Патриарх Кирилл: Прошли времена, когда к приходской работе можно было относиться спустя рукава
Сегодня на повестке дня — утверждение проекта Положения о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций по программам специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Этот документ — еще один шаг к развитию всех этих родов деятельности, в первую очередь на приходском уровне. Я обращаю внимание на то, что специалистов в указанных сферах нам нужно сегодня больше, чем священнослужителей. Ведь катехизатор, миссионер, молодежный и социальный работник должны со временем появиться на каждом приходе. Более того, приход, который их лишен, даже при жертвенном служении священника не сможет развиваться. Вот почему перед нами сегодня стоит очень ответственная задача.
В последние годы мы проводим системную работу, касающуюся организации приходской жизни. Есть определенные результаты, но предстоит еще многое сделать. Приходы должны быть сильными не только благодаря деятельности священнослужителей — даже ярких и харизматичных, — но в первую очередь благодаря развитой системной работе во всех тех областях, относительно которых Церковь проявляет особую заботу и которые Церковь связывает с духовным благополучием народа, со спасением людей. А такая работа сегодня немыслима без мирян, которые являлись бы специалистами в тех областях, о которых я только что сказал.
Приход — неотъемлемая часть жизни любого православного верующего человека. Но приход также — это ворота, через которые в Церковь входят люди неверующие; и для многих наших невоцерковленных соотечественников приход — это зеркало Церкви в целом. В какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе жизнь, радость, активность или, напротив, встретит хаос, недружелюбие, отчужденность, — во многом зависит и его восприятие Церкви. Например, неверующий человек услышал выступление пастыря или архипастыря по телевизору, свидетельство об истине и слова евангельской любви, поверил этим словам и устремился в близлежащий приход, — а там видит лицемерие, неприветливость, грубость, что совершенно недопустимо.
Недавно мне рассказали о случае в одном из московских приходов. Там совершалась архиерейская Литургия в честь престольного праздника при большом скоплении народа. И вот несколько стоявших в притворе, уважаемые немолодые люди, вдруг совершенно неожиданно услышали грубости со стороны работников храма и местных завсегдатаев-прихожан. Они не дождались ни проповеди, ни окончания Литургии — развернулись и ушли. Те, кто грубостью своею отталкивают вновь пришедших в храм, наносят ущерба больше, чем приносят пользы все наши с вами усилия по организации приходской жизни.
Вот если у нас так дело будет развиваться, то мы будем больше терять, чем обретать. Мы не можем позволить этим людям разрушать добрые чувства тех, кто приходит в храм, — может быть, с желанием стать членом прихода, воцерковиться, приобщиться к церковной жизни. Приходское «гостеприимство» давно стало притчей во языцех и предметом для множества шуток. А задумывались ли мы, кто несет ответственность за духовную судьбу тех людей, душам которых такая «встреча» и такое «гостеприимство» нанесло глубокие раны? Тех, кто отшатнулся от храма — хорошо, если на время, — лишь потому, что ему нагрубили, от него отвернулись, мимо него равнодушно прошли? Вина в подобных случаях лежит не только на самих приходских «тетушках», но и на настоятеле, у которого «не находится времени» на заботу об атмосфере, царящей среди его паствы. Я глубоко убежден, что в больших приходах, особенно на праздники, среди народа, там, где и возникают конфликтные ситуации, рядом с церковными ящиками, должны находиться приходские миссионеры. Они должны останавливать эти конфликты немедленно. Они должны останавливать разбушевавшихся тетушек. А кто же еще? Ведь священник — в алтаре и не знает, что происходит. Мы сегодня будем говорить, в том числе, о подготовке миссионеров, — так вот, очень важно, чтобы миссионер был человеком, который несет ответственность за обстановку на приходе. А это значит, что ни один человек не должен быть изгнан из прихода невежеством, грубостью кого-то из прихожан или невниманием церковнослужителей.
Прошли времена, когда к приходской работе можно было относиться спустя рукава. Приходская работа — это самый ответственный участок жизни Церкви, я бы сказал, это ее передовая линия. И подход к ней должен быть принципиально иным, чем раньше, когда на приходские послушания назначались случайные люди без всякого образования и определенного вида занятий.
Приходской работой должны заниматься сегодня горящие верой люди — а такие найдутся в каждой церковной общине. Миряне, люди ответственные и активные, возможно, реализующие свой потенциал в каких-то светских профессиях, но при этом горящие желанием и Церкви послужить. Практика показывает, что если верующий человек сумел добиться каких-то результатов в своей светской профессии, то и к приходской работе он будет относиться ответственно и серьезно. Тот документ, который нам предстоит принять, возможно, не самый важный для развития приходской работы, но это важный кирпичик в здание церковной работы в этой сфере, результат которой зависит от каждого чада нашей Церкви.
Этими словами я и хотел бы начать нашу работу, еще раз подчеркнув, что подготовка приходских работников — миссионеров, катехизаторов, молодежных и социальных работников — является сегодня важнейшим приоритетом нашей Церкви, наравне с реформой богословского образования. Поэтому неслучайно мы с вами на каждом заседании Высшего Церковного Совета рассматриваем эти вопросы, и полагаю, что и нынешнее заседание должно помочь нам сделать важный шаг вперед на этом добром пути.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси