Патриарх Кирилл: Потеря духовной идентичности – это приговор любой стране (+видео)
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, дорогие участники торжественной церемонии!
Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически – отправил своих послов, чтобы понять, где, как служат Богу. Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремление предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу – выбору веры.
Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Путь, последователями которого многие, сами того не зная, являются – это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует. Если бы Владимир думал так же, как наши некоторые современники, он бы никогда не сделал бы свой выбор – он бы стал язычником или стал бы христианином лично на личном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России. Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который дает нередко религия, он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа, и в Святом Крещении познал Его как свет, истину и жизнь.
Сложности в экономике и в политике существуют в любом обществе, но потеря духовной идентичности – это приговор любой стране, она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа. Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом и хитрецом или двоедушным человеком, он был всегда целостен и искренен – и когда заблуждался и творил беззакония, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.
Этот памятник – напоминание всякому взирающему на него – а ты также искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, к народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды или своекорыстного интереса? Но христианин – это тот, кто следует Христу не только, когда ему удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности – это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической, нехватка любви друг ко другу, к нашему с вами Творцу и ко всему творению. Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал никак и не так – это все что уснуть под сенью собора, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать и ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения, и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.
Владимир в народном сознании был Красным Солнышком – так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, тогда она перестает быть истиной. Это решительность, ревность ко Христу и целостность следования Евангелию уподобила Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.
Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не настолько громаден и заметен, но его следствие не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь – это и есть выбор веры, от которого зависит судьба не только каждого из нас, но и всего мира.
Памятник князю Владимиру – это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец.