16 августа 2012 года в госпитале Балча в Аддис-Абебе скончался пятый Предстоятель Эфиопской Церкви патриарх Павлос.

Кончина Абуны Павлоса (таков наиболее используемый предикатив его титула) означает серьезное потрясение для жизни Эфиопской Церкви. Роль Предстоятеля в Эфиопской Церкви является абсолютно доминирующей. Она сродни роли Римского Папы в Католической Церкви и продолжает роль, которую исторически играли Александрийские Папы в жизни Церкви Египта. Без воли Абуны в Эфиопской Церкви не принималось ни одно значительное решение.

Абуна Павлос

Абуна Павлос

Его смерть означает также серьезное потрясение для Эфиопии как государства. Ведь положение Церкви в эфиопском обществе, половина которого – это активные члены Церкви, является центральным. При этом Церковь не почивает на лаврах народного признания, но активно помогает обществу развиваться, в том числе курируя многочисленные социальные и образовательные программы. Церковь в Эфиопии – действительно передовая сила, которая дает своему народу пищу и духовную, и телесную.

Абуна Павлос

Абуна Павлос

Центральное место в жизни эфиопского народа Церковь вернула себе как раз в предстоятельство Павлоса, который был избран Патриархом 5 июля 1992 года.

Его избрание совпало со сменой политического режима в стране после почти тридцатилетней диктатуры Менгисту Хайле Мариама.

За год до избрания Павлоса, в мае 1991 года Революционно-демократический фронт эфиопских народов свергнул Менгисту, и Эфиопия получила новое правительство, а с ним и новое направление развития. Церкви была дана свобода.

Новоизбранному Патриарху необходимо было максимально воспользоваться новыми условиями для восстановления Церкви. Сейчас уже можно утверждать, что с этой задачей он справился. Признаки процветания Церкви в Эфиопии видны на каждом шагу. Их красочной манифестацией стали торжества в честь эфиопского миллениума, который отмечался в силу особенностей эфиопского календаря в сентябре 2007 года, через семь лет после общемирового двухтысячелетия от Рождества Христова. Автор этих строк имел возможность собственными глазами убедиться в масштабах возрождения Эфиопской Церкви.

Эфиопский миллениум

Эфиопский миллениум

В годы же коммунистической диктатуры Церковь была жестоко гонима и вытеснена на периферию общественной жизни. Ее судьбу сполна разделил и Павлос. После свержения императора Хайле Селассие и прихода к власти военной хунты в 1974 году он был отозван домой с учебы в Америке тогдашним патриархом Тевофилосом. В 1975 году его вместе с четырьмя другими кандидатами рукоположили в епископы. Эта хиротония не была санкционирована властями. В результате Павлос был посажен в тюрьму, где провел 8 лет. Патриарх Тевофилос заплатил за это значительно большую цену – сначала он был брошен в тюрьму, а затем убит. Павлос же был выпущен на свободу лишь в 1983 году, после чего сразу уехал в США. Вернулся он в Эфиопию уже в сане архиепископа лишь после смены режима.

Абуна Павлос

Абуна Павлос

Необходимо сказать несколько слов о факторах, повлиявших на формирование личности Павлоса. Во-первых, это само его происхождение. Он был тиграец – родом из провинции Тиграй на севере страны. Эта провинция является по сути христианским ядром Эфиопии. Семья будущего патриарха была тесно связана с монастырем Абуны Герима, куда Павел поступил монашествовать еще мальчиком. Жизнь в монастыре оказала решающее влияние на его духовное формирование. Его богословское формирование оказалось под значительным влиянием русского богословия в эмиграции. Находясь в Америке, он учился в Св.-Владимирской семинарии, где его учителями, по его собственному признанию автору этих строк, были прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, проф. С.С. Верховский. Также он учился в Принстонской богословской семинарии, где защитил докторскую диссертацию.

Абуна Павлос стал широко известен в христианском мире благодаря активному участию в экуменической деятельности. Еще когда он был рукоположен в епископы патриархом Тевофилосом, ему было поручено курировать межхристианские связи Церкви. Уже будучи сам Патриархом, он был избран одним из семи президентов Всемирного Совета Церквей. Эта позиция вошла даже в его официальный титул.

Полностью его титул звучит следующим образом: «Его Святейшество, Абуна Павлос, пятый Патриарх и Католикос Эфиопии, Эчеге трона святого Такла Хайманота и Архиепископ Аксумский, один из семи действующих Президентов Всемирного Совета Церквей». Артикулы этого титула означают следующее: «Абуна» на арабском означает «наш отец»; титул католикоса носили церковные примасы за пределами Византии; «эчеге» – старец – означает главу монашеских общин; Такла Хайманот – одна из крупнейших монастырских общин (домов) Эфиопии; Аксум – первая историческая кафедра Эфиопской Церкви.

Справка об истории и богословии Эфиопской Церкви

История

Самоназвание Эфиопской Церкви – Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо. Тэуахэдо значит «объединенный» и является по сути богословской формулой, которая обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Эфиопская Церковь – единственная, которая в своем самоназвании использует богословскую формулу. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, но при этом и самая изолированная – прежде всего из-за географической удаленности Эфиопии. Эфиопская Церковь также одна из самых древних христианских Церквей.

Эфиопское богослужение

Эфиопское богослужение

По преданию самой этой Церкви, ее начало восходит к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8, 26-30). Однако в те времена название Эфиопия относилось не к нынешней Эфиопии, но к Нубии на территории современного Судана. Лишь после того, как в Аксуме во втором веке по Р.Х. воцарилась династия соломонидов, стране было усвоено это название. Наряду с этим названием использовалось и другое – Хабаша или, в эллинизированном виде, Абиссиния.

праздник Богоявления - Тимкет

праздник Богоявления - Тимкет

Эфиопия состоит из множества народностей, крупнейшие из которых оромо, амхарцы и тиграйцы. Некоторые эфиопские народности имеют семитское происхождение, а такая эфиопская народность как фалаши до сих пор исповедует иудаизм. Согласно древней эфиопской легенде, описанной в книге «Слава царей» (Кебре Негест, XIII в.), первая царская династия Эфиопии – соломонидов – возводила свое происхождение к царю Соломону и царице Савской. Впрочем, эта легенда не подтверждается историческими данными.

Образование и письменность Эфиопии

Образование и письменность Эфиопии

Эфиопия стала одной из первых стран, в которых христианство утвердилось в качестве государственной религии. Согласно сведениям раннего западного историка Церкви Руфина Аквилейского, Аксумских правителей в христианство обратил святой Фрументий – сын сирийского купца, потерпевший кораблекрушение в Красном море и попавший в рабство в Аксум. Здесь он начал проповедовать евангелие и в конце концов смог стать учителем наследника Аксумского царства. Получив свободу, он уехал в Александрию, где святым Афанасием Александрийским был рукоположен в епископы для новообразованной Эфиопской Церкви. Вернувшись в Эфиопию, он обратил в христианство аксумского царя Эзана. Свт. Фрументий стал, таким образом, просветителем Эфиопии. Недаром эфиопы называют его «Отцом мира» и «Открывателем света» (Абба Салама, Кассате Берхан).

Эфиопская иконография

Эфиопская иконография

В результате миссионерской деятельности святого Фрументия Эфиопская Церковь на многие века оказалась в сфере влияния Александрийских епископов, которые до последнего времени играли важнейшую роль в жизни этой Церкви, поставляя в ней митрополитов и епископов. До середины двадцатого столетия Эфиопская Церковь не имела епископов эфиопского происхождения, но исключительно коптского.

