** 1
Мне не пришлось лично общаться с владыкой Сергием. Все, чем я могу поделиться, — это воспоминания прихожанки Богоявленского собора, где он служил сначала в качестве Местоблюстителя, а потом и Святейшего Патриарха.
До войны мы не ходили в Елоховский собор 2, а вот в войну вдруг потянуло. Владыки Сергия тогда не было в Москве, в начале войны он надолго уехал. В Елохове служили различные архиереи, был страшный холод, храм был неубран, мы переживали бомбежки. Бывало, стоишь в соборе — бомба рвется почти над головой. Вскоре после возвращения владыки Сергия в Москву состоялся Собор, на котором он был избран Патриархом 3.
Что я могу сказать о его служении как прихожанка? Оно оставляло впечатление большой церковности, большого углубления в службу и простоты. Если позднее служение Святейшего Патриарха Алексия I создавало ощущение необыкновенной высоты, какой-то особой звучности, тонкости, то тут преобладало чувство благости, душевности, непосредственности, главное — церковности и собранности. Патриарх Сергий служил без лишней аффектации, всегда с большим количеством сослужащих, так что его служба производила впечатление большого семейного очага, от которого исходят теплота и вера.
“Дедушка Сергий”… Он казался таким стареньким, хотя был не таким старым, как казался, но он был такой грустный, ветхий и такой добродушный, что все его звали дедушка. В нем была отеческая, всеобъемлющая любовь. Она проявлялась и в его служении, в котором, мне кажется, было большое добродушие, и в отношении к сослужащим, к диаконам. Никогда не было заметно, чтобы он был строг к ним, хотя я специально и не вникала, как он относился к окружающим.
Мне кажется, он не любил долгие монастырские службы, к которым мы привыкли в Петровском. Служили обычно: кафизмы не читались, стихиры сокращались. Хотя это можно объяснить и тем, что это были еще военные годы… Но был замечательный хор. Им руководил знаменитый регент Комаров, по специальности врач, гомеопат, который ощутил в себе это призвание — руководить хором. До войны он пел на Рогожской, а во время войны перешел в собор и застал немного “дедушку”. Расцвет же его деятельности пришелся на время Патриарха Алексия. Сначала они пели внизу и только потом перешли на хоры. Хор этот пел как никогда. Это была русская душа, которая пела. Это были необыкновенные песнопения, проникнутые особенной теплотой. Таких певцов и такого регента на моей памяти больше не было в Богоявленском.
В служении же Патриарха Сергия не было никаких канонических погрешностей или какого-то потворства властям. Нет, служба оставалась службой, такой, какой она была и раньше… Церковь сурово, действенно молилась. Помню подобные службы на “стояние” Марии Египетской, и особенно — торжественную службу в вечер Троицына дня. Большой собор пастырей, облаченных в радостные зеленые с золотом ризы, во главе с владыкой Сергием — тогда он был еще Местоблюстителем — мягко и любовно восхвалял Триединого Бога. Это воспевание было неспешным, искренним и в то же время очень отрадным.
Чувство благости и духовной собранности от служения Патриарха Сергия было особенно сильным перед его кончиной. Мне запомнилась одна его проповедь. По окончании воскресной Литургии Святейший Сергий говорил о пророке Илие, о том, как, получив подкрепление от Господа, святой пророк шел “в крепости яди сорок дней и сорок ночей”, шел к Богу (см. 3 Цар 19:8). И это был его жизненный подвиг. “И мы, — говорит Святейший, — в Пасхальные дни должны также идти навстречу Богу”, то есть в крепости полученной нами пасхальной радости шествовать в жизнь, подобно пророку. Вскоре после этой службы, 2 мая 1944 года Святейший Сергий, Патриарх Московский, скончался.
Хочу поделиться своими личными впечатлениями от его диссертации “Православное учение о спасении”, которая позднее была издана в виде отдельной книги 4. Эта книга написана незаурядным богословом, богословом с самостоятельным воззрением на вещи большого вероучительного значения. Для того, чтобы понять владыку Сергия, необходимо прочитать этот труд. В нем он показывает, как смотрит на спасение православный христианин и как смотрит католик, показывает, что в нашем взгляде нет никакой “административной” зависимости между Богом и человеком. Он показывает — а это очень ценно — взгляд православного человека на спасение.
Кроме этой книги известны и церковно-песнотворческие труды Патриарха Сергия. Так, он писал акафисты, например, акафист иконе Божией Матери Боголюбской 5. Существует также замечательная молитва Патриарха Сергия, которую читают в пустынном Черниговском скиту.
Для характеристики владыки Сергия мне представляется важным один эпизод его жизни. В один из памятных дней, когда совершалась служба по новопреставленному Патриарху Сергию (возможно, в сороковой день), его помощник, настоятель Елоховского собора протопресвитер Николай Колчицкий 6 произнес проповедь, в которой вспоминал разговор о “Декларации” митрополита Сергия 7, который имел место при жизни Святейшего.
— История вас простит, Ваше Святейшество, — говорил его собеседник.
— Простит ли меня история, — отвечал Святейший Сергий, — не знаю. История-то, может, и простит, но главное, чтобы меня простил Господь.
Последние слова отец протопресвитер произносил со слезами.
Патриарх Сергий конечно понимал, что его “Декларация” вызвала большие смущения среди клира и паствы. Но он был настоящим монахом. Он стоял перед Богом, и главным для него был не суд истории, а суд Божий.
Тело Святейшего Патриарха Сергия было предано земле в левом приделе Богоявленского собора, и к его надгробию с верой и молитвой обычно подходят прихожане, прося молитв Святейшего Сергия и лобызая святой крест на его надгробии. В годы патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I здесь служились частые панихиды, а памятные дни (день кончины и др.) отмечались служением Святейшего Патриарха.
Благодаря направлению, избранному митрополитом Сергием в отношении к власти, сохранялись все таинства, возможность причаститься, помолиться, окрестить младенца. Потом, при Хрущеве стало очень жестко на счет крестин, а в первое время это было еще возможно. Владыка Сергий и рассчитывал на народную тягу к Церкви, хотя ему самому было очень тяжко.
В Высоко-Петровском монастыре, где настоятелем был архиепископ Варфоломей (Ремов), “Декларация” митрополита Сергия была принята с момента ее обнародования. Монахи Петровского монастыря в мире совести и покойном сознании поминали сущих у власти по указанию святителя Тихона и до издания “Декларации” 8. Тем самым исполнялся апостольский завет: “Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте” (1 Тим 2:1–2).
Вдохновителем этого моления, да не раздираема будет риза Христова, был великий старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий 9. Братия, помнившая и почитавшая своего старца, выполняла это благословение. Я знаю, что многие специально ездили к батюшке Алексию в Сергиев Посад, где он жил после закрытия Зосимовой пустыни: неужели он действительно благословляет придерживаться митрополита Сергия? И блаженный старец на вопросы, задаваемые ему по этому поводу, указывал поминать митрополита Сергия и никогда не благословлял вносить разделение в жизнь Церкви 10.
Наши отцы в Петровском монастыре по благословению батюшки Алексия признали “Декларацию” владыки Сергия, держались его и поминали иже во власти суть. Тогда я была в Церкви еще совсем молодым человеком, поэтому не бралась обсуждать решения священноначалия, а так как в Высоко-Петровском поминали владыку Сергия, то и для меня это было законно. Позднее пришло понимание, что он только так мог себя вести, только так служить Церкви, как он вел Церковь.
Нам было очень уютно в Петровском. И в том, что мы могли так долго оставаться под руководством наших отцов, — когда вокруг все церкви закрывали и всех ссылали или отправляли в лагеря, — в этом была заслуга, конечно, нашего владыки Варфоломея и линии, которую вел митрополит Сергий.
Публикация А. Беглова
Примечания
- Воспоминания монахини Игнатии о Святейшем Патриархе Сергии были записаны Л. С. Чаковской весной 1992 г. Перед публикацией они были отредактированы и дополнены автором. Даты в воспоминаниях указаны по старому стилю, в примечаниях — по новому. ↩
- Богоявленский собор в Елохове стал кафедральным в 1934 г., статус Патриаршего собора получил 25 февраля 1945 г. ↩
- Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий находился в эвакуации в Ульяновске с ноября 1941 г. по август 1943 г. 8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, на котором митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября состоялась его интронизация. © Текст, примечания. А. Л. Беглов, 1999 ↩
- Магистерская диссертация была защищена архимандритом Сергием в 1895 г. и в том же году издана отдельной книгой: Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св<ященного> Писания и творений свято-отеческих. Архимандрита Сергия. Сергиев Посад, 1895. До революции она переиздавалась четырежды: в Казани в 1898, в Санкт-Петербурге в 1903, 1910 и 1913 гг.; в последнее десятилетие переиздавалась (репринты). ↩
- В современных богослужебных книгах автор акафиста Боголюбской иконе Божией Матери не указан. Однако в последовании празднования Пресвятой Богородице ради иконы Ее “Боголюбской” (18 июня/1 июля) как “творение Патриарха Сергия” обозначены 1) песнопения Малой вечерни; 2) 2-й “канон экзаметрический”; 3) кондак по 6-й песни, подобен Дева днесь и 4) часть стихир на Хвалите. См. Минея. Июнь. [Т.] 10. Ч. 2. М., 1986. — С. 54–72. Поскольку гимнографические труды Святейшего Патриарха Сергия малоизвестны, приведем выдержки из его канона Боголюбской иконе.
Слово рабу Твоему подаждь, Госпоже Пресвятая,
Слово бо сниде на Тя, якоже свыше роса,
грешную душу мою очисти, Царице Благая,
яко да, радуяся, славлю Твоя чудеса
(тропарь 1-й песни).
Боголюбивая днесь к веселию вся созывает,
храм преукрасивши сей образом чудным Своим,
благочестивых собор небесными дары венчает.
Тем, богомудрии вси, Матерь Христову почтим
(тропарь 6-й песни).
Примечательно, что Патриарх Сергий воспел именно Боголюбскую икону Божией Матери, древнейший московский список с которой (ныне, вероятно, утраченный) находился в одноименном храме Высоко-Петровского монастыря, настоятелем которого в 1922–1929 гг. был один из помощников митрополита Сергия епископ Варфоломей (Ремов). ↩ - Протоиерей Николай Колчицкий (†1960) — заместитель управляющего, а с 1940 г. управляющий делами Московской Патриархии. В сан протопресвитера возведен 25 февраля 1945 г. ↩
- Обращение (“Декларация”), изданное Заместителем патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием и возглавляемым им Синодом 29 июля 1927 г., содержало заявление о гражданской лояльности Церкви к советской власти и было главным условием государственной регистрации церковного управления, без которого Российская Церковь, в отличие от раскольников-обновленцев, оставалась нелегальной организацией. Несмотря на то, что легализовать Церковь стремился еще святитель Тихон, “Декларация” послужила поводом для возникновения ряда тяжелых церковных нестроений. ↩
- Указ Святейшего Патриарха Тихона о поминовении властей за богослужением по формуле о стране Российстей и властех ея был издан в январе 1924 г. См. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. — С. 109–110. ↩
- Иеросхимонах Алексий (Соловьев; *1846–†1928) — старец Зосимовой пустыни, при избрании Патриарха на Поместном Соборе 1917–1918 гг. вынул жребий, указавший на святителя Тихона. ↩
- Ср. “Одним из важнейших заветов старца было послушание Церкви и церковной власти, сохранение единства Церкви <...> когда в Церкви возникло разделение по вопросу принятия или непринятия митрополита Сергия, старец Алексий так наставлял своих духовных чад: «У христиан не должно быть вражды ни к кому. Должна быть любовь, любовь и молитва. Митрополит Сергий — законный, поступает правильно, надо его слушать <...> Не нахожу никакого греха в молитве за властей. Давно нужно было молиться за них и усугубить свои молитвы. Только благодать молитвы может разрушить ту стену вражды и ненависти, которая встала между Церковью и советской властью. Молитесь, — может быть, благодать молитвы пробьет эту стену <...> Всем, кто меня знает в Москве, скажи, что старец ни минуты не сомневался и не колебался и стоит на стороне тех, кто принимает власть и слушается митрополита Сергия»”. — Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Четверухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. — С. 173–174. ↩