посещали церковь постоянно – как правило, это знакомый круг воцерковленных прихожан. Страстная неделя в основном проходила мимо нецерковных людей.

В 90-е годы люди «увлеклись» православием – стали интересоваться, чаще ходить в храмы. Но многие отнеслись к этому поверхностно, отошли от Церкви и остались только те, для кого православие стало частью жизни, а не просто увлечением.

Следующее поколение прихожан – это первое десятилетие нашего XXI века. В этот период произошел определенный спад, и людей в храм стало ходить меньше. Но каждый приходящий в храм стал относиться к своему посещению храма, к своей духовной жизни более осознанно, ответственно. А вот в последнее время, уже в наши дни, я не замечаю спада – наоборот, постепенно идет прирост прихожан в городах, да и в селах тоже. И это несмотря на то, что села сами по себе вымирают.

Вообще хотелось бы отметить, что в последние 15-20 лет храмы в основном посещают представители, скажем так, гуманитарной интеллигенции. В городах, конечно, образованных людей гораздо больше. В селах это учителя и, может быть, люди, переехавшие из городов в деревню. Сейчас это распространенное явление – таких людей немного, но они есть почти на каждом приходе.

Я знаю, что нередко люди приезжают в село, чтобы просто пообщаться со священником. Вроде бы в городе есть рядом храм, но не всегда есть такое общение.

У нас в благочинии, например, есть один священник – к его храму даже нет асфальтовой дороги. Но люди приезжают к нему несколько раз в год и из областного центра, и из Москвы – пообщаться, спросить совета. Таких людей, думающих, ответственно относящихся к своей жизни, в том числе и духовной – становится больше.

А вот молодежь очень медленно приходит в храм. Это вообще беда – то, что в наших храмах мы почти практически ничего не можем дать молодежи. Редкий священник умеет работать с молодыми людьми – для этого нужно обладать особым талантом.

Сейчас на Страстной неделе прихожане не просто стали чаще ходить на службу, а даже просят служить ежедневно. Несколько лет назад люди говорили: «Мы так устанем на Пасху, давайте начнем службы с Великой Среды, а в понедельник-вторник отдохнем». А вот сейчас люди относятся ко всем службам трепетно и не хотят лишать себя возможности присутствовать на этих богослужениях. Таких людей, конечно, немного, но это как раз та самая «соль земли». Идет очень медленный процесс «собирания камней». В свое время их легко разбросали, а теперь медленно-медленно, по крупицам, мы их начали собирать.

Меньше стало тех самых, простите, зевак, которые приходили к началу службы для развлечения. Раньше, я помню, молодежь приходила на ночную пасхальную службу сразу после дискотеки. Может, какое-то зерно в их души заронилось, но все-таки, как я понял, им это ежегодное развлечение надоело, и они стали приходить реже.

А вот людей, которые остаются до конца службы, которые готовятся к Причастию в этот день, – становится больше. Среди них есть и молодежь, и те, кто, может быть, не каждое воскресенье приходит в храм, но бывает на службах, не очень часто, но причащается. К Пасхе они готовятся серьезно – постятся, исповедуются. И вот эта подготовка делает для них Пасху значимым событием в их жизни, а не просто развлечением на какой-то короткий срок.

Фото: spbda.ru

Раньше бывало, кого-нибудь поприветствую «Христос воскресе!» на Светлой неделе, а мне говорят: «Так Пасха уже прошла». Но это только раньше мне люди так отвечали. Сейчас люди знают, что Пасха идет 40 дней. То есть теперь для них Пасха – это не какое-то кратковременное явление, а часть их жизни.

Прихожан не становится меньше

Священник из маленького города

Людей, приходящих на пасхальное богослужение, точно меньше не стало. Другое дело, что повысилось сознательное отношение людей к происходящему. Раньше мы заканчивали богослужение уже в полупустом храме, а сейчас до конца службы остается примерно три четверти людей, которые шли крестным ходом.

На самом деле, многое зависит от работы настоятеля, прихода. Знаю историю, когда в один храм настоятелем поставили монашествующего, с какими-то фантазиями о том, какая должна была бы быть жизнь у людей в миру, и народа стало ощутимо меньше, в том числе и на Пасху, что отразилось и на финансах – они уменьшились на треть.

