В продолжение дискуссии о патриотизме, о благоустроении своей земли, о поиске лучшей доли мы публикуем фрагмент выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью Нижегородской области, произнесенного во время Первосвятительского визита.

Источник: Патриархия.ру

Очень часто мы любим критиковать свою страну, порядки, которые у нас есть, сравнивать их с какими-то другими порядками, с восторгом и придыханием говорить, «как у них», а потом говорить: «а вот у нас…». Особенно часто это бывает после того, как люди впервые знакомятся с опытом жизни в других странах, — непременно начинаются сравнения не в пользу своей собственной страны. В принципе, в таких сравнениях нет ничего плохого. Если увидишь, что кто-то работает лучше тебя, — учись. Попытайся сделать то же самое. Собственно говоря, так и растет человеческая цивилизация. Тот факт, что мы с вами плохо живем, тот факт, что, может быть, уровень нашей бытовой культуры, благоустройство наших городов, уровень нашей работы с землей не такой, как у других, является именно результатом той самой изоляции, в которой десятилетиями жил наш народ, не видя ничего другого, не видя никаких примеров, не имея возможности ни с чем сравнивать. Как можно было сравнить один тип одежды с другим, когда в магазинах продавался только один тип одежды и другого люди не видели? Как можно было сравнить автомобили, когда выпускался только один тип или один стандарт автомобиля? Как можно было сравнить мебель, понять, хорошая она или плохая, когда люди не знали другой мебели? А если не видишь и не знаешь, то и роста нет. Важно, чтобы опыт, который мы получаем от общения с другими, провоцировал нас на работу в хорошем смысле слова, подталкивал к тому, чтобы сделать не хуже, а лучше. И в этом смысле подобный опыт является большой ценностью.

И вот теперь позвольте мне перейти к чему-то очень важному. А в каком смысле опыт других может быть ценностью? Есть два типа поведения. Есть поведение реактивное — от слова «реакция». Человек веселится, когда его веселят. Человек злится, когда его злят. Человек идет, когда его толкают. Человек останавливается, когда его останавливают. Это очень удобный тип поведения. Он не предполагает инициативы. Иногда такой тип поведения воспитывается сознательно. Кстати, наше прошлое воспитывало такой тип поведения: «Ну зачем думать о стране? Ну зачем думать о том, что дальше моего носа? Этим начальство занимается, все расписано. Кому что положено, он то и делает. А мне-то какое до всего этого дело?» Реактивный тип поведения провоцирует общественную апатию. Грязно на улицах города — «не мое это дело. Вот мэр плохой, вот управа городская плохая, дворники плохо работают». При этом можно с легкостью взять пластмассовую бутылку от шипучего напитка и бросить ее на землю. Поведение реактивное: есть давление — поддадимся, нет давления — ничего не происходит.

А есть другой тип поведения — активное поведение, когда человек не реагирует на раздражители извне и не строит свою манеру поведения и свой стиль жизни в зависимости от этих раздражителей, а когда человек сам идет вперед, когда ему есть дело до всего. Когда он сознает, что грязь на улице — «это не только проблема коммунальной службы, это и моя проблема, и проблема моего соседа». Когда неустройство в общественной жизни человек воспринимает не как задачу для вышестоящего начальства, а как свою собственную повестку дня. Когда пробуждается творческая активность; когда появляется желание работать не только для самого себя; когда появляется желание не только свою комнату украсить или, в лучшем случае, палисадничек, но украсить город, деревню — мир Божий сделать более прекрасным. Активная позиция развивает внутренний творческий потенциал человеческой личности.

Я думаю, что построение справедливого общества, достижение счастья и благополучия в жизни невозможно без активной жизненной позиции. Если внимательно почитать Евангелие — ведь оно именно такую жизненную позицию предлагает. Оно не требует, чтобы человек лез на баррикады, с оружием в руках боролся за лучший мир. Но Евангелие требует от человека преобразовывать себя, а через себя — и окружающий мир.

Послушание. Саввино-Сторожевский монастырь. Фото Анны Даниловой.

Послушание. Саввино-Сторожевский монастырь. Фото Анны Даниловой.

И подобное познается подобным. Если у нас грязные города, это не значит, что непременно мэр плохой или коммунальная служба плохо работает. Это означает, что мы плохие. Был у меня такой случай. В одном районном центре я должен был выступить перед учителями. Было это в трудные 90-е годы. И вот я шел по этому районному центру. Дело было по весне. Город производил ужасное впечатление: разбитые стекла в подъездах, расписанные стены, огромное количество полиэтиленовых бутылок, спичечных коробков, коробок от сигарет, пустые консервные банки — кошмар. Привели меня в здание дома культуры, сопровождал меня мэр, не знаю, хороший или плохой. Мы взошли на сцену, я начал говорить, и как только я закончил, последовали вопросы из зала. Впрочем, это были не вопросы — крик, шум, и всё в адрес этого мэра. Я слушал, а потом встал и сказал: «Вы знаете, я не знаком с вашим мэром, я его сегодня в первый раз вижу. Может быть, всё, что вы говорите, правильно, но ведь не мэр разбивает стекла в подъездах, не мэр же гадит в лифтах, не мэр расписывает фасад, не мэр бросает бутылки. Его можно обвинить в том, что он плохо организует уборку за всеми вами, но сорите-то вы». Притихла аудитория. А потом я спросил (там было много женщин): «А скажите, пожалуйста, вы у себя дома поддерживаете идеальный порядок?» — Молчание. — «Тогда, — говорю, — я знаю, как выглядят ваши дома. У вас спальня, в спальне стоит шкаф, а на шкафу стоят пустые коробки из-под обуви». — Смех в зале, и головами закивали. — «А утром на кухне у вас грязная посуда, матушки. Вам что, мэр и посуду должен утром помыть? А что творится в ваших палисадничках, в этих грязных и разбитых сараях за вашими домами? Почему вы не наводите порядок в своем доме, почему вы не наводите порядок в своем палисаднике, но требуете навести порядок в городе, стране?» А потому, что подобная жизненная позиция — реактивная. Появился мусор — мы и отреагировали, но не своим собственным трудом, а криками. А что касается самого себя — это свято, никто критиковать не может, «это моя личная жизнь, безобразие в моем собственном доме — это моя ответственность, это никого не касается». Но ведь все связано — личное и общественное.

Почему Церковь пытается достучаться до человеческих сердец? Потому что от сердца, по слову апостола Павла, исходят злые помыслы. А злые помыслы реализуются в злых делах. Невозможно иметь грязную душу и чистые города. Все очень тесно связано. Вот почему мы говорим о необходимости защиты окружающей среды не только в терминах экологических, но и в терминах духовных, потому что от состояния человеческого духа зависит наше окружение, мир, в котором мы живем. И потому наша позиция должна быть активной — не только в плане защиты окружающей среды, не только в наведении порядка в наших городах. Выражением этой жизненной позиции должна быть готовность трудом в системе общей солидарности преодолевать те неустройства, которые происходят в общественной жизни.

Сегодня мы переживаем тяжелое время, экономический кризис, и я вот о чем хотел бы сказать. Труд — величайшая добродетель человека. Сам Господь связывает труд с самой жизнью: кто не работает, тот пусть и не ест. Но что же делать, когда мы теряем работу? А сегодня очень многие теряют работу — я знаю, что и в этом городе. Это огромный вызов всему обществу. Мы все должны думать о том, как не допустить безработицы, — не только власти, не только экономисты, не только руководители предприятий. Солидарное общество способно быстро переформатироваться в соответствии с изменившимися условиями. Несолидарное общество, которое живет на основе реакции, неспособно самоорганизоваться перед лицом этих трудностей.

Сегодня в стране нужно делать очень многое, и никакой безработицы в России по определению быть не может — при полной нехватке трудовых резервов. Задача заключается, как я сказал, в переформатировании, в том, чтобы дать людям возможность заняться чем-то другим, найти эти возможности. Для этого должна быть проявлена творческая активность — не только руководства, но и народа. Мне кажется, что и Церковь должна здесь внести свой вклад, подумать о том, как церковные структуры могут привлекать людей, которые сегодня лишаются работы.

Возможно, удастся выявить очень много разных задач. Мы уже говорили о защите окружающей среды, мы говорили о чистоте в городах, но есть многое другое, что сегодня можно и нужно делать, что стоит на повестке дня. Пока мы этого не делаем, думая, что у нас денег не хватает, а «вот когда станем богатыми — тогда сделаем». Может, сам факт появления безработицы в определенных секторах экономики дает нам шанс переориентировать, в том числе, экономическую активность нашего общества, направив его на решение тех задач, до которых у нас руки раньше не доходили. Кризис должен не ухудшить жизнь россиян, а научить нас тому, что солидарное общество, уважающее труд, способно, в том числе, дать достойный ответ безработице.

Откуда взялось мнение, что только работа в нефтяной компании или в банке, работа юриста или менеджера являются почетной работой? Их сейчас так много, всех этих «белых воротничков», что многие из них не производят избыточного продукта, необходимого для того, чтобы делиться с другими. Может быть, сам кризис показал необходимость вернуться к активному участию молодежи, в том числе, и в производственной деятельности. И чем труд рабочего, высококвалифицированного, честно относящегося к своему делу, отличается от труда разгильдяя-менеджера? Отличается — в лучшую сторону. Это не значит, что не нужно быть менеджером. Да, нужно уметь управлять производством, но речь идет о перепроизводстве в нашей стране людей, которые в условиях виртуальной экономики научились получать деньги не в ответ на реальную затрату своих сил, а только благодаря хитроумному использованию различных финансовых схем. Я думаю, кризис должен помочь молодежи понять, что всякий труд есть в первую очередь способность проявлять свою активную жизненную позицию и через систему солидарности работать на благо всего общества. И это не громкие слова — это действительно так.

Так сопрягаются темы экономики, политики, социальной жизни с темами духовными. Бог дает нам Свой закон — закон любви; Бог нас призывает к солидарности, Бог нас призывает к труду, честному труду. Когда же мы отказываемся от нравственных основ жизни, когда, насмотревшись разного рода фильмов, начитавшись рекламных журналов, потеряв чувство реальности, мы начинаем изменять божественным идеалам, подвергая сомнению сам факт необходимости трудиться так, чтобы результатом твоего труда пользовались другие, подвергая сомнению всякую солидарность в обществе, не желая занимать никакой активной жизненной позиции, кроме получения максимального количества денег, — тогда начинает что-то разлаживаться. И не потому, что просто так какой-то кризис вдруг на нас упал, а потому, что Бог пожелал, чтобы мир существовал на основе того закона, который Он дал. И всякий отход от этого закона самоубийственен для общества. Правда, если ошибка хирурга видна сразу, то ошибка тех, кто направляет историю, кто влияет на жизнь огромного количества людей — через моду, через стереотипы мыслей — видна не сразу. Ведь для абсолютного большинства нашей молодежи все эти фантики, все эти блестящие обертки, которые дает нам современная видеопродукция, система развлечения, модные журналы, — именно они до сих пор формируют иллюзорное представление о жизни. К этой иллюзии тянутся и дети, и молодежь. Но эта иллюзия нежизнеспособна, потому что это не мир Божий. Жизнеспособна та человеческая цивилизация, которая живет по Божиему закону. А в основе этого закона — любовь. И каждый молодой человек чувствует, что это такое. Подходит возраст, сердце начинает радостно биться от встречи с другим человеком, с другим существом человеческим. Развивается теплое святое чувство, которое дает опыт любви, реальной любви. Этот опыт может открыть человеку, что означает жизнь по закону любви. А если весь род человеческий серьезно примет этот Божественный призыв — жить по любви, по правде Божией — мир станет другим, и мы станем счастливы вне зависимости от того, работаем ли мы в нефтяной компании или слесарем на заводе.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.