Патриарх Кирилл: Все проблемы мы должны решать, сохраняя единство народа и лояльность к государству
Уважаемый Игорь Рюрикович! Уважаемый Владимир Владимирович! Ваше Высокопреосвященство, владыка Димитрий! Уважаемый Геннадий Николаевич! Отец Всеволод! Дорогие участники этого исторического собрания!
Мы создали отделение Всемирного русского народного собора в Тюмени, в одном из важнейших регионов нашего Отечества, от которого во многом зависит успех экономического развития и процветания Родины. Экономика играет очень важную роль в формировании могущества страны, ее материального благополучия, в укреплении обороноспособности. Но мы знаем, что очень часто страны и государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не потому, что не хватает денег, и не потому, что неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому что нечто надломилось в душе людей, нечто произошло на уровне их сознания, — когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, когда они разрушают свою историческую общность, когда они покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель. Совершенно очевидно: от того, что происходит на уровне нашего сознания, наших убеждений, на уровне нашей внутренней, духовной жизни, во многом зависит, будет ли положительным или отрицательным результат, и это применимо к личности, к семье, к обществу и государству.
Тема, поднятая сегодня, представляет чрезвычайную важность для нашего будущего. Мы прекрасно понимаем, что сохранить наше Отечество — Россию — можно, только обеспечив межнациональный мир и взаимопонимание всех народов, ее населяющих. Если брат поднимет руку на брата, если каждая нация начнет обособляться от других, выкраивая из единого государственного организма лоскуты этнических уделов, то страну ожидает катастрофа, о чем достаточно красноречиво свидетельствует наша давняя и недавняя история.
Но у поднятой на форуме проблемы есть и обратная сторона, есть иное прочтение. Не только межнациональный мир является залогом единства России. Совершенно справедливо и то, что единство России, притягательная сила нашего государства, объединяющая миссия российской цивилизации являются залогом межнационального мира на огромных пространствах Евразии. Потому на всех нас — на тех, кому дороги наша страна и наша цивилизация, созданное нами содружество народов, — возложена двуединая задача: не только беречь межнациональный мир во имя единства России, но и беречь единство России во имя межнационального мира.
Неслучайно форум, затронувший столь судьбоносную тему, проходит в Западной Сибири. Переход через Урал и освоение сибирского субконтинента стали важнейшей вехой в созидании российской государственности. Сибирь дала русскому народу тот запас прочности, который позволил нашей стране перерасти региональный уровень и стать державой мирового значения.
Говоря об огромном, стратегическом значении Сибири и Урала в судьбе Российской цивилизации, мы ведем речь не только об огромных природных богатствах русской Азии. Хотя и их роль тоже трудно переоценить: ведь еще со времен Петра Великого мы обрели в Зауралье мощную металлургическую базу, недосягаемую для наших недругов, особенно во времена военных конфликтов, а сегодня Зауралье и Западная Сибирь стали центром российской энергетической мощи и во многом локомотивом нашего развития.
Однако главное для нас — это вклад сибирской эпопеи в формирование русского национального характера. Здесь русские в полной мере проявили себя как смелый и решительный народ-первопроходец; народ, не боящийся вызовов пространства и климата; народ, ставящий духовные ценности выше материальных обстоятельств. Сибиряки издавна славятся тем, что являют собой пример сильной воли, твердости и редкого мужества. Именно эти качества ярчайшим образом проявились в годы Великой Отечественной войны, когда сибирские дивизии находились на острие атакующих ударов нашей армии. Эти же качества понадобились в годы освоения нефтегазовых месторождений Тюменской земли, совершенного в условиях вечной мерзлоты, неблагоприятного климата, бездорожья, полного отсутствия транспортной инфраструктуры.
Не менее важно для нас и то, что Сибирь в рамках Российского государства изначально развивалась как пространство межнационального мира, взаимного уважения и соработничества разных народов. Российская стратегия освоения Сибири коренным образом отличалась от западноевропейских моделей колонизации. Здесь не знали геноцида и резерваций, здесь не было деления на народы господ и народы рабов. Русские переселенцы всегда относились к коренным жителям северной Азии по-христиански, как к равным, стремясь устроить совместную жизнь к общему благу. При этом вместе с выходцами из центральной и северной России Сибирь приняла большое число переселенцев с Украины и из Белоруссии, из среды народов Поволжья, а позднее, когда границы нашего Отечества расширились на юг — также с Кавказа и из Средней Азии. Следует признать, что сегодняшняя динамичная, бурно развивающаяся Западная Сибирь является бесспорным результатом совместного труда всех народов, объединенных Русью, результатом государственного единства нашей страны и достигнутого в ней межнационального мира.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что, в противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму, Всемирный Русский Народный Собор опирается на русскую национальную традицию, обладающую огромным созидательным потенциалом; на ту традицию, которая, вдохновляясь христианскими идеалами братской любви, объединила и русский народ, и всю многонациональную Россию, обеспечив прочный межнациональный мир. Русских иногда называют народом мягкотелым, недостаточно пассионарным, не умеющим давать сдачи. А ведь именно эти качества, сформированные в первую очередь под влиянием Православной Церкви, и привели к тому, что вместе с этим народом, без всяких рисков потерять свою национальную самобытность, свое достоинство, трудятся многие и многие другие народы. Что было бы, если бы русские не имели этой мягкой открытой души, сформированной Православием? Они оттолкнули бы своей силой очень многих и никогда не стали бы ядром огромной многонациональной страны. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что в противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму Русский народный собор обладает потенциалом, который позволяет, опираясь на русскую нацию и русскую культуру, содействовать широкому межнациональному диалогу и братскому сотрудничеству народов и этносов в единой семье Российского государства.
Какие же из стоящих перед Собором и перед всем обществом задач имеют непосредственное отношение к теме нашего форума? Что мы можем сделать, чтобы обеспечить единство нашей страны и межнациональный мир в условиях, когда множество внешних факторов работает на его разрушение? Впрочем, не только внешних, но и внутренних: мы с вами являемся свидетелями того, как то здесь, то там возникает, по разным причинам, напряжение на межнациональной почве. Однако до сих пор эти инциденты, по милости Божией, купировались совместными действиями народов Руси, сознающих принципиальную важность сохранения межнационального мира. В Евангелии сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Избегая прежде всего этого гибельного разделения в самих себе, мы можем обозначить три важные задачи, которые стоят перед Собором. Эти задачи связаны между собой, и их можно выстроить по иерархической вертикали: 1) обеспечение единства и взаимопонимания внутри русского народа — без этого взаимопонимания и консолидации русского народа не может быть консолидации межнационального общества; 2) обеспечение единства и взаимопонимания между русским народом и Российским государством, потому что крушение Российского государства в начале XX века и произошло по той причине, что под влиянием многих факторов и внешних воздействий значительная часть русского народа вступила в конфликт со своим собственным государством; 3) обеспечение единства и взаимопонимания между русским народом и другими братскими народами нашей страны.
Это триединая задача, которая выстраивается в той последовательности, о которой я только что сказал. Но, безусловно, решение этих задач не может быть разделено во времени — мол, когда решим первую, возьмемся за вторую, а потом за третью. Так ничего у нас не получится. Все эти задачи мы должны решать одновременно, потому что все они актуальны и требуют нашего безотлагательного участия. Однако мы должны ясно сознавать, что отсутствие единства внутри русского народа подрывает почву для решения следующих в обозначенной иерархической линии задач.
Сегодня в России наблюдается невиданная за минувшие три десятилетия консолидация общества. Однако нас не может не тревожить та разрушительная для национального самосознания работа, которая проводится в обширных регионах Российской Федерации, население которых всегда считалось русским. Так, во время Всероссийской переписи населения 2010 года с широким размахом прошли пиар-акции «Национальность — казак» и «Национальность — сибиряк». Для популяризации новых идентичностей снимались рекламные ролики, велась настойчивая пропаганда в интернете, создавались сообщества в социальных сетях. Современному человеку сам разговор об отделении Сибири от России может показаться абсурдом, абсолютно беспочвенной идеей, — но ведь всего полтора века назад таким же абсурдом казалось отделение Украины!
Упомянутые идеи, к счастью, пока не приобрели популярности в народе, однако нас не могут не тревожить попытки легализовать раскол русского народа на академическом уровне. Так, некоторые статусные ученые мужи дают официальные заключения о существовании национальности «казак», утверждают, что русский народ трудно представить как некий «гомогенный субъект» и для русских «региональная специфика перекрывает специфику этническую».
В меморандуме «О единстве русского народа» Собор ясно и недвусмысленно высказался по этому вопросу. Домыслы о гетерогенности русского народа — это миф, имеющий сугубо политическую природу. По мировым масштабам русские — исключительно цельная, единая нация. По степени религиозного и языкового единства регионов, по близости культурных матриц русские не имеют аналогов среди крупных наций планеты. Феномен русской монолитности объясняется тем, что в нашем национальном самосознании исключительное место занимает связь личности с государством. Этническая идентичность русских больше, чем у любых других народов, сопряжена с идентичностью государственной, с российским патриотизмом и с верностью государственному центру.
