Надо сказать, что в советские времена значимость Великой Субботы во многим подчёркивалась для многих людей тем, что это была последняя возможность причаститься перед Пасхой, потому, что на саму Пасху часто не причащали. И многие люди, если в Великий четверг были на работе, шли на субботнюю литургию ради причастия.
Сейчас этот мотив уже не столь значим, потому что Святейший патриарх Кирилл благословил причащать в Пасхальную ночь без исповеди.
Поясню в чём дело. Многие люди, я знаю, обижаются, что во некоторых храмах нет Пасхального причастия. Я и сам, когда был семинаристом, тоже готов был этим скорее возмутиться. Но затем, когда я стал клириком, я понял в чем дело. Все-таки для священника Великий Пост – это очень тяжелое время, в том числе и время исповеди. А у нас, в русской церковной традиции, очень тесная связь исповеди и причастия. На Пасху приходит множество людей. И если в этот день причащать, то надо их исповедовать. Это означает, что священник должен выйти из собственного радостного, уже пасхального настроя и вновь погрузиться в мир человеческих страстей и выступить в роли этакого «пылесборника». И, в общем, я понимаю тех батюшек, которые как бы говорят прихожанам: «Дорогие люди, ну мы весь год с вами, готовы выслушать вас, что-то посоветовать, ответить. Ну, можно, ну раз в году, можно мы попробуем просто молиться причаститься к Христу, не погружаясь в подробности ваших семейных дрязг? Сделайте нам такой подарок, если можно».
Есть же у священника право на переживание литургии без разрыва на исповедальные эпизоды.
Плюс к этому, если священник служит один, он должен будет постоянно отрываться и выбегать на исповедь или невероятно затягивать службу, чтобы исповедовать всех желающих в эту праздничную ночь. А если священников несколько, то кто-то из них окажется лишен пасхальной радости и должен стоять вне алтаря где-то в притворе и выслушивать откровения тех, кто почему-то не сумел в Великий Пост найти возможность дойти до храма исповедаться и причаститься.
Мне кажется, в этом есть своя правда и своя логика.
Но два года назад Патриарх Кирилл в письме к московским настоятелям сказал, что прихожан, особенно тех, которые священникам известны, допускается причащать в пасхальную ночь без исповеди в надежде на то, что те, кто достоят до четырех утра вряд ли будут какими-то любопытствующими или хулиганствующими элементами. Останутся только люди уже достаточно церковные. А раз так, то можно и не прятать от них святыню. Можно заранее на службах Страстной седмицы объявить, что тот, кто причащался хотя бы раз Великим постом, может прийти к Причастию в пасхальную ночь без исповеди. Такое объявление сможет снять многие проблемы.