10 марта 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Гефсиманском Черниговском скиту, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый дорогой владыка наместник! Скитоначальник отец Дамиан! Дорогие отцы, братья и сестры!
Благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые мудрые слова, которые Вы сказали сейчас в связи с моим служением в Черниговском Гефсиманском скиту. Должен сказать, что я с особым чувством переступил сегодня порог этого святого храма, потому что сама история Черниговского Гефсиманского скита невероятно поучительна для нас. Нет ничего нового под луной, как говорили древние, и история движется по некой спирали. Не то чтобы каждый виток в точности копировал предыдущий, но, как в генетической памяти человека, передающейся физическим путем, так и в истории особым образом повторяются и отображаются те же самые проблемы, те же самые скорби, те же самые радости. И происходит это потому, что и сегодня, и 100 лет, и 200 лет тому назад и далее главным действующим лицом истории является человек с его силой и его слабостью, с его верой и его безверием, с его взлетами и его падениями, с его внутренней силой и его грехом.
История Черниговского скита очень поучительна. Возникнув в конце XIX века и вскоре набрав духовную силу, в начале века ХХ Черниговский скит был одним из самых важных духовных мест Руси. Его можно было сравнить с Оптиной пустынью и еще некоторыми монастырями, в которых Дух Божий особым образом действовал через угодных Ему людей. Этих людей мы на Руси называли и называем старцами. Здесь, в Черниговском скиту, и старец Филипп, и особенно старец Варнава, жившие и трудившиеся в начале века ХХ, являли собой особую силу благодати Божией.
Именно сюда, в Черниговский Гефсиманский скит, тысячами приходили люди. По тысяче человек в день принимал старец Варнава. Сюда приходили люди, принадлежавшие к элите общества, к интеллигенции. Так же, как и в Оптиной, они слушали здесь назидания старцев и, несомненно, почерпывали для себя нечто важное и существенное. Известно, что и государь император Николай II имел духовное общение со старцем Варнавой, и наверняка многие мысли, высказанные старцем, помогли святому царю-страстотерпцу с христианским достоинством, верой и упованием на Бога перенести злословия, клевету и, наконец, страдания и саму смерть.
Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи. Многие метались, думая, что тем самым смогут достичь справедливости и для себя самих, и для всего народа. Легко поддаваясь искушениям, соблазнам — тому, что мы сегодня можем назвать пропагандой, эти люди духовно разоружались, порывали с прошлым, порывали с Церковью, предавались быстро меняющимся идеалам, которые, в полной мере захватив сознание «великих» тогдашнего российского общества, привели страну к краху, к гибели, к разрушению святынь, к попранию чести и достоинства, к разрушению народной жизни. И до сих пор трагедии века ХХ преследуют нас и в веке XXI.
Вот и сегодня Церковь открыта для взаимодействия со всеми, в том числе с интеллектуальной элитой общества или теми, кто так себя называет и к таковой себя причисляет. Церковь готова в открытом и честном диалоге говорить то, что она говорила и в начале века ХХ, то, что она обязана говорить до скончания века: о правде Божией, о добре и зле, об истине и лжи. Мы знаем, что и сегодня и в Черниговский скит, и в другие обители приходит много мыслящих людей и простого народа, хранящего в сердце веру православную. И мы знаем, что сегодня продолжается великое обращение нашего народа к вере православной, как бы клеветники и лжецы ни пытались очернить все то, что сегодня происходит в духовной жизни нашего Отечества.
Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок. Есть только один путь, и, как говорят сегодня историки, анализируя трагические события начала ХХ века, если бы тогда произошло подлинное обращение людей к Богу, к Церкви, то не было бы страданий народа, не погибли бы десятки миллионов, не была бы страна отброшена на десятки лет назад. Жизнь была бы другой — и духовная, и материальная.
И сегодня мы можем повторить то же самое применительно к нашему времени. Если не совратятся те, кто может оказывать влияние на других, если народ наш окажется способным не воспринимать ложь и клевету, которые распространяются сегодня через средства массовой информации и Интернет, если мы выработаем в своей душе, в своем сознании, в своем восприятии жизни твердые навыки сопротивления лжи, то спасемся сами и спасем страну нашу.
Посещение Черниговского скита, прикосновение к духовному опыту старца Варнавы, который своими молитвами, своими словами, своим общением с людьми пытался остановить погибель России, помогает нам обрести особое духовное трезвение, мужество, стойкость, способность сопротивляться лжи и клевете и работать для спасения людей. Таково призвание Церкви.
Я обращаюсь ко всем вам, мои дорогие, — к архиереям, священникам, монахам, нашему верующему народу. Я еще и еще раз призываю вас: храните веру православную, в нейже наше спасение. Аминь.
Я хотел бы сегодня сердечно поздравить с 65-летием игумению Варвару, настоятельницу Толгской обители. Свято-Введенская Толгская обитель Ярославской епархии имеет совершенно особое значение для жизни всей нашей Церкви. Это была одна из самых первых обителей, открытых еще в советское время, когда появилась хоть небольшая, но реальная возможность восстанавливать храмы и монастыри. И матушка Варвара, придя на это место разрушения, силами своими, мобилизовав сестер, всех благодетелей, которые хоть чем-то смогли помочь Церкви, не просто воссоздала этот монастырь, а сделала его одним из очагов духовной жизни.
Сердечно благодарю Вас, матушка, за этот особый подвиг, который начался еще в то трудное время, когда Церковь не обладала полной свободой, когда нужны были огромные усилия, чтобы преодолеть сопротивление власти и окружающего мира. Со смирением и духовной силой Вы совершили этот подвиг, подавая многим и сегодня пример того, как нужно не бояться врага рода человеческого, но с упованием на волю Божию совершать свое монашеское делание.
В знак признательности к Вашим трудам и в связи с 65-летием со дня рождения Вы награждаетесь орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского I степени. Аксиа!
<…>