Эфиопское монашество

Эфиопское монашество

В жизни Эфиопской Церкви традиционно важную роль играла светская власть – даже в большей степени, чем это было принято в Византии. Показателен такой пример. До недавнего времени игуменами крупнейших монастырей, а также настоятелями исторического Аксумского собора зачастую назначались светские лица.

Светские правители совместно с Церковью всячески способствовали христианизации Эфиопии, хотя обратить в христианство всю страну полностью им так и не удалось.

Еще в VII веке в Эфиопии образовались первые исламские общины, и сейчас исламское население страны по своей численности уже превосходит население христианское.

Также в Эфиопии все время сохранялось язычество и до сих пор на юге страны живут племена язычников-анемистов. Весьма бурной была история Эфиопской Церкви в XVI веке, когда в Эфиопию сначала вторгся мусульманский завоеватель Ахмед Гранг (1529-1543), а затем вместе с португальской армией прибыли иезуиты, которым при императоре Суснейосе (1508-1532) удалось добиться краткосрочной унии Эфиопской Церкви с Римом.

Уния не продержалась долго и завершилась кровопролитной гражданской войной. В конце концов иезуитская миссия в 1632 году была изгнана из Эфиопии императором Фассиладасом. В это же время с протестантской миссией в Эфиопию прибыл немецкий миссионер Петер Хейлинг. Его миссия также в конце концов завершилась изгнанием из страны. Деятельность западных миссионеров привела к тому, что Эфиопская Церковь, пытаясь оградить себя от чуждых влияний, закрылась для внешнего мира и оказалась в самоизоляции. Она вновь начала возобновлять контакты с внешним миром лишь в недавнее время.

Эфиопские богомольцы

Эфиопские богомольцы

На протяжении всех веков истории Эфиопской Церкви, начиная с рукоположения св. Фрументия св. Афанасием Александрийским, эта Церковь входила в юрисдикцию Александрийской Церкви (после Халкидонского собора – Коптской). На протяжении всего этого времени Александрия поставляла в Эфиопию епископов и полностью контролировала Эфиопскую Церковь. Однако с начала двадцатого века Эфиопская Церковь стала требовать себе большей самостоятельности. В результате в 1929 году для нее были рукоположены первые четыре епископа-эфиопа в помощь митрополиту-копту.

Первая попытка отделиться от Коптской Церкви была предпринята в период итальянской оккупации Эфиопии (1935-1941) и была поддержана оккупационными властями. Бывший в то время эфиопским митрополитом копт Кирилл отказался разрывать отношения с Александрией, за что был изгнан из страны. Вместо него митрополитом Эфиопии был назначен епископ Авраам, эфиоп по национальности. Однако он был тут же низложен Коптской Церковью.

Образование и письменность Эфиопии

Образование и письменность Эфиопии

После войны попытка сделать Эфиопскую Церковь независимой была предпринята вновь – на этот раз при поддержке императора Хайле Селассие (1930-1974). В результате трудных переговоров в 1948 году с Александрией было достигнуто соглашение об избрании эфиопского митрополита из числа местных иерархов. Когда в 1951 году умер вернувшийся из изгнания митрополит Кирилл, его сменил эфиоп Базилос. В 1959 году Александрия утвердила Базилоса первым Эфиопским патриархом. С этого времени Эфиопская Церковь считается автокефальной в семье дохалкидонских Церквей.

Праздник Богоявления - Тимкет

Праздник Богоявления - Тимкет

Независимость Эфиопской Церкви далась ей нелегко. Решающую роль в этом сыграл последний император Эфиопии Хайле Селассие, который по сути вынудил Коптскую иерархию пойти на уступки. Хайле Селассие был великим благодетелем Эфиопской Церкви. Он возводил свою родословную еще к временам царицы Савской и носил громкий титул «Лев-захватчик из племени Иуды, избранник Божий, Царь Царей». Само имя, которое он взял при возведении на императорский трон – Хайле Селассие, означает «Сила Троицы». Он был посвящен в диаконский сан.

Хайле Селассие был свергнут в 1974 году военной хунтой и умер в Аддис-Абебе в 1975 году. По неподтвержденным данным, он был убит хунтой. Подозревают, что к его убийству был причастен майор Менгисту Хайле Мариам, который при поддержке Советского Союза возглавил режим. Он воздвиг настоящие гонения против Церкви. Многие храмы и монастыри были закрыты, их имущество отобрано государством, многие епископы, священники и монахи брошены в тюрьму, некоторые казнены. В 1979 году был убит патриарх Тевофилос, низложенный в 1976 году. После падения в мае 1991 года режима Менгисту, возглавлявший с 1988 года Эфиопскую Церковь патриарх Меркориос был обвинен в коллаборационизме и изгнан из страны.

Эфиопские богомольцы

Эфиопские богомольцы

Другой серьезной проблемой, с которой Эфиопская Церковь столкнулась в последние годы, стало самопровозглашение Эритрейской Церкви. Эритрейская Церковь отделилась от Эфиопской после образования независимого государства Эритрея в 1991 году. Эта Церковь, в значительной мере под политическим давлением, была признана Коптской Церковью, которая и поставила для нее патриарха.

Эфиопские богомольцы

Эфиопские богомольцы

В последнее время в Эфиопии нарастает также напряженность в отношениях между христианами и мусульманами, количество которых на данный момент превосходит количество христиан. В частности, большая исламская община проживает в Аддис-Абебе, где действует около 150 мечетей против порядка 130 храмов Эфиопской Церкви. В последнее время ислам все больше укрепляет свои позиции в Эфиопии, получая экономическую поддержку со стороны Саудовской Аравии и близлежащих исламских стран Сомали и Судана. Многие эфиопы уезжают на работу в исламские страны и там либо принимают ислам, либо же берут себе исламские имена, становясь крипто-христианами.

На юге Эфиопии остались языческие общины. Император Хайле Селассие в середине XX века пригласил в эти регионы европейских протестантских миссионеров, чтобы они провели евангелизацию язычников. В результате в стране укоренился протестантизм, распространенный главным образом в южных районах Эфиопии, а также в Аддис-Абебе.

Эфиопские богомольцы

Эфиопские богомольцы

Вероучение Эфиопской Церкви

Эфиопская Церковь на протяжении всей своей истории развивалась достаточно самобытно. Неповторимым был также путь ее догматического развития. Получив свое историческое бытие от св. Афанасия Александрийского и будучи тесно связанной с Александрийской Церковью, Эфиопская Церковь всегда особо почитала этого Отца Церкви. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что одна из четырнадцати анафор Эфиопской Церкви приписывается свт. Афанасию.

Библиотека в Колледже св. Троицы

Библиотека в Колледже св. Троицы

Одним из наиболее читаемых в Эфиопской Церкви произведений стал перевод на гыыз – древний эфиопский язык – жития преп. Антония, составленного св. Афанасием Александрийским.

Еще одна эфиопская анафора носит имя Отцов Никейского собора, который также особо почитается в Эфиопской Церкви. Эфиопское богословие, таким образом, ориентируется на ранние догматические формулировки и концепции, связанные с именем свт. Афанасия и Никейским собором.

Образование и письменность Эфиопии

Образование и письменность Эфиопии

Эфиопы гордятся, что они никогда не принимали арианства, даже несмотря на то, что свт. Афанасий был неоднократно изгоняем со своей кафедры и его место занимали арианствующие епископы, а также невзирая на политическое давление со стороны поддерживавших арианство византийских императоров. Для сравнения следует отметить, что готы, получившие просвещение приблизительно в одно время с эфиопами, приняли христианство в его арианском варианте.

Еще одним Отцом, ставшим для эфиопов непререкаемым авторитетом, является другой Александрийский первосвятитель, св. Кирилл. Примечателен факт, что один из наиболее важных в истории Эфиопской Церкви догматических сборников был назван по имени св. Кирилла Александрийского – Керлос.

Эфиопские клирики

Эфиопские клирики

Эфиопская Церковь, на протяжении почти всей своей истории находившаяся в орбите Коптской Церкви, не приняла Халкидонский собор. Тем не менее, ее учение о Боговоплощении окончательно сформировалось относительно недавно – в XIX веке. Толчком к этому послужила деятельность западных миссий – католической и протестантской, которые поставили перед Эфиопской Церковью ряд сложных вопросов о ее богословской идентичности.

В результате христологических споров, спровоцированных контактами с западным христианством, внутри Эфиопской Церкви сформировались три догматические партии, исповедовавшие различные воззрения на Боговоплощение. Для одной партии – Кебат, что значит «помазание» – Боговоплощение заключалось в помазании Христа Святым Духом.

Это учение парадоксальным образом близко к радикальному несторианству. Вторая партия – Цегга Лей, что значит «Сын благодати» – придерживалась учения о трех рождениях Христа: первого от Отца, второго от Девы Марии, и третьего от Духа Святого после воплощения. И, наконец, третья партия – Тэуахэдо, что означает «единство», настаивала, что в едином Лице Христа соединились две природы: Божественная и человеческая.

Конечную точку в спорах между этими партиями поставил император Тэводрос II, который в 1855 году императорской властью запретил все прочие доктрины кроме Тэуахэдо. Доктрина Тэуахэдо получила церковное подтверждение на соборе в Бору Мэда в 1878, на сей раз при поддержке Эфиопского императора Йоханнеса и Шойского царя Менелика. Правда, в соборе не участвовало ни одного епископа, потому что в тот период в Эфиопии просто не оказалось епископов. Тем не менее, собор стал важным событием в унификации учения Эфиопской Церкви.

Эфиопский Милленниум

Эфиопский Миллениум

Доктрина Тэуахэдо вполне соответствует учению о Боговоплощении, исповедуемому современными дохалкидонскими Церквами и сформированному под влиянием св. Кирилла Александрийского в интерпретации Севира Антиохийского и ряда других восточно-христианских богословов VI века. Это учение предполагает веру в истинность и полноту как Божества, так и человечества во Христе; двойное единосущие Христа: Отцу по Божеству и нам по человечеству; двойное рождение Христа: первое от Отца по Божеству и второе от Девы Марии по человечеству.

Один и тот же Христос совершал как Божественные, так и человеческие действия (энергии). При этом акцент эфиопскими богословами делается на единстве Лица Христа, в котором Божество и человечество соединились нераздельно и неслиянно. Эфиопские богословы не называют человечество во Христе природой, но говорят о «единой воплотившейся природе Бога Слова», следуя формуле св. Кирилла Александрийского. Также, признавая Божественные и человеческие действия и волевые проявления во Христе, они не говорят о двух энергиях или волях во Христе.

Структура и внутренняя жизнь Эфиопской Церкви

Абуна Павлос

Абуна Павлос

Эфиопская Церковь чрезвычайно централизована – все в ней происходит по воле и с согласия Патриарха. Даже те епископы, которые исполняют административные функции в центральном аппарате патриархии, должны и в незначительных вопросах соотноситься с Патриархом. Характерна также черта: епископы целуют Патриарху руку. Миряне и священники могут даже целовать ему колени. Впрочем, колени могут целовать и у епископов и даже священников.

Эфиопская Церковь занимает одно из первых мест не только по количеству верных, но также по количеству клириков. Окончательной статистики на этот счет не существует.

Эфиопские клирики

Эфиопские клирики

По максимальной оценке, на приблизительно 70 млн. человек населения Эфиопии приходится около полумиллиона клириков, которые окормляют приблизительно 30 000 общин! Помимо Эфиопии, эти общины расположены также в Израиле, США, Канаде, Европе, Африке и Карибском регионе.

Эфиопская Патриархия

Эфиопская Патриархия

К приходам Эфиопской Церкви приписано по множеству клириков. Так, например, в храмах Аддис-Абебы служит по 150 священников, а некоторые приходы насчитывают даже по 500 клириков!

Эфиопский клирик

Эфиопский клирик

В Эфиопской Церкви существует уникальный чин церковнослужителей – дабтара. Хотя в этот чин не рукополагают, он, тем не менее, выполняет в Церкви важную функцию и по своему назначению близок к нашим чтецам или клиросным певцам. При этом дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют! Также дабтара являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви и в этом напоминают церковных дидаскалов.

Эфиопский клирик

Эфиопский клирик

В Эфиопской Церкви действует еще один весьма любопытный институт – богословский совет. В него входит около десяти богословов. Кандидатуры на включение в совет предлагаются Патриархом и утверждаются Синодом.

Богословский совет

Богословский совет

Совет функционирует на постоянной основе, то есть его члены каждый день собираются вместе и, сидя за одним столом, совместно выполняют те задачи, которые ставит перед ними Церковь.

Главная их задача на данное время – перевод Священного Писания на современный амхарский язык. В Церкви используется перевод Писания на древний гыыз, однако этот перевод непонятен большинству эфиопов и, кроме того, он выполнен с греческой Септуагинты.

Эфиопский клирик

Эфиопский клирик

При переводе же Писания на современный амхарский богословы, помимо Септуагинты, ориентируются также на древнееврейский текст. Помимо переводческой деятельности, члены богословского совета занимаются текущими вопросами – дают свои экспертные заключения по тем проблемам, которые возникают в жизни Эфиопской Церкви.

Эфиопская икона

Эфиопская икона

Говоря об эфиопском каноне книг Священного Писания, любопытно отметить, что в него входит ряд апокрифических книг, а также «Пастырь» Ермы, который входил в канон древней Церкви, но затем был из него исключен.

В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Последнее особенно актуально с учетом их огромного числа. Главное учебное заведение Эфиопской Церкви, готовящее клириков – богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Его ректор – архиепископ Тимофей, в свое время учился в Ленинградской Духовной академии. Вообще значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви разговаривает на русском языке, так как учились в Ленинградской Духовной академии. Колледж был основан еще в 1941 году императором Хайле Селассие.

Эфиопский клирик

Эфиопский клирик

При императоре это учебное заведение сначала готовило учителей для школ и входило в систему народного образования, а в 1967 году было преобразовано в богословский факультет университета Аддис-Абебы. Ректором колледжа в тот период был знаменитый индийский богослов В. Сэмюэль – на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью. При Менгисту богословский факультет был закрыт и все его помещения экспроприированы. Колледж был вновь открыт в 1993 году и сейчас является высшим учебным заведением Эфиопской Церкви.

Эфиопские богомольцы

Эфиопские богомольцы

Обучение в колледже ведется в основном на английском языке – как и во всех школах и вузах Эфиопии. Поэтому библиотека укомплектована главным образом книгами на английском языке. Отдельно преподается амхарский язык и гыыз. При чем на гыызе студенты учатся не только читать и писать, но даже составлять поэмы. Наряду с традиционными богословскими предметами здесь преподаются такие любопытные дисциплины как «Статистика и исследовательские методы», «Принципы менеджмента в Церкви», «Компьютерная грамотность», «Основы бухгалтерского дела», «Сохранение и поддержание древностей», «Подготовка, мониторинг и оценка социальных проектов».

В формировании учебного процесса руководство колледжа ориентируется на светские стандарты. Так, начальный курс – бакалавр теологии – здесь рассчитан на 5 лет. Затем следует магистерская программа, которая длится 3 года. В последнее время колледж позволяет защищать докторские программы по стандарту PhD.

Несмотря на такую ориентацию на светские стандарты образования, колледж служит нуждам Церкви и прежде всего нацелен на подготовку священнослужителей. Все студенты колледжа должны быть диаконами. В Эфиопской Церкви следуют древней церковной традиции, согласно которой диаконам позволяется вступать в брак, хотя священникам это уже запрещено. Большинство духовенства Эфиопской Церкви – женатое.

Праздник Богоявления - Тимкет

Праздник Богоявления - Тимкет

Монашество

В Эфиопской Церкви очень сильны монашеские традиции, которые выходят далеко за стены монастырей и влияют на жизнь простого народа. По преданию, монашество в Эфиопию было принесено в шестом веке девятью монахами, пришедшими из «Рума» – Византии. Эти монахи, по всей видимости, принесли в Эфиопию сирийскую монашескую традицию. Со временем она смешалась с элементами египетского монашества, а также дополнилась собственно эфиопскими традициями. Монахи из «Рума» поселились на севере страны, в районе озер. Здесь и поныне находится значительная часть монастырей.

Архимандрит Кирилл (Говорун) и эфиопский монах

Архимандрит Кирилл (Говорун) и эфиопский монах

Многие монастыри скорее похожи на скиты, как они существуют в русской традиции. При некоторых из них живут пустынники. Вообще отшельничество распространено в Эфиопской Церкви. Так например, один из самых знаменитых эфиопских монастырей – Дебре Лебанос – окружен пещерами, в которых до сих пор живут отшельники. Одновременно такие монастыри как Дебре Лебанос являются туристическими местами и охотно получают от этого свои дивиденты.

Эфиопский монах

Эфиопский монах

В Эфиопской Церкви существуют и монастыри, направленные на социальную деятельность. Мы посетили один из них, расположенный неподалеку от Аддис-Абебы. Это женский монастырь Себата – относительно новый, основанный императором Хайле Селассие. Он представляет из себя большой комплекс, раскинувшийся на несколько гектаров и включающий сады, поля, швейные, прядильные и другие мастерские. При монастыре также действует приют для девочек-сирот. Сироты живут в отдельных корпусах, в каждой комнате по 6 девочек и с ними одна монахиня, которая берет на себя заботу по уходу и воспитанию.

Чем младше дети, тем старше монахиня, которая живет с ними. И наоборот, чем старше девочки, тем младше прикрепленная к ним монахиня. Девочки учатся в школе, существующей при монастыре, а также осваивают ремесла в монастырских мастерских. Несмотря на свою социальную направленность, монастырь не оставляет собственно монашеской традиции. В нем действует два храма, в которых богослужение совершается три раза в день.

Устройство монастыря имеет отдельные черты, которые роднят его с греческой монашеской традицией. Так, в нем есть специальный зал для собраний насельниц, где также принимают гостей – у греков такой зал называется «синодикон». Также игуменья монастыря избирается самими сестрами и затем лишь утверждается Синодом. При Менгисту у монастыря были отобраны все его владения, но теперь жизнь обители возрождается.

Роль Церкви в обществе

В настоящее время Церковь в Эфиопии развивает активную социальную деятельность, что для такой бедной страны, часто терпящей гуманитарные катастрофы, очень актуально. Благотворительностью занимаются отдельные монастыри и приходы. Однако в Церкви также функционирует особое агентство по социальной работе – «Комиссия по развитию и межцерковной помощи». Она аккумулирует большие средства, как финансовые так и технические, которые затем идут на различные социальные программы.

Помимо заботы о храмах и монастырях, Церковь в Эфиопии строит дороги, копает колодцы, обучает население современным ирригационным технологиям и т.д. При этом характерно, что помощь направляется не только членам Эфиопской Церкви, но также представителям других христианских церквей и даже религий, включая мусульман.

Народные обычаи

Эфиопский народ чрезвычайно набожный. В том, что называется народным благочестием, он очень похож на славян: то же почтение к святыне и клиру, но и то же отсутствие глубокого интереса к тому, что та или иная традиция или то или иное священнодействие означает. Также среди эфиопов широко распространены суеверия.

Народ с особым благоговением относится к храму. Люди начинают креститься за несколько сот метров от храма; некоторые ползут к нему на коленях. Очень распространен обычай целовать ворота, ведущие к храму. Сам храм практически всегда окружен стенами, внутри которых образуется дворик. По периметру дворика расположены могилы, подсобные помещения, часовни. Народ зачастую молится у стен храма, целует эти стены.

Эфиопские богомольцы

Эфиопские богомольцы

Войдя в храм, люди крестятся и делают земные поклоны в направлении алтаря. Во время богослужения входить или выходить из храма не разрешается. Отличительной чертой христиан в Эфиопии является ношение на шее синей бечевки – матеба. Иногда у эфиопских христиан, как и у коптов, на запястье или на лбу вытатуирован крест.

Отличительная черта эфиопских христиан, бросающаяся в глаза — это жизнерадостность. Даже самый последний нищий будет вам улыбаться. Народ относительно безболезненно переживает свою бедность, порой переходящую в откровенную нищету, и, как кажется со стороны, не особо ею тяготится.

Одним из наиболее характерных народных обычаев остается обрезание, которое сохранилось также в Коптской Церкви, частью которой долгое время была Эфиопская Церковь. Причем, если в Коптской Церкви обрезание остается просто народным установлением, к которому Церковь относится безразлично, то в Эфиопской Церкви оно оправдывается ветхозаветной традицией.

В Эфиопии существует еще один обычай, в целом широко распространенный в Африке – обрезание девочек, когда они достигают возраста полового созревания. С этим обычаем Церковь в Эфиопии пытается бороться, однако скорее безуспешно, особенно в сельской местности. Этот обычай поддерживается даже образованными эфиопами как вековое установление.

Эфиопский богомолец

Эфиопский богомолец

Народ в Эфиопии строго соблюдает посты. При этом, если миряне постятся около 180 дней в году, то клирики – около 250. Постными днями являются среда и пятница, кроме периода Пятидесятницы. Помимо известных нам Великого, Рождественского, Успенского и Петрова постов, в Эфиопской Церкви существует также трехдневный пост Ниневии и пост Пророков, длящийся 43 дня. При этом Петров пост и пост Пророков обязательны только для клириков. В пост принято вкушать простую растительную пищу, и то только после полудня. В остальное время эфиопы едят мясо. Рыба здесь дорогая и считается деликатесом.

Мясо забивают особым образом, похожим на кошерный или халяльный способ забивания животных. В этой традиции также проявляются семитские нотки эфиопского христианства. Характерно, что на наружных стенах мясных лавок, где таким образом забивают мясо, красной краской нарисованы кресты. Мясные лавки – это единственные здания, помимо церквей, на которых в Эфиопии можно увидеть изображение креста.

Наряду с соблюдением обрядов, связанных с забиванием животных и обрезанием, в эфиопском христианстве соблюдается еще одна традиция, имеющая иудейское происхождение – соблюдение субботы. В XIV веке эта традиция даже стала предметом жарких споров в Церкви, когда возникло целое движение за соблюдение субботы, связанное с именем монаха Евстафия (Эвостатевос). Учение этого монаха, позже причисленного Эфиопской Церковью к лику святых, сначала встретило неприятие со стороны иерархии. Однако со временем защищавшееся им и его последователями-евостатеями празднование субботы широко вошло в практику Эфиопской Церкви.

Эфиопский клирик

Эфиопский клирик

 

Эфиопский клирик

Эфиопский клирик

Эфиопский клирик

Эфиопский клирик

 

На богослужении

На богослужении

Эфиопский монах

Эфиопский монах

Эфиопский монах

Эфиопский монах

Фото автора

Читайте также:

Эфиопская иконопись (+ ФОТО)

По Эфиопии с президентской ратью совершил путешествие Федор Конюхов

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.