Слово Патриарха Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей (полный текст+видео)
— Ваше Святейшество, возлюбленный во Христе собрат, Патриарх Варфоломей, Ваши Блаженства и Святейшества! Каждая встреча Предстоятелей Православных Церквей – событие особой важности. Это возможность обменяться мнениями, обсудить волнующие нас проблемы, принять согласованные решения по вопросам общеправославного значения. Но, прежде всего, это возможность вновь почувствовать наше единство, в особенности, когда мы совместно приобщаемся к единой чаше, сознавая, что все мы – одно тело во Христе.
Мы благодарим нашего дорогого собрата, Святейшего Патриарха Варфоломея за инициативу и организацию этой встречи. Собираясь вместе, мы ясно осознаем, что Церковь наша – единая и соборная, что сохранение и укрепление ее единства является первостепенной заботой, которая лежит в основе всего нашего служения. Святой Великий Собор призван стать видимым, ясным, убедительным свидетельством единства Православной Церкви, и мы все понимаем, что Собор сможет стать таковым только если он будет отражать подлинное единомыслие Поместных Православных Церквей. Ради достижения такого единомыслия всем нам предстоит совместно и усиленно трудиться в предсоборный период.
Мы с удовлетворением отмечаем, что озабоченность отсутствием общеправославного признания блаженнейшего митрополита Ростислава, предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, которую неоднократно выражали, как Московский Патриархат, так и другие церкви, была услышана. Его Блаженство сегодня присутствует среди нас, получив должное признание теперь уже всех Поместных Церквей.
Вместе с тем, мы не можем не замечать и тех проблем, которые пока не позволяют нам говорить о желаемом единомыслии в нашей православной семье.
- До сих пор отсутствует полное общение между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами. Его восстановление – насущная задача, особенно в то время, когда весь мир с тревогой следит за событиями на Ближнем Востоке. В первую очередь от религиозных общин данного региона люди ждут примера сплоченности, готовности преодолевать разногласия.
- Сейчас на Украине насильственным путем захвачено более 30 храмов, еще не менее 10 находятся под угрозой. Раскольники и поддерживающие их националисты выдают это за добровольные переходы верующих в так называемый Киевский Патриархат. На самом деле это самые настоящие бандитские рейдерские захваты. Проводят собрание лиц, не имеющих отношения к общине, затем при помощи местных властей фальсифицируют уставные документы, захватывают храм силами местных боевиков националистов, а общину храма вместе со священником выбрасывают на улицу.
Невозможно представить, чтобы здесь, в Швейцарии, в Греции или в другой европейской стране верующие иной конфессии могли бы прийти в православный храм и принять решение, что теперь этим храмом будут пользоваться они, а на Украине это сейчас реальность. Изгнанные из храмов общины канонической Церкви выигрывают все судебные процессы, суды подтверждают, что захваченная храмовая собственность принадлежит им, но раскольники и их полубандитские вооружённые формирования игнорируют решения судов, защищая захваченное силой.
Наших верующих бьют, наносят им увечья. Совсем недавно в селе Птичье Ровенской области верующих жестоко избили только за то, что они пошли по селу крестным ходом. Кто-то из жертв оказался в больнице. Месяц назад в том же селе раскольники устроили массовое избиение верующих и духовенства, пришедших помолиться в свой храм, а потом блокировали их в церкви, и пять дней морили голодом, холодом и жаждой, отключив воду, тепло и свет. На пятый день пожилым женщинам в храме стало плохо, но бандиты отказались даже пропустить Скорую помощь. Женщину в тяжелом состоянии пришлось вывозить на машине полиции. И это лишь один пример того, до чего может доходить ненависть раскольников к верующим канонической Церкви.
Эти люди сеют зло, сознательно создают межконфессиональный конфликт, раскалывают украинское общество. Совсем недавно один из них публично заявил, что если Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий до сих пор принадлежит к канонической Церкви, то это лишь, потому что не нашлось подходящего орудия пытки, утюга или паяльника. Страшно представить, что было бы, если бы эти бандиты получили каноническую легализацию и влились в нашу среду.
Украинская Православная Церковь, страдающая от раскола, вместе со всей полнотой Русской Церкви, благодарна братским поместным Церквам, в частности, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской и Польской за молитвы, за поддержку, выраженную в последние месяцы их Предстоятелями и Архипастырями. Святейший Патриарх Сербский Ириней совершенно верно написал мне об украинских раскольниках: «Эти люди относятся к православию только по имени». Далее цитата: «Их презрение к нормам христианской морали, готовность ненавидеть, лгать и проливать кровь есть живое тому свидетельство», – конец цитаты. Для таких людей есть лишь один путь в Церковь – через покаяние. Нас спрашивают, почему мы не хотим с ними объединяться? Требуют начинать диалог, едва ли не на равных, но какое может быть согласие между Христом и Велиаром?
