30 ноября 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя началось заключительное в этом году заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Со вступительным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.
Если не произойдет что-то экстраординарное, то до конца года у нас уже не будет заседаний Высшего Церковного Совета. Можно сказать, что сегодня завершающее заседание в этом году, и на повестке дня те вопросы, которые остались у нас от предыдущих заседаний. В первую очередь это принятие ряда внутрицерковных документов, касающихся двух важных тем — молодежи и образования.
Молодежная работа была и остается церковным приоритетом, мы неоднократно об этом говорили. Я радуюсь тому, что эта позиция прочно входит в сознание нашего епископата, духовенства и верующего народа. К сожалению, мы еще только учимся говорить на языке, который был бы понятен для молодых людей и который бы мог адекватно, без всякого искажения, без примитивизации доносить высокие христианские истины до сознания молодых.
За последние десятилетия Церковь сильно помолодела. Теперь в каждом приходе есть юные прихожане, школьники, студенты, молодые семьи с детьми. Они видят в священнике открытого и знающего собеседника по интересующим их вопросам, и этому требованию времени мы призваны соответствовать. В молодости человек нуждается в добром, ненавязчивом совете, который удержит его от крайностей. Поэтому задача Церкви — помочь человеку научиться управлять собой и свою энергию направлять не на раскручивание маховика саморазрушения, а на утверждение себя как сильной, свободной, ответственной личности.
Мы сегодня будем рассматривать Положение о молодежном совете епархий Русской Православной Церкви и Положение о епархиальной школе православного молодежного актива «Вера и дело». Эти документы создают условия для полноценного участия молодых людей в жизни приходов и епархий. Чтобы положения выполнили задачу, формального одобрения недостаточно, — нужна добрая воля пастырей, ответственных за работу с молодыми в приходах. Как вы знаете, основополагающий документ по организации молодежной работы был принят нашим Синодом в октябре, а те два документа, которые мы сегодня должны изучить и по возможности принять, будут направлены, в том числе, на реализацию базисных положений, которые содержатся в документе, принятом в октябре.
Церковь не идет по пути крайностей некоторых неправославных общин, которые вносят в свое богослужение молодежную субкультуру. Такой путь неестественен для традиций Православия, но это не означает, что Церковь должна обслуживать только пожилых людей. Отказываясь от включения элементов молодежной субкультуры в богослужение, считая это недопустимым, мы одновременно готовы говорить на языке, понятном для молодежи, в том числе опираться на элементы молодежной субкультуры во внебогослужебное время, проводя разного рода молодежные церковные мероприятия.
У нас сегодня развиваются общецерковные молодежные инициативы. Есть различные образовательные проекты, в том числе для приходских молодежных работников. Важна поддержка их работы со стороны всех синодальных структур. Важно в работе с молодыми не скатываться в формализм и не повторять ошибок, которые нередко имеют место при организации светских молодежных объединений.
Мы знаем, что в прошлом, когда существовали мощные молодежные организации типа комсомола, в их деятельности было много формализма, и люди чувствовали этот формализм, чувствовали нередко фальшь. Хотя и хорошего было достаточно, но много было и чисто формального, что вызывало скепсис в отношении этой молодежной работы. Мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок в нашей молодежной работе в Церкви. У нас не должно быть формализма, не должно быть организации «для галочки», не должно быть вымученного выражения лица у молодых людей, когда они собираются, потому что кто-то зачем-то их пригласил, но внутреннего энтузиазма не чувствуется. Вся молодежная работа должна основываться на естественном чувстве людей, на их желании быть вместе, работать вместе, мыслить вместе, молиться вместе.
Наша Церковь продолжает активно заниматься вопросами катехизации. Катехизация — это, в сущности, ликбез, который мы должны проводить. Но этот ликбез касается отнюдь не только членов общины — он касается всех, кто живет стереотипными представлениями о Православии. Масштаб катехизации, которую мы сегодня проводим, — это масштаб всей страны, всего канонического пространства нашей Церкви. Когда мы говорим, что у нас в стране 80 % православных, то говорим социологическую правду. Но нам часто пеняют: какие же это православные, если они не знают элементарных вещей про церковную жизнь, не знают основных молитв, не участвуют в таинствах и так далее? Но это пример снисходительности и любви, которые проявляет Церковь. Если человек называет себя православным, но еще не знает всех церковных праздников, не знает, почему в среду и пятницу надо соблюдать пост, мы не говорим ему: «нет, ты не вправе называть себя православным, потому что не соблюдаешь или не знаешь те или иные церковные правила». Церковь должна с любовью принимать каждого человека в свою общину, не отказывая ему в праве считать и называть себя православным. Но если перед нами православный человек, который не знает элементарных истин Православия, не имеет никакого опыта жизни в Церкви, то наша задача заключается в том, чтобы и «статистические» православные становились активными членами Церкви. Собственно говоря, это главная задача переживаемого нами исторического момента. «Статистические» православные люди, которые отождествляют себя с Православием по культуре, по традиции, должны становиться людьми, живущими законами веры.
А катехизация — это следующий жест любви со стороны Церкви, проявление заботы и помощи в обретении тех знаний, которые человек по тем или иным причинам еще не приобрел, введение в традицию, в которой он не вырос, но к которой пришел уже в зрелом возрасте или с которой отождествляет себя чисто интеллектуально. Катехизация должна стать неотъемлемой частью жизни любого прихода, любой церковной общины. Каждый приход должен быть обеспечен соответствующими документами в помощь катехизаторам. Отдел религиозного образования и катехизации такие документы разработал: Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов, Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и Положение об аттестации катехизаторов — документы, разработка и принятие которых — насущное требование церковной действительности.
Мы с вами на предыдущих заседаниях много времени посвятили вопросу о том, как миссионерский, а также катехизический компонент включить в общую систему духовного образования. Считаю, что дискуссии, которые имели место, были очень полезными и документы, которые мы имеем, отражают реальные потребности Церкви. Сегодня мы должны сделать важный шаг в продвижении этих же идей в отношении подготовки катехизаторов нашей Церкви. Занимаясь таким просвещением, распространением знаний о православной традиции на всех уровнях, мы убеждены, что в результате этих трудов будет появляться меньше нелепой, надуманной информации о жизни Церкви. Мифы и откровенная ложь будут иметь меньше места в общественной жизни, потому что люди будут обладать более правдивым и глубоким представлением о православной вере и о жизни Церкви.
Этими словами я бы хотел открыть наше завершающее в этом году заседание Высшего Церковного Совета.