16 октября 2011 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, сообщает Патриархия.ru
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем. Мы совершили сегодня рукоположение архимандрита Лукиана во епископа Благовещенского и Тындинского. Владыке, который долгие годы трудился в Санкт-Петербургской епархии, предстоит поехать на Дальний Восток нашей страны, на берег реки Амура, устроять там церковную жизнь, ибо за время безбожного лихолетья более всего пострадали епархии Дальнего Востока и Сибири. И сегодня, предаваясь порой унынию по поводу того, что народ наш покидает эти исконные русские земли, эти огромные просторы, мы задаемся вопросом, а не явилось ли началом этого исхода разрушение святынь, кафедральных соборов, монастырей, которые как крепости объединяли вокруг себя православный народ?
Сегодня миссии Православной Церкви на Дальнем Востоке и в Сибири придается особое значение. И верим, что молитвами святых угодников Божиих, молитвами наших равноапостольных первопроходцев Господь приклонит милость к нашим дальневосточным и сибирским землям, и вместе с возрождением веры православной они будут укрепляться, прирастая материальной силой и духовным благополучием. Ведь в центре проповеди, которую Церковь обращает к миру, — не человеческая мудрость, а истина Божия. От этой истины люди нередко сознательно отворачиваются, понимая, что их внутренний мир ей не соответствует. Это означает, что их внутренний мир принадлежит другим силам, а не силе Божией; а иногда люди просто умом своим не могут до конца понять все величие Божественной истины.
Удивительно, как Бог Всемогущий Свое бытие, Свой мир, Свою истину сумел воплотить в словах и категориях человеческой мысли! Как нужно было умалить эту истину, как нужно было приблизить ее к пониманию людей, чтобы она была понятна пусть не всем, но по крайней мере многим! Вот и сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 6:31-36) несет нам такую Божественную истину: любите врагов ваших, говорит Господь. Но как эти слова расходятся с человеческим опытом! Ведь это враг — тот, кто хочет тебе зла. Чтобы остановить действие врага, нужно употребить силу: либо силу слова, либо силу человеческих мышц, либо силу тех средств, которыми человек обладает. На этой философии сопротивления силой основана вся философия войны. Именно этими идеями оправдывается пролитие человеческой крови — враг должен быть уничтожен. Любите врагов ваших — откуда эти слова, из какого человеческого опыта, из какой человеческой философии, из какого образа жизни? Нет ничего подобного в человеческом мире. Любите врагов ваших — это как гром с неба, как явление Божие, как явление иного бытия. И когда пытливый человеческий ум начинает проникать в эти слова, открывается вся бездна Божественной премудрости, потому что любовь есть величайшая сила. Любовь способна изменить человека: из врага сделать друга; чужого, каждого, к кому наша любовь простирается, сделать своим, ближним.
Вместе с тем почти каждый человек постоянно задает себе вопрос: как я могу любить ближнего своего, который мне враг? Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим удивительным Божественным посланием, учит нас тому, что может помочь изменить наше отношение к людям, в том числе враждебно к нам относящимся. Он говорит: никогда не называйте врагов презрительными, пренебрежительными или оскорбительными именами. А почему? А для того чтобы душа училась от слов и, научившись, примирилась с врагами. Для того чтобы враг стал ближе, не нужно отчуждать его своими фантазиями, своими фобиями — конечно, не теряя бдительности. Не нужно приклеивать ему никаких ярлыков, никаких оскорбительных прозвищ, нужно беречь в некоем целомудрии свой язык. И тогда душа, по слову Златоуста, действительно будет учиться от языка.
Другие замечательные слова в сегодняшнем Евангелии: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. В этих двух фразах — все Евангелие, весь смысл христианского нравоучения. Не хочешь иметь врага — не делай людям зла. Появился враг как бы на ровном месте, вопреки твоей воле, помимо твоих действий, — не называй его врагом. Воспитывай свой разум в том, что он не твой враг, и тогда душа твоя откликнется на этот посыл и примирится с этим человеком. Можно себе представить, каким был бы наш мир, если бы мы жили по этой Божественной заповеди, так расходящейся с повседневным греховным опытом нашей жизни!
Господь призывает нас к высшему. Он не предлагает нам того, что лежит ниже — ниже нашего человеческого разума. Он поднимает высоко планку, чтобы мы, обращаясь к Нему, всегда поднимали голову — и в прямом, и в переносном смысле, ведь Он несоизмеримо нас выше. Оттуда, с неведомой нам высоты, Он обращает к нам слова, которые одних ранят, других обжигают, а третьих привлекают к себе своей Божественной силой. И задача Церкви Христовой — не только духовенства, а всей Церкви, всего народа Божиего — заключается в том, чтобы эти слова осуществлялись в жизни, наполнялись смыслом, преображали реальность.
Как все это далеко от того, что нам показывают по телевидению: ринги, поединки, схватки, лица, искаженные злобой, невероятное количество лжи, подтасовки фактов — лишь бы только убедить кого-то в своей правоте, сделать врага презираемым в глазах других! Но разве это путь к миру? И при этом мы говорим о гражданском мире, о согласии? Да как можно созидать согласие, когда мы разжигаем человеческие страсти, когда каждый вечер миллионы людей становятся очевидцами этого буйства человеческих страстей! Что можно всему этому противопоставить? Еще большую силу логики, ума, способности спорить и убеждать? Нет. Всему этому можно противопоставить только исполнение слов Христа Спасителя: Итак, кто хочет, чтобы люди поступали с ним по-доброму, сам по-доброму относись к людям и люби врага своего. Только от Бога могли прийти к нам в грешный мир эти слова. Любого человека побили бы камнями и уничтожили, если бы он стал проповедовать такую философию. Но поскольку это слово Божие, оно живет и действует и острее меча обоюдоострого, разделяя само человеческое естество (см. Евр. 4:12), и верим, что только это слово, воплощенное в жизни людей, и способно спасти род человеческий.
Это послание и нужно нести — и новорукоположенному епископу на Дальний Восток, и каждому архиерею Церкви нашей, и каждому священнику, и всем вам, мои дорогие братья и сестры; потому что вы не статисты в Церкви — вы ее члены, вы проповедники, вы благовестники. Ведь Церковь апостольская, а значит, каждый мирянин несет апостольское служение. Несите эту истину в мир, сами старайтесь жить по этим словам, преобразуйте мир силой Божественной мудрости. И верим, что Господь в ответ на молитву нашу, на смирение наше, на нашу готовность нести поношения во имя Божией правды, приклонит к нам Свою милость, и все большее и большее количество людей и на Дальнем Востоке, и на западе, и на севере, и на юге Святой Руси примут Божественные слова как некий закон своей собственной жизни и в соответствии с этим законом начнут устроять и преобразовывать эту грешную жизнь по воле Божией. Аминь.