«Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути: «Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем»! Давайте же и мы, очищенными мыслями будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: «Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, в Царство Небесное!» (стихира Великого понедельника, перевод иером. Амвросия Тимрота).
К концу поста становится ясно, что время «весны покаяния» прошло по большей части неплодотворно, а то и вовсе впустую. Нет своих собственных сил на то, чтобы постоянно бодрствовать духом и поддерживать свой светильник души горящим. Не получается достойно нести крест свой вслед за Иисусом, как предлагалось в середине Великого поста. Ну, тогда хотя бы склониться напоследок перед подножием креста Голгофы!
Первоначально в древней Церкви под именем Пасхи соединялись два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Христа. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения. Первые из этих дней чествовались постом, вторые — торжественной радостью. Впоследствии эти дни получили названия Страстной (у греков — «Великой») и Светлой седмиц (у греков – «Обновления»).
Каждый день Страстной, и утром, и вечером, слышатся евангельские чтения. В понедельник и вторник – все притчи и поучения Христа, произнесенные Им в последние дни Его земного служения.
Одна из главных тем Великого понедельника – о бесплодной смоковнице, проклятой Иисусом. Зачем же проклятой? – недоумевают многие, читая этот эпизод. Ведь была весна, совсем не время собирания смокв, как упоминает евангелист Марк. Смоковница в данном случае послужила изобразительным примером или демонстративным материалом в том, что может быть с религиозным сообществом в целом, и в то же время с каждой отдельной жизнью человека, если по наружности человек или целая религиозная организация выглядят пышно зеленеющими, а внутри неспособными принести плоды. Такая обманчивая зелень рано или поздно непременно разоблачается приговором: «Се, оставляется дом ваш пуст» или «да не будет же впредь от тебя плода вовек». «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», — учил еще Иоанн Предтеча (Мф. 3, 10).
Тему бесплодной смоковницы продолжает другой евангельский текст, звучащий на следующий день: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробницам побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы снаружи кажетесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23, 27-28).
А довершают всё это чтения Великого вторника на вечерне перед Преждеосвященной литургией, когда звучат притчи о 10 девах, о Талантах и о Страшном суде (25-я глава от Матфея). Именно притча о девах послужила для создания ключевых гимнов первых трех дней Страстной седмицы:
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа (рус.: но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным). Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь (и одежды не имею, чтоб войти в него): просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.
У глупых дев, в отличие от разумных, не хватило в светильниках масла для того, чтоб встретить с торжеством Жениха. Масло (в греческом оригинале έλαιον) сходно по написанию и созвучию со словом, означающим милость, сострадание (έλεος). То есть тем девам не хватило самого главного, к чему призван всякий христианин, – милости и любви (по мнению преп. Серафима Саровского, еще и Духа Святого им не доставало).
«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи», (Лк. 12, 35-36) — напоминал Иисус в другом случае, рассказывая о возвращении хозяина с брака; здесь похожий случай, только брачный пир не кончен, а наоборот, предвкушается. А негодный ленивый раб из следующей притчи зарыл врученный ему от хозяина талант в землю вместо того, чтобы пустить его в оборот и получить прибыль.
Отсутствие елея в светильниках в притче о девах – то же самое, что зарытый в землю и не преумноженный талант у ленивого раба. И, безусловно, то же самое, за что козлищам по левую сторону Царя будет сказано: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не пришли ко Мне» (Мф. 25, 41-43).
Поэтому одна из стихир Великого вторника напоминает:
«Придите, верные, потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати радости со своим Владыкой удостоимся. Ее и нас сподоби, Христе Боже, как Человеколюбец».
Подытоживает все эти мысли кондак Великого вторника:
«О часе конца, душа, помыслив, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: «Да не пребудем вне чертога Христова!»
Великая среда – день предательства Христа Иудой и одновременно воспоминание помазания Иисуса в Вифании в доме Симона прокаженного, согласно евангелистам Матфею и Марку, некой безымянной женщиной (по евангелисту Иоанну – Марией, сестрой Марфы и Лазаря, воскрешенного из мертвых). Церковная гимнография склоняется к первому варианту и считает ту женщину грешницей и блудницей, имея в виду также повествование Лк. 7, 36-50.