Православный народ Украины по-прежнему поддерживает каноническую Церковь. Последний крестный ход наших верующих в Киеве в день празднования Святаго князя Владимира собрал десятки тысяч людей, по некоторым подсчетам, около ста тысяч. Я верю в будущую Украинскую Православную Церковь. Ее верующие едины в своем осуждении раскола. Насилие и зло лишь укрепляют их в подвиге любви и веры.
Нынешнее наше собрание является вторым за последние два года. Думаю, все мы согласимся, что процесс подготовки Великого Собора заметно активизировался в последнее время. Вместе с тем постараемся дать объективную оценку той работе, которая была проведена за время, прошедшее с дня Собрания Предстоятелей в 2014 году. Необходимо признать, что весьма многое из намеченного нами оказалось впоследствии не выполненным в рамках специальной Межправославной комиссии и V Всеправославного Предсоборного Совещания.
Нет никаких непреодолимых препятствий к достижению согласия по любым вопросам общеправославной повестки дня, при условии равного уважения к мнению каждой Поместной Церкви, даже самой небольшой по количеству верующих. Считаю, что документ «Календарный вопрос» должен быть непременно пересмотрен в рамках дальнейшей подготовки в Святому Великому Собору, ведь центральный для документа вопрос перехода на новую пасхалию, или, как сказано в нем, более точного определения даты Пасхи, в настоящее время совершенно не является актуальным для Православной Церкви и может посеять лишь смуту среди многих верующих, и посеет ее немедленно.
- Не меньшую озабоченность вызывает состояние документа «О препятствии к браку». Как воспримут наши верующие и внешний мир документ, в котором будет лишь сухой и содержащий, к тому же, ошибки, перечень препятствий к заключению церковного брака? И никак не отражена позиция Церкви по настоящим, действительно актуальным проблемам, с которыми сталкивается институт семьи в современном мире.
- Считаю исключительно важным, чтобы в рамках Предсоборного процесса получила свое развитие разработка темы автокефалии и способ ее провозглашения, и документ был вынесен на Собор. Это хотя бы потому необходимо, что текст, по существу, давно уже согласован, принято принципиальное и единогласное решение, что провозглашение новой автокефальной церкви должно быть делом общеправославного значения и должно включать в себя достижение консенсуса Поместных Церквей в каждом отдельном случае.
- По теме «Православная диаспора» наша Церковь уже неоднократно высказывала беспокойство в связи с отсутствием подготовленного проекта Соборного определения.
- Наконец, нам предстоит совместно обсудить еще один вопрос – о месте проведения Собора. Этот вопрос поднимался уже в письме Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Как мы видим, вопросы нам предстоит еще совместно решить, для того чтобы сделать возможным созыв Великого Святого Собора Православной Церкви.
- Уверен, что действительная причина того, что многие документы до сих пор остаются несогласованным, отнюдь не в наличии противоположных мнений у разных Церквей, а в неэффективной методологии подготовки Собора. Более того, если мы хотим, чтобы Соборные постановления действительно были восприняты народом Божиим, мы должны сделать обсуждение проектов документов открытым.
В Русской Православной Церкви уже более пяти лет эффективно действует подобный механизм. Принятию нашим Архиерейским Собором документов предшествует продолжительная дискуссия по их проектам в рамках специального органа, Межсоборного Присутствия, в состав которого входят, как архиереи, так и клирики, и миряне. Благодаря публикации проектов документов, свою позицию может высказать любой заинтересованный член Церкви. Полагаю, что именно так, открыто, должна впредь проходить подготовка Собора, если мы действительно заинтересованы в его успешном проведении.
Иной раз приходится слышать, что публикация проектов соборных документов может якобы посеять смуту и разделение в православном народе и привести даже к отмене Святого Великого Собора – это совершенно напрасные и ничем не обоснованные опасения. Те критические настроения, которые встречаются в церковном народе по отношению к Предсоборному процессу и вызывают беспокойство у некоторых его участников, в действительности вызваны именно закрытым характером подготовки Собора.
Неудивительно, что перспектива проведения столь значимого события – Всеправославного Собора – вызывает у верующих живой интерес, как и то, что нами же созданный искусственно дефицит достоверной информации вызывает подозрение. Уверен, что давно назревшая публикация проектов соборных документов и возможность свободной по ним дискуссии не только не воспрепятствует проведению Собора, но покажет нам и всему миру подлинно соборный характер нашей Церкви, способствуя укреплению всеправославного единства.
Да поможет нам Господь в наших совместных трудах во благо Святой Православной Церкви, в преодолении всех трудностей, возникающих на нашем пути к ее Великому и Святому Собору.