Главная Новости

Патриарх Кирилл: Забытый и униженный святитель Макарий вернулся к своему народу

Мощи просветителя алтайцев были доставлены к месту закладки нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск
1 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск

Кафедральный собор будет построен в центре города в память о разрушенном в 1946 году одноименном храме, бывшем центром православной жизни Горного Алтая.

Духовенство и верующие Горно-Алтайска собрались на месте закладки собора, чтобы помолиться и поклониться честным мощам святителя Макария (Невского). Мощи просветителя алтайцев были доставлены из аэропорта к месту закладки и установлены под сенью. После того как верующие приложатся к святыне, мощи будут принесены в храм преподобного Макария Алтайского (Глухарёва), сообщает пресс-служба патриархии.

После закладки собора Патриарх Кирилл вознес молитву святителю Макарию у его честных мощей, а также совершил молитву на начало нового учебного года. Предстоятель Русской Церкви также обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Каллистрат! Уважаемый Александр Васильевич! Дорогие отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством я вступил в этот раз на землю Горного Алтая вместе с честными мощами святителя Макария, который всю свою жизнь связал с этим местом и с народом, который здесь живет.

Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей, в первую очередь, помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, — любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви, через веру укрепляет людей в способности любить друг друга.

Путешествуя по селам и отдаленным пастбищам, святитель внимательно слушал, как разговаривают друг с другом алтайцы. Никаких словарей еще не было, нередко приходилось угадывать смысл сказанного из контекста, и, боясь допустить ошибку в переводах, он часто сравнивал говоры разных мест, долго размышлял над услышанным и, наконец, на основании опыта общения с местными жителями создал словарь и грамматику алтайского языка, тем самым совершив культурный и духовный подвиг во благо народа зде пребывающего.

Жизнь святителя Макария была очень трудной. Он сравнительно поздно стал архиереем — вначале викарным епископом Томской епархии, а затем и архиепископом Томским и Алтайским. Все его труды были направлены на то, чтобы укрепить духовную и культурную жизнь жителей Алтая. Затем он был призван к высокому служению митрополита Московского. Это назначение совпало с тяжелейшими предреволюционными годами. Святитель, который привык честно общаться с алтайцами, не кривить душой, говорить то, что думает, так же повел себя и в Москве, но уже совсем другая атмосфера была в России в предреволюционные годы, и поэтому, не понимая простоты и честности владыки Макария, многие считали его плохим дипломатом, плохим руководителем, неспособным устанавливать отношения с тогдашним обществом.

А общество было взбудоражено революционными идеями, люди словно с привязи сорвались. Что только ни происходило в эти страшные годы, а старец митрополит понимал, что все это ложный путь, идя по которому, народ наш не обретет счастья, спокойствия, мира. Ему пришлось покинуть московский митрополичий престол, вскоре он уединился и закончил жизнь свою в 1926 году в очень тяжелых условиях, в безвестности, будто и не было этого потрясающего подвига в нашей не только церковной, но и гражданской истории, который святитель совершил здесь, на алтайской земле. По милости Божией в 50-е годы его тело было перенесено — с обычного подмосковного кладбища, которое подлежало уничтожению из-за строительства нового микрорайона, — в Троице-Сергиеву лавру.

Уже в наше время митрополит Макарий был причислен к лику святых. И сегодня, когда я спускался по трапу вслед за его мощами, меня поразила мысль, которой хочу с вами поделиться: святитель, который не нашел себя по-настоящему в предреволюционной ситуации в Москве, который претерпел унижение и забвение, вернулся к своему народу. Здесь его любили, и он любил этот народ, и потому для меня не было альтернативы, когда возник вопрос, где должны находиться мощи святителя Макария. Мне было ясно, что святитель должен вернуться к тем, кто его любил и любит, а возвращение на родную для него землю должно непременно сопровождаться духовным возрождением народа, ради которого он жил, трудился, изучал язык, проходил пешком сотни и сотни километров в этих труднодоступных местах. И, отдавая дань уважения его великому духовному и культурному подвигу, хочу сказать, что с принесением его мощей должен по-новому забиться пульс духовной жизни Алтая.

Рад, что имел сегодня возможность освятить камень в основание нового кафедрального собора Всемилостивого Спаса. Именно так назывался первый собор, который был здесь построен при святителе Макарии и разрушен в 1936 году. Дай Бог, чтобы в центре города как можно быстрее вознеслись купола собора, и пусть его строительство станет выражением благодарности того народа, ради которого жил, трудился и с любовью в сердце перешел в иную жизнь святитель Макарий. Его молитвами да хранит Господь Алтай, алтайскую землю, и алтайцев, и русских; да хранит Господь в мире всех, кто здесь живет. Не дай Бог, чтобы лживые идеи вновь будоражили наш народ, сталкивали одних с другими, потому что именно заблуждения и ошибки привели нас к трагедиям, которыми был отмечен XX век. Верю, что молитвы святых угодников об Отечестве нашем Российском достигают Престола Божиего и даруют нам «единство духа в союзе мира», единство народа, устремленного к построению еще более счастливой и спокойной жизни. Аминь».

patriarchia.ru

История Православия на Алтае непосредственно связана с первым храмом Алтайской духовной миссии ― походным храмом в честь Всемилостивого Спаса. Он был размещен в 1834 году в одной из комнат дома, принадлежавшего Улалинскому миссионерскому стану. Эта комната использовалась как домашний храм. Через восемь лет в Улале был построен небольшой храм в честь Всемилостивого Спаса.

После пожара 1873 года в центре села был заложен новый храм, ставший доминантой дореволюционной панорамы Горно-Алтайска. Храм Всемилостивого Спаса действовал до середины 1920-х гг. В 1924 году в подвале здания был устроен склад военкомата, но верующие во главе со священниками Петром Потаниным и Онуфрием Толмачевым продолжали использовать храм по назначению. Однако спустя шесть лет в храме разместили кинотеатр, а еще через несколько лет здание снесли. На этом месте был открыт техникум.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.