Стихира византийской монахини Кассии (IX в. по Р.Х.) поэтически осмысливает это событие:
«Господи, во многие грехи впавшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы служение взяв на себя, с рыданием миро Тебе прежде погребения приносит…»
Её поступок противопоставляется Иудиному:
«Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело – небрежение, великое – покаяние…»
В песнопениях эта блудница даже называется иногда «целомудренной», что с точки зрения обычной логики – противоречие в определении! Но именно при встрече с Иисусом все её прежние грехи изглаживаются, и былая цельность человеческого существа восстанавливается, так что ее пример вдохновителен для каждого из нас, кто не чувствует в себе ни горения веры, ни дел милосердия, ни умноженных талантов и вообще ничего доброго. Только перед совершенной милостью и любовью Иисуса не стыдно пролить слезы, не стыдно ощутить свою пустоту и никудышность:
«Больше, чем блудница, беззаконий совершив, слёз потоков я Тебе вовсе не принёс; но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой, с любовью целуя пречистые ноги Твои, дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов, взывающему Тебе, Спаситель: «От дел моих нечистых меня избавь!»» (кондак Великой среды).
Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой… верные, придите, насладимся
Когда приближались Христовы страдания, евангелисты Матфей и Марк доносят до нас следующий эпизод. Подходят к Иисусу его ученики Иаков и Иоанн, причем после сказанных слов о том, что «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33-34). И просят следующее: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей». Тогда Иисус спрашивает: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, а дать сесть по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 37-40).
Ученики, очевидно, смогли вместить только последнее слово о будущем воскресении или, точнее, о скором в их представлении приходе Мессии в Его силе и великолепии, тогда как слово о Его страдании, отвержении и Кресте осталось невоспринятым. Он им говорил о крестных муках, они же мечтали о славе… Впрочем, как и подавляющее большинство из последующих поколений христиан до сего дня.
И вот настает момент Тайной вечери, когда Христос предлагает ученикам эту общую Чашу: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20). И апостол Павел, рассказывая об этой же Тайной Вечери, добавляет: «Ибо всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете чашу, — вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет» (1 Кор. 11, 26). А в одной из молитв Литургии Василия Великого добавлено: «смерть Господню возвещаете, воскресение Его исповедуете»… Поэтому — «да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьет» (1 Кор. 11, 28).
В чем же может состоять это самоиспытание? Прежде всего, наверно, в том, насколько я сам, подходящий к этой чаше, причастен к служению Христову и Его любви, раскрывшейся в страданиях за мир. Насколько я имею часть с Ним. После той самой просьбы братьев Зеведеевых о причастии Его славе в беседе с ними Христос замечает: «Вы знаете, что те, которые считаются начальниками над народами, господствуют над ними, вельможи над ними показывают свою власть; но не так между вами. Но, кто хочет стать великим между вами, пусть будет вам слугой (по-греч. — диаконос); и кто хочет между вами быть первым, пусть будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих» (Мк. 10, 42-45).
Эти же слова с небольшими изменениями повторяются на Тайной Вечери, когда снова возникает вопрос среди учеников, кто из них больше: «Больший между вами да будет как младший, и начальствующий как служащий(диаконон). Ибо кто больше – возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас – как служащий (диаконон)» (Лк. 22, 26-27). Итак, жизнь в Церкви как собрании христиан призвана быть общением в служении друг другу. «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2); «любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13).
В таком случае все мысли о недостоинстве причащения уместны вовсе не потому, что кто-то из нас подходит к нему каждый раз с какими-то мелкими грешками, а по той самой причине, что мы не реализуем это общение в диаконии ближним, к которому нас призвал Господь! Собираясь каждый раз вместе в храме, составляем ли мы реальное тело Христа, где каждый член сообщается с другими и поддерживает их, а они его, и все они омываются одной и той же Кровью Господней? Вот в чем главный вопрос! А неуклонный призыв «примите, ядите» обращен, разумеется, вопреки нашему всеобщему недостоинству и неверности – Христос-то нам остается верным до конца.
Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы (Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой) на горнем месте высокими умы (на высоком месте с возвышенными мыслями), вернии, приидите, насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся (высочайшее слово услышав от Слова), Егоже величаем (ирмос 9-й песни канона Вел. Четверга).
Эта Тайная Вечеря как пасхальная трапеза, совершенная с апостолами, скорее всего, заранее (по евангелисту Иоанну), где среди учеников Христа нет заколотого пасхального Агнца, но сам «Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира» будет заклан несколькими часами позднее, — предвкушение того нескончаемого пира в Чертоге Бога, который еще только должен открыться. «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 29-30).
И не только на литургии Великого Четверга, но абсолютно на каждой, в священническом Служебнике в благодарственных молитвах по причащении дано одно из пасхальных песнопений, относящихся к Воскресению:
«О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего».
Читайте также: