Как бы ни писалось, что искушения и борьба за спасение во все века одни и те же без отличий, приходится-таки говорить о принципиально новых бесовских ухищрениях. Я сейчас о ловушке «виртуального православия».
Я случайно оказался на орбите такой ловушки (не сам в нее угодил, а именно рядом сижу), указав вместо имени на странице vk сан (а там, где должна быть фамилия, у меня собственно имя). И меня по слову «протоиерей» регулярно находят незнакомые люди и что-нибудь пишут. Ладно бы еще спам торговцев церковной утварью – с теми всё понятно, им хоть бы как клиентов повылавливать. Но еще постоянно пишут искатели духовных советов. А вот это уже беда. Не для меня – для них.
(Предваряя вопрос о том, а что я сам вообще там делаю, скажу: соцсеть для меня – средство общения с «реально» знакомыми людьми, в некоторых случаях более удобное, нежели телефон, плюс способ рассылки информации о мероприятиях нашего молодежного культурного центра. Еще случается интересные для меня аудиотреки там находить. Всё.)
Можно было бы отнестись иначе, если бы написал человек парализованный или живущий в таком регионе, где до ближайшего православного храма сотни километров. Пока что ни одного такого не было. Пишут люди вполне молодые-здоровые и способные ходить в храм. Казалось бы, в чем проблема – нужен батюшка, так зайди в храм и окликни его. Не сложились отношения с одним батюшкой – окликни другого, благо нашего брата попа развелось – не счесть. Однако выросла формация благочестивых юзеров, руководствующихся принципом – зачем храм и зачем живой батюшка, когда есть соцсети с поисковиками?
Обычно пишу в ответ что-нибудь типа «простите, у меня нет благословения духовника заниматься пастырским окормлением незнакомых людей в интернете». Большинство виртуальных вопрошателей реагирует на это с обидой, некоторые начинают давить на совесть, в том числе путем обильного цитирования Священного Писания. В последнем случае бывает совсем непонятно, зачем таким «духовно продвинутым» людям понадобился советчик-батюшка.
Нормально, когда кто-то, прочитав те или иные мои публикации в сети, нашел меня для того, чтобы задать вопросы по прочитанному. Или просто человек проникся совпадением взглядов и решил познакомиться. Я теоретически и сам так могу поступить (однако буду не вправе обижаться, если на сетевую болтовню «за жизнь» у обладателя близких мне взглядов не найдется времени). Но так – с прицелом на диалог с конкретным человеком по конкретному поводу – бывает гораздо реже, чем когда найдут абы какого батюшку в сети – и давай окормляться. А если он еще и «попался» онлайн в сети… Вспоминается одна из «православных частушек» замечательного музыканта и поэта Сергея Калугина:
Наши бабы все в платках
табуном слоняются;
не дай Бог попа увидят –
два часа гоняются.
Только устарела она слегка. В нынешнее время бабы в платках в реальном пространстве как-то чуть проредились, зато умножились в виртуале, причем там бабы, которые гонятся за попами, могут быть любого пола и даже без платков. Но у попов ощущения те же – «не дай Бог увидят».
Во-первых, сетевым вопрошателям всё равно, чем занят батюшка, сидя за компьютером, и сколько у него может быть дел помимо «закомпьютерных». Раз ты онлайн, значит, по умолчанию можешь писать, а раз можешь – значит, пиши. Но это бы еще ладно, если бы речь шла только о вопросах, на которые нужна просто информация. (Отец Андрей Кураев, кстати, на такие вопросы в комментах своего блога обычно отвечает: «вас что, в гугле забанили?», и правильно, в общем-то, делает.) Важнее то, что во-вторых.
Для того, чтобы священник мог дать адекватный совет, ему надо знать человека, который ему этот вопрос задает. У каждого может быть своя степень воцерковленности, свой объем опыта духовной жизни, своя мера – что человек способен принять и исполнить. Или, говоря библейским языком, «вместить». И даже опытный – много лет служащий в сане – духовник, в том числе и хорошо знающий особенности духовной жизни своего прихожанина, не застрахован от ошибок, которые могут этому прихожанину дорого стоить. Пусть даже вопрос несложный, и для ответа на него достаточно знания общих принципов православной аскетики – можно эти общие принципы по-разному сформулировать, и индивидуальная «вместимость» этих принципов вопрошателем может зависеть от незначительных с виду деталей. Да даже от интонации голоса, в конце концов…
Кому-то нужно руководство к действию в армейском стиле, и от недостатка конкретики человек впадает в растерянность. Кто-то, напротив, очень ревностно охраняет собственную свободу, и любой повод заподозрить в словах священника посягательство на свободу личности может переключить смысл духовного совета на обратный. Кто-то каноны-акафисты щелкает как орешки, а кому-то лишний раз 50-й псалом прочитать – непосильный подвиг. И так далее.
Следующая проблема – дозированность информации в сетевой переписке. Бывает так, что при живом общении замечаешь, что человек что-то не договаривает. Например, излагая конфликтную ситуацию, выгораживает себя. Или вслух говорит об одном, а болит у него другое. Особенно если человека хорошо знаешь, всё это несложно вычислить, и можно попытаться помочь выговориться с большей откровенностью. Когда мало того, что человек незнакомый, так его еще и не видишь и не слышишь – отвечая на буквы, можно совсем не в то небо пальцем попасть. Это как врачебная диагностика по пересказу симптоматики.
Да, были старцы, которые наставляли множество незнакомых им лично людей по переписке. В первую очередь вспоминаются Феофан Затворник, оптинцы, о.Иоанн Крестьянкин. Но на то они и старцы. Я – не старец. Мало того, боюсь страшно разочаровать искателей духовного руководства в блогах и соцсетях, но выскажу предположение, что люди уровня Феофана Затворника и Иоанна Крестьянкина вконтакте онлайн не сидят вообще.
Зато их – святителя Феофана и старца Иоанна – письма доступны как в сети, так и на гуттенберговских носителях. И искать универсальные ответы на духовные вопросы в них вполне можно самостоятельно. А если всё-таки нужен совет батюшки по конкретной ситуации, ангела-хранителя в путь до ближайшего храма!
Дело еще и в том, что эффект от духовного совета в «виртуале» и от совместной молитвы духовника и прихожанина в храме не может не различаться. В соцсетях мы слишком легко всё кликаем (лайкаем, перепощиваем). Сколько раз видишь на странице мероприятия вконтакте аватарку кого-то, кто «обязательно пойдет», потом при встрече спрашиваешь, почему не был – «а что, такой-то батюшка (или музыкант) приезжал? когда? ах, какая жалость, я не знал». То есть это уже нормально – кликать «на автомате», не глядя. Пусть на вопрос, который мы сами задали, ответ мы всё-таки прочитаем, но не факт, что относиться к этому ответу будем намного серьезнее, чем ко всем этим лайкам и перепостам. Иное дело, когда, идя в храм, мы прилагаем хоть какие-то усилия, чтобы получить благословение или духовный совет, молимся, чтобы Господь вразумил нас через нашего духовника, а он, в свою очередь, сопровождает свое благословение молитвой о помощи Божией нам.
Да и какие основания доверять незнакомому «юзеру» только на основании того, что он на странице назвал себя протоиереем или архимандритом? Может, такой ник себе присвоила тетя Дуся с нездоровым чувством юмора? Мало ли где она выудила фото с крестом и бородой на аватарку. Даже если это и не тётя Дуся, а вправду батюшка – так и батюшки с разными тараканами в головах встречаются.
Однако самое, пожалуй, главное моё возражение против интернет-пастырства сводится к тому, что христианство невозможно без общины (конкретнее, в миру – без приходской жизни). И в храм хорошо бы приходить не как в учреждение культового обслуживания, а как в круг духовно близких людей. Один из которых – не как глава общины, а как старший брат в ней, берет на себя ответственность перед Главой общины – Христом, принимая исповеди прихожан и помогая им в духовной жизни. Нет храма с такой общиной – значит, помоги Господи ее созиданию. Это только в настоящем храме можно сделать, не в vk-«группе» или жж-«сообществе». А еще во многих храмах есть свои – различающиеся в частностях – традиции, у разных священников свои особенности духовнической практики – необязательно одни правильные, другие нет, просто в созидании приходской жизни допустима определенная доля свободы. Поэтому правильная рекомендация мудрого батюшки в интернете может оказаться неправильной в конкретном храме с не менее мудрым другим батюшкой – а всё потому, что поговорка про поход в чужой монастырь со своим уставом верна не только для монастырей.
И помните, дорогие мои, что Господь нас зовёт в настоящее Царство Небесное. Не в виртуальное.
P.S. Вспомнилась мне по поводу одна моя же зарисовочка 10-летней давности.