Когда священник старается по-миссионерски, во время проведения треб, крещения объясняет людям практически каждый шаг, проводит беседы, проповеди говорит понятные и сам себя ведет достойно, то постепенно образуется круг прихожан, который не становится меньше.

Наш город – небольшой, старинный, несколько храмов, два монастыря, и люди как-то уже разбились по приходам, общее число прихожан не изменяется.

На Страстной люди тоже стараются приходить. Но если раньше мы служили на Страстной всю неделю, то теперь видим – людям тяжело ходить всю неделю на службы, да еще прибирать в храме, а к Пасхе его подготовить нужно в любом случае. Люди много работают, устают. Поэтому в понедельник и вторник мы не служим, и кто может – помогает убраться.

Со Страстного Четверга храм полон. Обычные всенощные службы по субботам, кроме больших праздничных дней, начинаются в 4 вечера, а в дни Страстной мы передвигаем их на 5 вечера, чтобы работающие успели. И благодаря такому переносу времени людей на богослужениях больше.

Все исповедуются до Страстной

Священник из храма в Москве

Последние лет десять-пятнадцать практически ничего не меняется во время Великого поста, на Пасху. Количество людей примерно одинаковое. Храм наполнен до отказа, больше не наполнишь, он не сможет принять еще больше людей. С другой стороны, и уменьшения тоже не происходит.

Что касается «захожан», которые приходят на Крестный ход, порой даже навеселе, так их за все 25 лет, что я здесь служу, было немного – несколько человек. Несколько человек и потом уходит, не оставаясь на все богослужение. Большинство людей, пришедших ночью на службу, остаются до конца, причащаются.

У нас очень сознательный приход. Люди идут не за каким-то харизматичным священником, как это порой бывает в Москве, а именно – в храм. Наш приход именно так воспитан еще с девяностых – на сознательное регулярное участие в таинствах. И на Страстной у нас люди причащаются на всех службах, при этом исповедуются до Страстной. Мы просим наших постоянных прихожан исповедоваться до Входа Господня в Иерусалим, а дальше уже – только если какие-то особые случаи. Но довольно много тех, кто не ходит постоянно. Так что если у нас в обычное воскресенье 250–300 причастников, то на Пасху их обычно больше.

Люди становятся все более просвещенными

Писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров

Протоиерей Артемий Владимиров

Безусловно, люди становятся все более просвещенными и духовно образованными. Об этом можно судить по тому, что едва ли не каждый второй посетитель храма в начале Великого поста стоит с книжечкой Великого Канона преподобного Андрея Критского, на Страстной седмице кто-то держит прямо на службе в руках Постную Триодь, то есть следит за всем, что читают и поют на богослужении…

Сегодня уже выросли дети, которые родились в освященных, венчанных супружествах, и сформировалось новое поколение христиан. Если зайти куда-нибудь в приход Святителя Николы в Кузнецах (это храм при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете), то можно увидеть сонмы молодежи, со всех концов России приехавшей в столичный вуз. Конечно, в этом отношении храмы Москвы и Петербурга держат пальму первенства.

Великий пост не зря именуется «весной покаяния». Два раза в месяц совершая миссионерские, педагогические или просветительские пастырские поездки, я вижу огромное число людей, алчущих и жаждущих живого слова, – на встречах, богослужениях, книжных форумах. Волгоград и Владивосток, Омск и Томск, Минск и Пинск…

Церковь своим теплом и светом привлекает все больше душ в свои материнские объятия, несмотря на «господствующее в мире растление похотью».

Каждый из нас должен быть «солнышком», «светилом», по выражению святого апостола Павла, призван собирать в своем сердце искорки Божией благодати в таинствах Церкви, щедро делясь ими с окружающими.

Фото: pccs.ru / Анна Мартынова

В чем нравственное совершенство православного христианина?

В том, чтобы «плакать невидимыми миру слезами» о страждущем человечестве, как завещал нам Николай Васильевич Гоголь.

Совершенство – и в том, чтобы «радоваться с радующимися», умножая вокруг себя чистоту и красоту, порядок и любовь…

Желаю всем читателям, пройдя вместе со Христом Спасителем через горнило Крестной Пасхи, войти в присносущный свет Христова Воскресения.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.