Пасха, Господня Пасха! (1960 г.)
«Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющыя». |
Милостью Божиею вновь сподобились мы дожить до празднования величайшего и радостнейшего христианского праздника – «праздников праздника и торжества торжеств» Светлого Воскресения Христова – Святой Пасхи.
С любовью шлем мы всем нашим читателям неизменно-новый, исполненный благодатной силы, вечно-радостный пасхальный привет:
«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»
Как счастливы мы, православные христиане, что есть у нас этот дивный праздник, что еще можем мы, забывая все житейская невзгоды и скорби нынешней злокозненной земной жизни, ежегодно наслаждаться «сего добраго и светлаго торжества»! Поистине нет веры более радостной, чем наша православная христианская вера. А это потому, что вдохновляется она радостью о Воскресшем Господе.
Воскресение Христово – краеугольный камень нашей святой веры.
Поэтому и празднование его исполнено особенного торжества и ликования.
«Этот праздник», говорит великий отец Церкви св. Епифаний Кипрский: «торжественнее всех празднеств. Он составляете для всего мiра празднество и обновления и спасения. Сей праздник есть глава и верх всех праздников».
Весьма характерно, что в нынешнее время только одна наша св. Православная Церковь празднует «сей нареченный и святый день» так, как он праздновался первыми христианами в глубокой древности, и это само по себе уже является сильнейшим свидетельством истинности нашей св. Православной веры, превосходства ее над всеми иными исповеданиями, называющими себя «христианскими», но отделившимися от св. Православия.
А как праздновалась св. Пасха в первые века христианства, об этом красноречиво и образно повествует нам св. Григорий Нисский.
«Сегодня», говорит он: «вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного занятия, оставив дела обыкновенныя, как бы по данному знаку, обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничною одеждою; корчемницы стоят пустыми, исчезли шумныя сборища, как исчезает зима с появлением весны; безпокойства, смятения и бури житейския сменились тишиною праздника. Бедный украшается, как богатый; богатый одевается великолепнее обыкновеннаго; старец, подобно юноше, спешит принять участие в радости, – и больной превозмогает болезнь свою; – дитя, переменив одежду, празднует чувственно, потому что еще не может праздновать духовно; девственница веселится душею, потому что видит светлый торжественный залог своей надежды; мать семейства, торжествуя, радуется со всеми домашними своими, и сама она, и муж ея, и дети, и слуги, и домочадцы, все веселятся… Ныне и праведник радуется, и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печальнаго, который не находил бы утешения в торжестве праздника.»
А наша дивная пасхальная заутреня! Разве может что-нибудь на земле сравниться с умилительнейшим и возвышеннейшим торжеством нашего пасхального Богослужения, которое, как мы это часто видим, влечет в наши храмы в пасхальную ночь, с какой-то неодолимой силой, даже людей, чуждых нам по вере?! В эту «священную и всепразднственную нощь» как бы само небо, какою-то своею частицею, опускается к нам на нашу грешную землю, и нам, в меру каждого – кто сколько может вместить – дается вкусить нечто от райской сладости, от того невыразимого на человеческом языке райского блаженства, которое ожидает всех истинных христиан в будущей жизни.
В чем же заключается коренная причина этой светлой пасхальной радости?
В том, что, как поется в пасхальном песнопении, «От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющыя».
Причина нашей светлой радости в том, что Воскресением Христовым побеждено зло – побеждено последствие зла – наш злейший враг – смерть, и от этой, исполненной зла, грешной земли мы возведены на небо.
Воскресением Христовым мы избавлены от мрачной власти ада, и нам дана возможность иной вечной блаженной жизни.
Торжествуя эту победу над смертью и адом, св. Церковь радостно призывает нас принять участие в ее победном пении:
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало»…
«Ныне спасение мiру», поучает св. Григорий Богослов: «мiру видимому и мiру невидимому. Христос из мертвых – возстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей – восходите и вы! Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха! Отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: «Аще кто во Христе – нова тварь» (2 Кор. 5, 17).
«Будем же праздновать этот величайший и светлый праздник», взывает св. Иоанн Златоуст: «в который воскрес Господь! будем праздновать его светло и вместе благочестиво, ибо Господь воскрес и воскресил вместе с Собою вселенную».
Что означает наша радость в день праздника Пасхи, наши светлые возвышенные переживания во время пасхальной заутрени, как не ясный голос, из глубины нашего внутреннего сознания исходящий, что та наша обычная повседневная жизнь, которой мы живем на земле, не есть настоящая жизнь, к коей мы предназначены, что душа наша стремится к иной жизни – к той именно светлой блаженной жизни, возможность которой даровал нам Господь Своим Воскресением, жизни свободной от уз греха, жизни чистой, небесной, что наша подлинная радость, подлинное блаженство – подлинное счастие не на земле, а на небе, не в земном, а в небесном.
А потому с негодованием должны мы отметать от себя, решительно отвергать все, что крепко привязывает нас к земли, что делает нас самих «земными», неспособными вознестись к небу, безчувственными к мiру небесному, духовному. Мы созданы не для этой тленной земли, а для вечной нетленной жизни, которую Господь, освободив нас от власти греха, вновь даровал нам Своим Воскресением.
Светло празднуя радость Св. Пасхи, пока это еще доступно нам, будем же всячески ограждать себя от тлетворного влияния мiра, Воскресение Христово не приемлющего, будем всячески бегать безчисленных соблазнов, всюду ныне для уловления душ разсеянных, будем тщательно, в тесном союзе с истинною Церковью, готовить себя к вечной нетленной жизни, уготованной нам Воскресшим Господом, радостно воспевая вместе со всеми верными победную песнь:
ПАСХА НЕТЛЕНИЯ – МIРА СПАСЕНИЕ!