Вот почему чрезвычайно важно развитие национальных общественных организаций, основанных на традиционной для русских лояльности к своему государству. Под лояльностью мы понимаем вовсе не примиренчество с теми недостатками, с которыми сталкивается наш народ в общении с властью, в том числе страдая от многих преступлений, совершаемых на экономической почве, как и от многих до сих пор не решенных социальных проблем. Но все эти задачи нашей внутренней, национальной повестки дня мы должны решать, сохраняя единство нашего народа и сохраняя то отношение к государственности, которое всегда было присуще русской нации. Необходимо как можно быстрее растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей. Федеральные русские организации должны стать полноценными участниками общественного процесса, полноправными субъектами национальной политики, «гражданским скелетом» государственного единства нашей страны. Действительно, в течение долгого времени на любые инициативы по объединению русских было наложено табу. Помню, когда в 1993 году мы создавали Всемирный русский народный собор, какой ужасной, лживой пропагандой, выплеснувшейся в средствах массовой информации, сопровождалось первое заседание Собора. Нас объявляли националистами, фашистами, желающими реставрировать идеологическую составляющую Советского Союза, и эта пропаганда достигала цели. Многие государственные деятели, представители власти на местах восприняли это как некое табу не только на деятельность по поддержанию русского национального самосознания, но и как табу на развитие отношений с Всемирным русским народным собором. Потребовались долгие годы работы Собора, чтобы преодолеть разного рода провокации, происходившие на его заседаниях, когда средства массовой информации, особенно телевидение, могли выхватить то или иное высказывание, а затем представить обществу, доказывая, что Всемирный русский народный собор — чуть ли не черносотенная организация. Пришлось многое преодолеть, но сегодня настало время, когда и общество, и государство не видят никаких психологических или политических затруднений в том, чтобы работать вместе в рамках Всемирного русского народного собора. На это ушли годы борьбы, годы труда, годы формирования интеллектуальных концепций, которые сегодня по милости Божией усваиваются нашим обществом и представителями государства.
Необходимо также открыть русские культурные центры, которые станут очагами созидательного национального сознания, проводниками традиции российского единства, средоточием государственно мыслящих общественных сил. Такие центры также могут стать и площадками межнационального диалога в регионах Российской Федерации, центрами дружеского взаимодействия национальных организаций всех народов страны.
Выступая за этнокультурное развитие и укрепление национального сознания, нельзя ни в коем случае забывать о том главном, что нас объединяет, — о нашей общей Российской цивилизации. На протяжении веков она была цивилизацией диалога, высоко ценившей уважение к иным народам и культурам, не боявшейся учиться у соседей и вместе с тем не позволявшей высокомерного отношения к собственным ценностям. Древняя Русь возникла не в результате покорения одних народов другими, не в результате насильственного навязывания культуры завоевателей, как не раз бывало в человеческой истории. Нет, рождение Руси — физическое, а затем духовное — результат равноправного свободного диалога славян, финно-угров и скандинавов, тюрков и византийцев.
Сегодня идея диалога культур и религиозных традиций занимает очень важное, я бы сказал, центральное место в работе Собора. Основной темой этого диалога должны стать поиски цивилизационной формулы российской идентичности, разделяемой большинством граждан России, независимо от их национальности и вероисповедания. Гармонизация межнациональных отношений возможна не на пути отказа от национальных чувств или подавления национального сознания, а на пути осознания принадлежности наших народов к общей, созданной совместным трудом цивилизации, которая не упраздняет ничьей национальной идентичности и не умаляет ничьего национального достоинства. Теория плавильного котла, основанная на опыте Соединенных Штатов, которые как бы перемалывали в едином политическом и географическом пространстве национальные особенности, оказалась абсолютно нежизнеспособной ни в Европе, ни в других местах земного шара. И в этом смысле Россия, которая подчеркивает важность национального, этнического, культурного факторов, которая никогда не посягала и не должна посягать в будущем на ограничение этих факторов при условии осознания всеми народами и этносами своей принадлежности к единой цивилизации, единой российской общности, являет для всего мира пример построения добрых отношений между людьми разных национальностей и религий. Цивилизации, которая не противопоставляла, а объединяла народы. Цивилизации, которая имеет огромные заслуги и достижения в прошлом и которая, безусловно, найдет собственный путь в будущее. Благодарю вас за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси